НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 06.02.2024 № Ф03-110/2024

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

09 февраля 2024 года № Ф03-110/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Сецко А.Ю.

судей Кучеренко С.О., Чумакова Е.С.

при участии:

от Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю – Тихомирова Е.Н., представитель по доверенности от 13.10.2023

от внешнего управляющего обществом с ограниченной ответственностью «Лесные ресурсы» Замиловой О.И. – Шаталова А.В., представитель по доверенности от 15.01.2024

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю

на определение от 07.11.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023

по делу № А73-19547/2022

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Федеральной налоговой службы (ОГРН: 1047707030513, ИНН: 7707329152, адрес: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23) в лице Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
(ОГРН: 1042700168961, ИНН: 2721121446, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 41)

о признанииплана внешнего управления недействительным

в рамках делао признании общества с ограниченной ответственностью «Лесные ресурсы» (ОГРН: 1082721447324, ИНН: 2721163823, адрес: 680017, Хабаровский край, г.о. Город Хабаровск, г. Хабаровск, ул. Постышева, д. 16, офис 102/1) несостоятельным (банкротом)

УСТАНОВИЛ:

определением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.12.2022 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Лесные ресурсы» (далее –
ООО «Лесные ресурсы», общество, должник).

Определением суда от 18.01.2023 в отношении ООО «Лесные ресурсы» введено наблюдение, временным управляющим утверждена Замилова Ольга Ивановна.

Определением суда от 19.07.2023 в отношении ООО «Лесные ресурсы» введено внешнее управление сроком на 18 месяцев, внешним управляющим утверждена Замилова О.И.

В рамках настоящего дела о банкротстве в арбитражный суд 29.09.2023 поступило заявление Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее – уполномоченный орган) о признании недействительным плана внешнего управления ООО «Лесные ресурсы», утвержденного решением собрания кредиторов должника от 11.09.2023.

Определением суда от 07.11.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023, заявление оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе уполномоченный орган просит определение суда от 07.11.2023, апелляционное постановление от 20.12.2023 отменить, заявленное требование удовлетворить. В обоснование указывает на отсутствие доказательств соответствия плана внешнего управления требованиям Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), нарушение его положениями прав и законных интересов кредиторов должника, а также на невозможность исполнения данного плана. Полагает, что реализация предусмотренных планом внешнего управления мероприятий, исходя из специфики деятельности должника, сведений
о финансовом состоянии общества, не позволит восстановить платежеспособность ООО «Лесные ресурсы». Указанные в плане мероприятия в виде получения выручки от сдачи имущества в аренду, взыскания дебиторской задолженности будут достаточны только для покрытия текущих расходов, при этом требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов должника, останутся непогашенными.

В материалы дела поступил отзыв внешнего управляющего на кассационную жалобу.

Приложенные к кассационной жалобе и отзыву документы не подлежат приобщению к материалам дела в отсутствие у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) соответствующих полномочий; поступили в электронном виде посредством системы «Мой Арбитр», в связи с чем фактический их возврат на бумажном носителе не производится.

В судебном заседании представитель Федеральной налоговой службы просил кассационную жалобу удовлетворить, представитель внешнего управляющего – оставить без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле о банкротстве, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет», не прибыли, что в соответствии
с правилами части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, 11.09.2023 состоялось собрание кредиторов ООО «Лесные ресурсы», на котором большинством голосов общества с ограниченной ответственностью «Смена Трейдинг» утвержден план внешнего управления общества.

Полагая, что указанный план не соответствует требованиям закона, нарушает права кредиторов должника на полное и в кратчайшие сроки удовлетворение их требований, уполномоченный орган обратился
в арбитражный суд с настоящим заявлением.

На основании части 1 статьи 223 АПК РФ, статьи 32 Закона
о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным статьей 223 АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Исходя из содержания главы VI Закона о банкротстве, внешнее управление представляет собой реабилитационную процедуру, применяемую в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления
его платежеспособности.

Согласно пункту 1 статьи 106 Закона о банкротстве не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию
и иные расходы должника.

Платежеспособность должника признается восстановленной
при отсутствии признаков банкротства, установленных статьей 3 настоящего Закона. План внешнего управления должен: соответствовать требованиям, установленным федеральными законами; предусматривать срок восстановления платежеспособности должника; содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника
в установленный срок (пункт 2 указанной статьи).

