АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
января 2018 года № Ф03-5282/2017
Резолютивная часть постановления объявлена января 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен января 2018 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Камалиевой Г.А.
Судей: Барбатова А.Н., Мельниковой Н.Ю.
при участии:
представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Амурской области
на решение от 23.06.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2017
по делу № А04-3105/2017 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции – судья Москаленко И.А.; в суде апелляционной инстанции – судьи Пичинина И.Е., Козлова Т.Д., Шевц А.В.
по иску акционерного общества «Коммунальные системы БАМа»
кминистерству финансов Амурской области, министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
третье лицо:администрация Тындинского района
овзыскании 3 795 650 руб. 89 коп.
Открытое акционерное общество «Коммунальные системы БАМа» (далее - АО «КСБ»; ОГРН <***>, адрес (место нахождения): 676282, <...>) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Амурской области в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее – министерство ЖКХ Амурской области; ОГРН <***>, адрес (место нахождения): 675000, <...>), в лице министерства финансов Амурской области (далее – Минфин Амурской области; ОГРН <***>, адрес (место нахождения): 675023, <...>) о взыскании убытков в сумме 3 795 650, 89 руб. в виде выпадающих доходов, возникших в связи с межтарифной разницей за декабрь 2016 год (с учетом принятого в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения.)
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Тындинского сельсовета, ООО «Жилищник Бама Восток», ООО «Жилищник Бама Запад».
Решением суда от 23.06.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2017, с Амурской области в лице Минфина Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу истца взыскана компенсация выпадающих доходов за декабрь 2016 года в сумме 3 795 650, 89 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлине 41 978, 25 руб. В иске к министерству ЖКХ Амурской области отказано.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Минфина Амурской области, полагающего, что арбитражными судами при принятии обжалуемых судебных актов были неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой инстанции не установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела. В связи с этим податель кассационной жалобы просит обжалуемые по делу решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов кассационной жалобы ее податель ссылается на непредставление в отношении Минфина Амурской области истцом объективных доказательств неправомерных действий (бездействия), наличия признаков вины, причинно-следственной связи между незаконными действиями (бездействием) государственного органа. Указывает на то, что согласно Постановлению Правительства Амурской области от 19.03.2013 № 104 «Об утверждении порядка расходования субвенций из областного бюджета, предоставляемой местным бюджетам на осуществление государственного полномочия по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате льготных тарифов для населения Амурской области» (далее – Порядок № 104) главным распорядителем средств субвенций является министерство ЖКХ Амурской области. Обращает внимание на то, что Законом Амурской области от 14.12.2015 № 619-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» администрации Тындинского района распределены субвенции на финансовое обеспечение расходов на осуществление государственных полномочий по компенсации выпадающих расходов теплоснабжающих организаций на 2016 год в размере 153 552 423, 82 руб., которые перечислены в местный бюджет в полном объеме, по состоянию на 01.01.2017 остаток неиспользованных субвенций составил 0,00 руб. Полагает, что Закон Амурской области № 619-ФЗ от 14.12.2015 исполнен Минфином Амурской области в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО «КСБ» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей обеспечение тепловой энергией население Тындинского района.
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.12.2015 № 214-пр/т «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2015-2020 гг.» для истца были установлены следующие тарифы на тепловую энергию 3 426,22 руб./Гкал (с НДС) в период с 01.01.2016 по 30.06.2016; 3 941,79 руб./Гкал (с НДС) в период с 01.07.2016 по 31.12.2016.
