ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Хабаровск
09 сентября 2009 г. № Ф03-3691/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.К.Кургузовой
Судей: Т.Г.Брагиной, Е.П.Филимоновой
при участии
от заявителя: ГП ЧАО "Чукотский центр технической инвентаризации" - ФИО1 - представитель, дов.№ 7 от 12.01.2009
от ответчика: МИФНС России № 1 по ЧАО - представитель не явился
от третьего лица:
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
ГП ЧАО "Чукотский центр технической инвентаризации"
на решение от 27.02.2009
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2009
по делу № А80-290/2008
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья: П.В.Скуридин, в апелляционном суде судьи: Т.Д.Пескова, Е.В.Гричановская, А.И.Михайлова
По заявлению ГП ЧАО "Чукотский центр технической инвентаризации"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по ЧАО
о признании недействительным решения
Государственное предприятие Чукотского автономного округа «Чукотский центр технической инвентаризации» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу (далее – инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 30.06.2008 № 22 в части доначисления налога на прибыль за 2006-2007 годы в размере 453 406 руб., начисления пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 27.02.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2009 решение суда отменено в части. Решение налогового органа о доначислении налога на прибыль в сумме 8 156 руб., исчисленного с суммы 33 983 руб., соответствующих пени и штрафа признано недействительным. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований, предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель предприятия доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Инспекция по налогам и сборам надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав в судебном заседании пояснения представителя предприятия, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотский центр технической инвентаризации» по вопросам правильности исчисления, представления предусмотренных законом сведений и отчетности, полноты и своевременности уплаты, удержания, перечисления налогов и сборов: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налога на доходы физических лиц, налога на имущество предприятий, транспортного налога; арендной платы от аренды объектов государственной и муниципальной собственности за период с 01.01.2005 по 31.12.2007. По результатам проверки составлен акт от 29.05.2008 № 16 и принято решение о привлечении предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 203 355 руб. Этим же решением предприятию предложено уплатить доначисленный НДС в размере 139 035 руб., налог на прибыль в размере 817 597 руб., ЕСН в размере 108 370 руб., пени в общей сумме 229 622,31 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу от 01.08.2008 по результатам рассмотрения жалобы предприятия решение налогового органа от 29.05.2008 № 16 изменено. Государственное предприятие Чукотского автономного округа «Чукотский центр технической инвентаризации» привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122, статье 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 167 646 руб., доначислен к уплате НДС в размере 139 035 руб., налог на прибыль в размере 658 620 руб., ЕСН в размере 91 670 руб., пени в размере 222 497,55 руб.
Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления налога на прибыль в сумме 453 406 руб., соответствующей суммы пени, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 90 681 руб., предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований в части признания недействительным решения налогового органа о доначислении налога на прибыль за 2007 год в размере 445 250 руб., соответствующих пени и штрафа, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
К расходам, связанным с производством и реализацией, статьей 255 НК РФ отнесены расходы на оплату труда, к которым относятся, в частности, расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работников и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, осуществляемые в соответствии со статьей 324.1 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 324.1 Кодекса налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников (пункт 2 указанной статьи Кодекса).
Названной статьей предусмотрено, что на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию резерва. Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
Пунктом 5 статьи 324.1 НК РФ установлено, что если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.
В случае если организация не меняет учетную политику в отношении создания резерва предстоящих расходов на оплату отпусков на следующий налоговый период, то на конец отчетного налогового периода может иметь определенный результатами инвентаризации остаток неиспользованного резерва, с правом переноса его на следующий налоговый период.
При рассмотрении дела судом установлено, что предприятием учетная политика для целей налогообложения не формировалась, специальные расчеты резерва для налогообложения прибыли не производились, расчет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников в 2007 году документально не подтверждался. Однако согласно Главной книги у предприятия на конец налогового периода были накоплены средства в сумме 1 855 208 руб. на оплату отпусков работников. Сформированный резерв по своему назначению не использовался ни для целей бухгалтерского, ни для целей налогового учета. При уточнении налоговой политики на следующий налоговый период налогоплательщик не счел целесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что накопленная сумма резерва предстоящих расходов, начисленная в 2007 году, правомерно включена налоговым органом в состав внереализационных доходов текущего налогового периода следует признать обоснованным.
Довод кассационной жалобы о несоблюдении налоговым органом условий для признания внереализационного дохода по неиспользованному резерву со ссылкой на отсутствие учетной политики и специальных расчетов резерва подлежит отклонению, поскольку его создание подтверждается проводками по Дт счета 20 «Основное производство», Кт счета 96 «Резервы предстоящих расходов».
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 27.02.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2009 по делу № А80-290/2008 Арбитражного суда Чукотского автономного округа в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Л.К.Кургузова
Судьи Т.Г.Брагина
Е.П.Филимонова