НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 09.06.2022 № А73-16392/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июня 2022 года                                                                        № Ф03-2458/2022

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен июня 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Ширяева И.В.

судей Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.

при участии: от администрации города Комсомольска-на-Амуре:             Пырькова О.С., представитель по доверенности № 1.1-44/99 от 27.12.2021;

от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю:      Петренко В.А., представитель по доверенности б/н от 30.12.2021 ;                           

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Вербинская Т.П., представитель по доверенности от 28.01.2022 № 1-07/1068;

рассмотрев в судебном заседании, путем использования системы                 веб-конференции, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю

на решение от 24.12.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022

по делу №   А73-16392/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению администрации города Комсомольска-на-Амуре                               

к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю                           

третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

о признании недействительным представления

   УСТАНОВИЛ:

Администрация города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН 1032700030373, ИНН 2703000150; адрес: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, 13; далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю                      (ОГРН 1022700911881, ИНН 2721009290; адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 41; далее – Управление) о признании недействительным представления от 01.07.2021 № 22-14/75/48-4017.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края        (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828; адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 71; далее – Министерство).

Решением суда от 24.12.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022, заявленное требование удовлетворено, оспариваемое представление признано незаконным.

Не согласившись с судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Приводит доводы о неправильном применении судами положений подпунктов «б», «з» пункта 11 Правил представления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (приложение № 15 к Государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710; далее – Правила № 1710/15). При этом выражает несогласие с выводом судов о возможности исключения «по объективным причинам» общественных территорий из адресного перечня нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству (в том числе в отсутствие одобрения Межведомственной комиссии Хабаровского края), поскольку считает, что названными подпунктами Правил № 1710/15 установлен исчерпывающий перечень оснований для такого исключения и такое основание, как «объективные причины», в нем не предусмотрено. Кроме того, по мнению заявителя, судами ошибочно приняты во внимание положения не опубликованного в  установленном порядке постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре от 09.12.2019 № 2769/1-па «О внесении изменений в постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 22.12.2017 № 3178-па «Об утверждении муниципальной программы городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» «Формирование современной городской среды»» (далее – постановление № 2769/1-па), которым с целью приведения муниципальной программы в соответствие требованиям федерального и регионального законодательства в программу включены два обязательных условия предоставления субсидии.  

В отзыве на кассационную жалобу администрация привела возражения по изложенным в жалобе доводам; считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

В судебном заседании, проведенном путем использования системы                 веб-конференции, представители Управления и администрации поддержали свои правовые позиции; представитель Министерства просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.

На основании приказа от 18.03.2021 № 105 Управлением в отношении  администрации проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» за период с 01.01.2020 по 28.02.2021.

По мнению Управления, администрацией производилось необоснованное исключение общественных территорий из адресного перечня объектов, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в рамках реализации Муниципальной программы городского округа город Комсомольск-на-Амуре «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», утвержденной постановлением администрации                г. Комсомольска-на-Амуре от 22.12.2017 № 3178-па (далее – постановление                  № 3178-па).

Изначально адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в период с 2018 по 2022 годы, включал 37 объектов и утвержден в приложении к Протоколу совещания по вопросу определения общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве от 01.12.2017 и в приложении № 3 к муниципальной программе (далее – адресный перечень).

В дальнейшем (в период с 2018 по 2020 годы) постановлениями администрации в адресный перечень вносились изменения, согласно которым из муниципальной программы (в редакции постановления администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 21.08.2020 № 1644-па) исключены 16 общественных территорий.

По результатам проверки составлен акт от 07.05.2021 и вынесено представление от 01.07.2021 № 22-14/75/48-4017 с требованиями принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений в срок до 10.08.2021, представлению информации о результатах исполнения представления не позднее 31.08.2021. Администрация предупреждена об административной ответственности в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение представления в установленный срок.

Не согласившись с представлением, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Как установлено судами и следует из пункта 1 оспариваемого представления от 01.07.2021 № 22-14/75/48-4017, Управление вменило администрации нарушение подпунктов «б», «з» пункта 11 Правил № 1710/15, а также подпунктов «в», «з» пункта 2.2.2. Правил № 356-пр/5 (приложение  № 5 к Государственной программе Хабаровского края «Формирование современной городской среды», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 31.08.2017 № 356-пр; далее – Правила № 356-пр/5), выразившееся в необоснованном исключении 16 объектов из адресного перечня общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования городского округа «Город «Комсомольск-на-Амуре» на 2018-2022 годы».