Приказом Управления от 18.12.2015 № 213-пр/т «Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями, на 2016 год» установлены льготные тарифы на тепловую энергию, для населения отпускаемые АО «КСБ» одноставочный: Аносовский сельсовет Тындинского района с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 1 495,58 руб./Гкал; Беленький сельсовет Тындинского района с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 1 902,69 руб./Гкал; Дипкунский сельсовет Тындинского благоустройством), 2 880,67 руб./Гкал (одноэтажные двухквартирные дома, жилые дома с полным благоустройством и дома барачного типа) 3 044,09 руб./Гкал (жилые дома оборудованные ваннами, без водоотведения) 2 879,49 руб./Гкал (жилые дома с холодным водоснабжением (без ГВС)); Кувыткинский сельсовет Тындинского района с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 1 666,05 руб./Гкал; Ларбинский сельсовет Тындинского района с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 1 748,76 руб./Гкал (МКД с полным благоустройством), 2 826,07 руб./Гкал (одноэтажные двухквартирные дома, жилые дома с полным благоустройством и дома барачного типа), 3 126,71 руб./Гкал (жилые дома оборудованные ваннами, без водоотведения), 2 753,61 руб./Гкал (жилые дома с холодным водоснабжением); Марьевский сельсовет Тындинского района с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 1 953,09 руб./Гкал руб./Гкал (МКД с полным благоустройством), 3 004,39 руб./Гкал (одноэтажные двухквартирные дома, жилые дома с полным благоустройством и дома барачного типа); Моготский сельсовет Тындинского района с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 1 654,31 руб./Гкал (МКД с полным благоустройством), 3 171,97 руб./Гкал (жилые дома в деревянном исполнении с полным благоустройством), 2 894,59 руб./Гкал (одноэтажные двухквартирные дома, жилые дома с полным благоустройством и дома барачного типа), 2 910,80 руб./Гкал (дома оборудованные ваннами, без водоотведения), 3 277,31 руб./Гкал (жилые дома оборудованные холодным водоснабжением и отоплением в деревянном жилом фонде), 2 740,27 руб./Гкал (жилые дома оборудованные холодным водоснабжением и водоотведением в деревянном жилом фонде); Муртыгитский сельсовет Тындинского района с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 1 964,95 руб./Гкал (МКД с полным благоустройством), 3 134,04 руб./Гкал (жилые дома с холодным водоснабжением), 2 920,07 руб./Гкал (жилые дома оборудованные ваннами без водоотведения); п. Лопча Тындинского района с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 1 566,77 руб./Гкал (МКД с полным благоустройством), 2 882,27 руб./Гкал (одноэтажные двухквартирные дома, жилые дома с полным благоустройством и дома барачного типа), 2 309,51 руб./Гкал (жилой дом ПС 220 с электрокотельной), 2 703,37 руб./Гкал (жилые дома с частичным благоустройством (отоплением)); Олекминский сельсовет Тындинского района с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 1 856,57 руб./Гкал (дома оборудованные водопроводом, канализацией, ванными с центральным ГВС); Тутаульский сельсовет Тындинского района с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере в размере 2 247,12 руб./Гкал (МКД с полным благоустройством), 2 908,57 руб./Гкал (одноэтажные двухквартирные дома, жилые дома с полным благоустройством и дома барачного типа), 2 660,26 руб./Гкал (жилые дома с холодным водоснабжением, оборудованные приборами учета); Хорогочинский сельсовет Тындинского района с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 1 580,29 руб./Гкал (МКД с полным благоустройством), 2 679,69 руб./Гкал (жилые дома с холодным водоснабжением, водоотведением), 2 724,39 руб./Гкал (жилые дома с холодным водоснабжением); Чильчинский сельсовет Тындинского района с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 1 784,89 руб./Гкал (дома оборудованные водопроводом, канализацией, ванными с центральным ГВС); Юкталинский сельсовет Тындинского района с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 1 784,91 руб./Гкал (МКД с полным благоустройством), 2 822,44 руб./Гкал (МКД оборудованные холодным водоснабжением), 2 762,75 руб./Гкал (одноэтажные двухквартирные дома, жилые дома с полным благоустройством и дома барачного типа), 3 046,13 руб./Гкал (жилые дома оборудованные ваннами, без водоотведения), 2 828,41 руб./Гкал (жилые дома с частичным благоустройством (отеплением)); Восточный сельсовет Тындинского района с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 1 928,14 руб./Гкал (МКД, оборудованные холодным, горячим водоснабжением, водоотведением), 2 796,96 руб./Гкал (жилые дома оборудованные холодным, горячим водоснабжением, без водоотведения), 2 765,75 руб./Гкал (жилые дома оборудованные холодным, без горячего водоснабжения, без водоотведения, норматив потребления 6,8 м куб. в мес./чел.), 3 052,71 руб./Гкал (жилой дом, оборудованный холодным водоснабжением, водоотведением, водонагревателем на различных видах топлива (ул. Лесная, 2)).
Таким образом, установленные для АО «КСБ» в Тындинском муниципальном районе Амурской области экономически обоснованные тарифы превышают установленный предельный максимальный тариф для населения.
По договору от 23.12.2016 № 29, заключенному между администрацией Тындинского района и истцом, субсидия по компенсации выпадающих доходов за декабрь 2016 года определена в размере 8021881,82 рублей.
Администрацией Тындинского района произведена выплата субсидий в возмещение выпадающих доходов истцу за декабрь 2016 года в отношении поселений: Аносовский, Беленький, Дипкунский, Кувыкта, Ларба, Лопча, Маревая, Могот, ФИО1, ФИО2, Тутаул, Хорогочи, Чильчи, Юктали в общей сумме 8 021 881,82 рублей, что подтверждается платежным поручением № 2288 от 26.12.2016.
Между тем из межтарифной разницы объем выпадающих доходов истца за декабрь 2016 года составил 11 817 532,71 рублей, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
29.12.2016 письмом №18-785 администрация Тындинского района сообщила, что субсидия была предоставлена в неполном объеме в связи с отсутствием средств, предоставленных из областного бюджета, недоплата составила 3 795 651 руб.
