НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 06.09.2018 № Ф03-3716/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

12 сентября 2018 года № Ф03-3716/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Т.Н. Никитиной

Судей: И.М. Луговой, И.А. Мильчиной

при участии:

от департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу – Власюк О.А., представитель по доверенности от 09.01.2018 № 02-57/5; Новоселова В.В., представитель по доверенности от 09.01.2018 № 02-57/1;

от общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети» – Халиман Н.А., представитель по доверенности от 30.01.2018 б/н;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети»

на решение 03.05.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2018

по делу № А73-2623/2018

Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Г Серга; в суде апелляционной инстанции судьи: А.П. Тищенко, Е.В. Вертопрахова, Е.А.Швец

позаявлению департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1072720000319, ИНН 2720034092, место нахождения: 680510, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Тополево, ул. Центральная, д. 15)

к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети» (ОГРН 1072720000319, ИНН 2720034092, место нахождения: 680510, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Тополево, ул. Центральная, д. 15)

о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду

департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее –департамент) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети» (далее – общество, ООО «Коммунальные сети») о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 245 296,41 руб. и пени в размере 118 272, 02 руб.

Решением суда 03.05.2018, c учетом определения от 04.05.2018 об исправлении описки, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2018 с ООО «Коммунальные сети» в доход бюджета взыскана задолженность за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 1 245 296, 41 руб., пени за период с 02.03.2017 по 29.03.2018 в сумме 118 272, 02 руб., в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 26 636 руб.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе ООО «Коммунальные сети», полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить и дело направить на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы ООО «Коммунальные сети» и его представителем в судебном заседании суда кассационной инстанции приведены доводы о том, что судами не учтено, что общество осуществляет прием от населения с. Тополево и с. Заозерное загрязняющих веществ в составе сточных вод и осуществляет их сброс в водный объект (р. Полежаевка). Указывает, что данная точка сброса сточных вод существовала до принятия обществом в аренду канализационных сетей и очистных сооружений. Считает, что деятельность общества не связана с производством загрязняющих веществ. Ссылается на то, что собственником канализационных сетей и очистных сооружений является администрация. Отсутствие разрешительных документов не позволяет обществу утвердить нормативы допустимых сбросов, вследствие чего оно вынуждено нести дополнительные расходы по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) с повышающим коэффициентом 25, которые не учтены в тарифе на водоотведение.

В отзыве департамент и его представители в судебном заседании заявили возражения на кассационную жалобу, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва к ней, правильность применения судебными инстанциями норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что 27.07.2017 общество представило в департамент уточненную декларацию с расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, в том числе: 386 856, 31 руб. – плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и 10 651, 41 руб.– плата за размещение отходов производства и потребления.

В ходе проверки указанной декларации, департаментом установлено, что расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты выполнен в пределах нормативов допустимых сбросов, при отсутствии оформленного в установленном порядке разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; согласно протоколам анализов, неверно указан фактический сброс загрязняющих веществ, таких как железо и фенолы; неверно указана ставка платы на загрязняющие вещества фенолы.

По результатам проверки департаментом произведено доначисление платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в сумме 1 289 559 руб. 59 коп., с учетом имеющейся переплаты, установлена задолженность в сумме 1 245 296 руб. 41 коп.

Поскольку сумма платы в установленный срок не поступила в бюджет, департамент 05.12.2017 направил обществу требование, в котором предложил в срок до 18.12.2017 оплатить задолженность и пени. В связи с тем, что задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Коммунальные сети» в добровольном порядке не погашена, департамент обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные департаментом требования, руководствовались статьями 1, 16, 16.1, 16.2, 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), пунктами 8, 9, 11, 12, 21 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», пришли к выводу об обоснованном доначислении департаментом обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 289 559, 59 руб. и соответствующих сумм пени.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды, негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно статье 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату).

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016 (далее – Правила № 255).

Пунктом 8 Правил № 255 установлено, что плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее - постановление № 913, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением № 913 и постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

Пунктом 12 Правил № 255 установлено, что при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.

Частью 4 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды установлено, что несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 11 Правил № 255 информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, порядок представления и форма которой устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Как установлено судами, общество представило в департамент уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год с исчисленной суммой 386 856, 31 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. При этом согласно расчетам плата за негативное воздействие на окружающую среду определена обществом как произведение фактической массы загрязняющих веществ и ставки платы применительно к каждому из объектов. При этом неверно указан фактический сброс загрязняющих веществ, таких как железо и фенолы и неверно указана ставка платы на загрязняющие вещества фенолы.

Из представленных в материалы дела расчетов видно, что в связи с отсутствием разрешения на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, расчет платы произведен департаментом с применением пункта 21 Правил № 255, повышающего коэффициента равного 25.

Судом проверена правильность расчета и размера взыскиваемых сумм, нарушений не установлено. ООО «Коммунальные сети», наличие задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 245 296, 41 руб. (с учетом имеющейся переплаты), а также пени за период с 02.03.2017 по 29.03.2018 в сумме 118 272, 02 руб. не опровергло, доказательства ее отсутствия не представило.

Судами правомерно не принят во внимание довод заявителя жалобы о привлечении к участию в деле администрации - собственника канализационных сетей и очистных сооружений, поскольку установлено, что ООО «Коммунальные сети» осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, сбрасывая загрязняющие вещества в водные объекты.

Доводы жалобы о том, что общество вынуждено нести дополнительные расходы по внесению платы за НВОС с повышающим коэффициентом 25, которые не учтены в тарифе на водоотведение, выводов судов о наличии задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 245 296, 41 руб., а также пени в сумме 118 272, 02 руб. не опровергает.

Доводы кассационной жалобы о необходимости иной оценки доказательств, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела; несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.

Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение 03.05.2018, c учетом определения от 04.05.2018 об исправлении описки, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2018 по делу № А73-2623/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Т.Н. Никитина

Судьи И.М. Луговая

И.А. Мильчина