Так, в силу подпунктов «б», «з» пункта 11 Правил № 1710/15 муниципальная программа должна предусматривать: б) адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период. Физическое состояние общественной территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации общественной территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ; з) право муниципального образования исключать из адресного перечня дворовых и общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации муниципальной программы, территории, расположенные вблизи многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов, а также территории, которые планируются к изъятию для муниципальных или государственных нужд в соответствии с генеральным планом соответствующего поселения при условии одобрения решения об исключении указанных территорий из адресного перечня дворовых территорий и общественных территорий межведомственной комиссией в порядке, установленном такой комиссией.

Кроме того, согласно подпунктам «в», «з» пункта 2.2.2 Правил                       № 356-пр/5 условиями предоставления субсидии является: наличие муниципальной программы, направленной на реализацию мероприятий, указанных в настоящих Правилах, содержащей, в том числе, следующую информацию:               в) адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом физического состояния общественной территории) и подлежащих благоустройству в указанный период. Физическое состояние общественной территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации общественной территории, проведенной в соответствии с порядком, определенным приложением № 7 к государственной программе края;                      з) право муниципального образования края исключать из адресных перечней дворовых и общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации муниципальной программы, территории, расположенные вблизи многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов, а также территории, которые планируются к изъятию для муниципальных или государственных нужд в соответствии с генеральным планом соответствующего поселения, утвержденным согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при условии одобрения решения об исключении указанных территорий из адресного перечня дворовых территорий и общественных территорий межведомственной комиссией в порядке, установленном такой комиссией.

Таким образом, упомянутые Правила №№ 1710/15 и 356-пр/5                         не устанавливают запрет на исключение объектов из адресного перечня общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в рамках реализации муниципальной программы, при наличии к тому объективных причин, в том числе в отсутствие одобрения Межведомственной комиссии Хабаровского края.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Вместе с тем нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в действиях администрации, выразившихся в исключении объектов из адресного перечня общественных территорий, на данный момент не усматривается.

Причины исключения муниципальным образованием общественных территорий из адресного перечня контролирующим органом в порядке статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не опровергнуты.

При изложенном оснований для вынесения оспариваемого представления по пункту 1 у Управления не имелось.

Довод о невозможности исключения администрацией по объективным причинам общественных территорий из адресного перечня нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству основан на неверном толковании положений Правил № 1710/15, № 356-пр/5, в связи с чем отклоняется судом округа.

Далее, как следует из пункта 2 оспариваемого представления от 01.07.2021 № 22-14/75/48-4017, Управление также вменило администрации нарушение подпунктов «з», «л» пункта 11 Правил № 1710, подпунктов «ж», «з» пункта 2.2.2 356-пр/5, выразившееся в несоответствиипостановления                № 3178-па требованиям нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Правительства Хабаровского края ввиду отсутствия в муниципальной программе двух обязательных условий предоставления субсидии.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2019 № 106 в Правила № 1710/15 внесены изменения, согласно которым муниципальная программа должна содержать следующие условия: право муниципального образования исключать из адресного перечня дворовых и общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации муниципальной программы, территории, расположенные вблизи многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов, а также территории, которые планируются к изъятию для муниципальных или государственных нужд в соответствии с генеральным планом соответствующего поселения при условии одобрения решения об исключении указанных территорий из адресного перечня дворовых территорий и общественных территорий межведомственной комиссией в порядке, установленном такой комиссией (подпункт «з» пункта 11 Правил № 1710/15); условие о предельной дате заключения соглашений по результатам закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях реализации муниципальных программ не позднее 1 июля года предоставления субсидии - для заключения соглашений на выполнение работ по благоустройству общественных территорий, не позднее 1 мая года предоставления субсидии - для заключения соглашений на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) заказчика и (или) комиссии по осуществлению закупок и (или) оператора электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при которых срок заключения таких соглашений продлевается на срок указанного обжалования (подпункт «л» пункта 11 Правил № 1710/15).

Вместе с тем судами установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что постановлением № 2769/1-па в муниципальную программу внесены изменения путём добавления приведённых условий.

Аргумент о неопубликовании в установленном порядке постановления № 2769/1-па являлся предметом исследования нижестоящих судов и правомерно отклонен последними со ссылкой на положения Устава города Комсомольска-на-Амуре, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 03.09.1996 № 55 (далее – Устав), как не нашедший своего подтверждения.

Так, судами установлено, что постановление № 2769/1-па размещено на сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре (https://www.kmscity.ru), при этом Устав города (пункт 4 статьи 36) предусматривает возможность издания муниципальных правовых актов периодическими или тематическими сборниками и размещения их в электронных информационных системах.

Таким образом, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.12.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 по делу № А73-16392/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           И.В. Ширяев                    

Судьи                                                                                    А.И. Михайлова         

                                                                                         Т.Н. Никитина