НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 08.07.2022 № А51-16118/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

08 июля 2022 года                                                                       № Ф03-2431/2022

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе

судьи Черняк Л.М.

рассмотрев (в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон) кассационную жалобу публичного акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт»

на решение от 21.12.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022

по делу № А51-16118/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению публичного акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт» (ОГРН <***>, ИНН <***>,                    адрес: ул. Стрельникова, д. 9, г. Владивосток, Приморский край, 690065)

к межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу                         (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Алеутская, зд. 12Б,                г. Владивосток, Приморский Край, 690091)

о признании незаконным и отмене постановления, представления

установил: публичное акционерное общество «Владивостокский морской торговый порт» (далее – общество, порт, ПАО «ВМТП») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее – управление, административный орган, Росалкогольрегулирование) от 02.09.2021                      № 0702/310521/02399 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении и представления от 02.09.2021                           № 0702/310521/02399 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением суда от 21.12.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022, обществу в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с судебными актами, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, ПАО «ВМТП» просит Арбитражный суд Дальневосточного округа их отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель кассационной жалобы приводит доводы об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, настаивая на отсутствии у него правовых оснований и возможности доступа к алкогольной продукции, хранящейся в опломбированных контейнерах, при условии, что действующее законодательство не предоставляет оператору морского терминала права доступа к содержимому контейнеров, в том числе с целью проверки соответствия содержания контейнера сведениям о грузе, указанным в перевозочных документах. Ссылаясь на положения Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ в действующей в спорный период редакции), отмечает, что порт не осуществляет хранение алкогольной продукции, требующее получения лицензии. Полагает, что обязанность по декларированию объемов временного хранения алкогольной продукции лежит только на организациях, осуществляющих производство и оборот алкогольной продукции, к которым порт не относится. Считает, что общество не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не осуществляет оборот алкогольной продукции. Утверждает, что запрос от контрагентов дополнительных документов, не связанных с необходимостью осуществления услуг по перевалке грузов, может повлечь для общества как субъекта естественной монополии ответственность, предусмотренную антимонопольным законодательством.

Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу общества без удовлетворения.

Согласно части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, письмом Дальневосточного таможенного управления от 18.05.2021 № 12-01-24/08079 в адрес управления были представлены сведения по организациям, осуществляющим оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, с указанием таможенных процедур и мест хранения за 1 квартал 2021 года, согласно которым порт осуществлял временное хранение алкогольной продукции в интересах ООО «ДВ-Трейд», ООО «ДВ Импорт», ООО «Аверс-Бир», ООО «ДТА Трейд», ООО «Исттрейд», ООО «Пивная компания»,           ООО «Трейд групп», ООО «Хиноде».

Полагая, что деятельность общества возлагает на него обязанность по декларированию временного хранения алкогольной и спиртосодержащей продукции, ввозимой в Российскую Федерацию в соответствии с правом Евразийского экономического союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а декларация об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по установленной форме за 1 квартал 2021 года в срок не позднее 20.04.2021 портом не представлена, управлением определением от 31.05.2021 в отношении ПАО «ВМТП» возбуждено дело об административном правонарушении по статье 15.13 КоАП РФ.

В пояснениях от 04.06.2021 № ЮД-299 и от 05.07.2021 № ЮД-327 общество указало, что непредставление декларации обусловлено тем, что оно не осуществляет деятельность по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, а является оператором морского терминала и ведет деятельность по перевалке грузов, а также технологическому накоплению грузов с целью его дальнейшей перегрузки с одного вида транспорта на другой, а также отметил, что деятельность по временному хранению товаров осуществляется в рамках заключенных с организациями договоров перевалки, транспортной экспедиции контейнеров, грузов.

15.07.2021 в ответ на запрос управления Владивостокской таможней представлены копии документов отчетности о помещении на временное хранение в 1 квартале 2021 года алкогольной продукции (пива) в местах временного хранения ПАО «ВМТП».

Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, должностным лицом управления 19.08.2021 составлен протокол об административном правонарушении № 0702/310521/02399, 02.09.2021 вынесено постановление             № 0702/310521/02399 о признании виновным в совершении административного правонарушения и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. и представление от 02.09.2021 № 0702/310521/02399 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Полагая указанные постановление и представление незаконными ПАО «ВМТП» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, установления вины юридического лица и отсутствия процессуальных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности. В этой связи признал представление законным и обоснованным.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа признает выводы судов соответствующими установленным по делу обстоятельствам.

Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом № 171-ФЗ.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.

Порядок и форма представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, форма и порядок заполнения этих деклараций устанавливаются федеральным органом по контролю и надзору (пункт 4 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ в редакции, действовавшей на момент спорных отношений).

Приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 396 утвержден Порядок и формат представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций (далее – Порядок № 396).

Согласно пункту 4 Порядка № 396, организации, осуществляющие временное хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, помещаемых под таможенные процедуры таможенного склада, беспошлинной торговли, уничтожения или специальную таможенную процедуру, установленные в соответствии с правом Союза, лица, осуществляющие оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, представляют декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.

Декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 13 Порядка № 396).

Согласно абзацу 13 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции.

Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ).

Судами установлено из материалов дела, что в 1 квартале 2021 года общество осуществляло временное хранение алкогольной продукции, ввезенной на таможенную территорию Евразийского экономического союза и размещенной в зоне таможенного контроля, что было оформлено соответствующими отчетами о принятии товаров на хранение по форме ДО-1 и отражено в информации, представленной таможенным органом.

Анализируя положения Порядка № 396 и учитывая, что временное хранение алкогольной продукции осуществлялось непосредственно обществом, судами отмечено, что последнему следовало осуществить декларирование объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по соответствующей форме.

Вопреки вышеуказанным требованиям обществом в срок не позднее 20.04.2021 не представлена декларация по форме приложения № 2 к Порядку № 396 за 1 квартал 2021 года.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований применения мер ответственности за непредставление указанной отчетности, так как общество не осуществляет лицензируемую деятельность по хранению алкогольной продукции, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и правомерно ими отклонены со ссылками на положения пункта 16 статьи 2, пункта 2 статьи 18 Федерального закона            № 171-ФЗ. При этом суды исходили из отсутствия в действующем правовом регулировании напрямую связи деятельности  юридического  лица  по  временному хранению алкогольной продукции в зоне таможенного контроля и декларированию объемов оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с наличием у такого юридического лица лицензии.

Поскольку судами установлено осуществление обществом в спорном периоде временного хранения алкогольной и спиртосодержащей продукции, ввозимой в Российскую Федерацию в соответствии с правом ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, то в силу прямого указания статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ, пункта 4 Порядка № 396 ПАО «ВМТП» обязано было представить декларацию об объемах оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по установленной форме в срок не позднее 20.04.2021. При этом названные выше нормы не вступают в противоречие с Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и деятельностью порта как оператора морского терминала.

 Утверждение общества об отсутствии у него правовых оснований и возможности доступа к алкогольной продукции, хранящейся в опломбированных контейнерах, при условии, что действующее законодательство не предоставляет оператору морского терминала права доступа к содержимому контейнеров, в том числе с целью проверки соответствия содержания контейнера сведениям о грузе, указанным в перевозочных документах, в связи с чем остаток алкогольной продукции на начало и конец отчетного периода не может быть ему известен, не принято во внимание судами, поскольку указанные обстоятельства не относятся к чрезвычайным или непредвиденным обстоятельствам, а указывают на необходимость получения дополнительных сведений по соответствующей группе товаров, что не исключает вину заявителя.

Судами установлено, что общество имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению установленного порядка своевременного декларирования объемов временного хранения алкогольной и спиртосодержащей продукции, каких-либо объективных препятствий к соблюдению  требований законодательства в указанной  области  судами не установлено; попыток представления декларации за 1 квартал 2021 года общество не предпринимало, с какими-либо запросами по вопросу невозможности заполнения декларации в уполномоченный орган не обращалось. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины заявителя в совершенном правонарушении.

Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что административным органом доказано в действиях общества события правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

Таким образом суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ.

Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности  вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в пределах санкции статьи 15.13 КоАП РФ. Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ исходя из характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения судами не установлены.

Относительно требования общества о признании незаконным и отмене представления управления № 0702/310521/02399 от 02.09.2021 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, судами правомерно учтено, что указанное представление носит производный характер от принятого управлением постановления по делу об административном правонарушении, законность и обоснованность которого нашла подтверждение материалами дела, в связи с этим у административного органа имелись правовые основания для внесения обществу оспариваемого представления.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют                        о несогласии общества с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Поскольку приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 – 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.12.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 по делу № А51-16118/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  обжалованию не подлежит.

Судья                                                                              Л.М. Черняк