Направленная истцом 08.02.2017 в Минфин Амурской области претензия № 402 о компенсации затрат в размере 3 795 650,89 рублей оставлена без удовлетворения со ссылкой на осуществление данных полномочий министерством ЖКХ Амурской области.
Неисполнение обязанности по возмещению недополученных доходов истца в размере 3 795 650,89 рублей, послужило основанием для обращения АО «КСБ» в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования общества, судебные инстанции правомерно руководствовались положениями Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ, статей 3, 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», статей 3, 5, 9, 10 Закона Амурской области от 24.12.2012 № 131-ОЗ «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области» (далее - Закон Амурской области от 24.12.2012 № 131-ОЗ), пунктов 3, 4, 5, 7 Постановления Правительства Амурской области от 19.03.2013 № 104 «Об утверждении порядка расходования субвенции из областного бюджета, предоставляемой местным бюджетам на осуществление государственного полномочия по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установленных льготных тарифов для населения Амурской области».
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190) деятельность по производству и передаче тепловой энергии является регулируемым видом деятельности в части вопроса о цене услуг по производству и передаче тепловой энергии.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов).
Введение предельных уровней тарифов, то есть предельного размера цены на соответствующую продукцию, направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов на тепловую энергию, предполагает возможность установления льготных тарифов (части 13 - 15 статьи 10 Федерального закона № 190) и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.
Вместе с тем применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» разъяснено, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Вместе с тем необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется (пункт 1 указанного Постановления).
Таким образом, суды пришли к правильному выводы о том, что надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу о возмещении потерь в виде выпадающих доходов в связи с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее решение, субъект Российской Федерации - Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области.
На территории Амурской области порядок компенсации теплоснабжающим организациям выпадающих доходов, возникших в результате реализации тепловой энергии (мощности) теплоносителя по льготным «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области» (далее - Закон Амурской области от 24.12.2012 № 131-ОЗ).
Статьей 9 Закона Амурской области от 24.12.2012 № 131-ОЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Средства на реализацию государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Постановлением Правительства Амурской области от 19.03.2013 № 104 «Об утверждении порядка расходования субвенций из областного бюджета, предоставляемой местным бюджетам Согласно постановлению Правительства Амурской области от 19.03.2013 № 104 «Об утверждении порядка расходования субвенции из областного бюджета, предоставляемой местным бюджетам на осуществление государственного полномочия по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установленных льготных тарифов для населения Амурской области», в редакции постановления Правительства Амурской области от 11.12.2013 № 624, установлено, что главным распорядителем средств субвенций является министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (пункт 2).
Согласно пункту 3 указанного Постановления размер субвенции рассчитывается в соответствии с Методикой формирования общего объема субвенций муниципальным образованиям на финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, предусмотренной Законом.
Перечисление субвенций осуществляется муниципальным районам и городским округам в установленном порядке на основании доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с предельными объемами финансирования и в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых является субвенция (пункт 4).
Из пункта 5 Постановления от 19.03.2013 № 104 следует, что субвенция отражается в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и расходуется на компенсацию выпадающих доходов, а также на финансовое обеспечение материальных затрат на исполнение переданных полномочий.
Главный распорядитель ежемесячно, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в Минфин Амурской области отчет о расходовании субвенций в разрезе муниципальных образований по форме согласно приложению № 3 к вышеуказанному Постановлению (пункт 7).
Судами установлено, что запланированные Законом Амурской области от 14.12.2015 № 619-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» субвенции из областного бюджета Тындинскому району на финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов для населения Амурской области в сумме 153 552 423, 82 руб. предоставлены бюджету района, которые, в свою очередь, направлены на соответствующие цели в полном объеме.
Как указывает сам заявитель жалобы, остаток по состоянию на 01.01.2017 составил 0,00 руб. Доказательств нецелевого использования бюджетных средств не имеется.
При этом факт оказания АО «КСБ» услуг теплоснабжения в 2016 году, их объем и размер выпадающих доходов ввиду разницы в тарифах в 11 817 532 руб. 71 коп. установлен материалами дела и не оспаривается сторонами. Материалами дела также подтверждается, что остаток некомпенсированных выпадающих доходов истца, за указанный период составил 3 795 650 руб. 89 коп.
При таких обстоятельствах, установив, что Амурской областью не обеспечено возмещение экономически обоснованных затрат АО «КСБ» в спорной сумме, суды правомерно понесенные последним расходы квалифицировали в соответствии со статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве убытков, причиненных юридическому лицу в результате незаконного бездействия субъекта Российской Федерации, и обоснованно взыскали в пользу истца спорную сумму с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области.
По существу доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения арбитражных судов обеих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, фактически не опровергают выводы суда, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятого по делу судебного акта в порядке кассационного производства, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами не допущено.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.06.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2017 по делу № А04-3105/2017 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Г.А. Камалиева
Судьи А.Н. Барбатов
Н.Ю. Мельникова