Такое обоснование в силу требований статьи 65 АПК РФ
должно представлять собой не просто перечисление абстрактных мер, потенциально возможных к применению в процедуре внешнего управления,
а рациональные доводы, подкрепленные необходимыми расчетами, в пользу определенных мероприятий, конкретизированных по своему содержанию, срокам, объему действий и требуемых для них ресурсов и затрат, которые
в конкретных условиях деятельности предприятия-должника и с учетом внешней по отношению к нему конъюнктуры рынка с большой долей вероятности повлекут за собой восстановление платежеспособности должника, то есть приведут его к такому экономическому положению, когда им будут исполнены все денежные обязательства, кроме тех, которые возникнут в последние три месяца срока внешнего управления.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены
следующие меры по восстановлению платежеспособности должника: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника-унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников
и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций должника; продажа предприятия должника; замещение активов должника; иные меры по восстановлению платежеспособности должника (статья 109 Закона
о банкротстве).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 107 Закона о банкротстве рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана внешнего управления относится к исключительной компетенции собрания кредиторов. План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через два месяца с даты утверждения внешнего управляющего.

В силу пункта 6 статьи 107 Закона о банкротстве план внешнего управления может быть признан недействительным полностью или частично арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по ходатайству лица или лиц, права и законные интересы которых были нарушены.

Основанием для принятия судебного акта о признании плана внешнего управления недействительным являются как его несоответствие закону
или иному правовому акту, так и нарушение положениями этого плана гражданских прав и охраняемых законом интересов конкурсного кредитора, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Обязанность
по доказыванию наличия приведенных обстоятельств возлагается
на заявителя.

Как установлено судами, в качестве обоснования возможности восстановления платежеспособности должника в плане внешнего управления предусмотрен комплекс мер, в том числе: перепрофилирование производства, взыскание дебиторской задолженности, сдача имущества в аренду третьим лицам, оказание нижнескладских услуг, продажа части имущества должника.

При этом основными мерами, за счет реализации которых будет производиться погашение кредиторской задолженности, являются сдача имущества в аренду третьим лицам и оказание нижнескладских услуг.

Так в настоящее время в собственности у должника имеется имущество (железнодорожный тупик, железнодорожный путь), которое используется для оказания услуг разгрузки (отгрузки) лесной и иной продукции, а также сдается в долгосрочную аренду.

Кроме того, в феврале 2024 года планируется заключение еще одного договора на аренду тупика с предприятием, занимающимся деревообработкой, что позволит получить дополнительный доход, который будет увеличиваться в связи с ростом лесозаготовки. Также планируется заключение дополнительного соглашения к договору с филиалом акционерного общества «Мостострой-11» Территориальная фирма «Мостоотряд-36» для увеличения объема перевозок через принадлежащий ООО «Лесные ресурсы» железнодорожный тупик, что позволит увеличить доходы должника.

Внешним управляющим указано на увеличение дохода, который за период июль-сентябрь 2023 года составил 4 млн. руб. (в полтора раз больше запланированного), и на принимаемые меры к оспариванию стоимости арендной платы по договору в рамках дела № А73-306/2021 Арбитражного суда Хабаровского края и уменьшению кредиторской задолженности.

В отношении текущих расходов внешним управляющим представлена информация об их сокращении (оклад исполнительного директора снижен
с 01.10.2023 до 11 700 руб. (вместо 23 400 руб.); сокращен срок договора
с юристом – до 10.01.2024, в дальнейшем юридические услуги будут оказываться в случае необходимости по разовым договорам).

С учетом изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды, проанализировав условия плана внешнего управления, пришли к выводу о его соответствии требованиям Закона о банкротстве, так как в нем установлены подробные
и контролируемые кредиторами сроки восстановления платежеспособности должника, отражены реальные меры и экономическое обоснование возможности ее восстановления; указанный план отвечает признакам исполнимости, соответственно, доказано отсутствие оснований для признания недействительным плана внешнего управления ООО «Лесные ресурсы», утвержденного решением собрания кредиторов должника от 11.09.2023.

Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда округа не имеется.

Суд округа также учитывает, что непосредственно в плане внешнего управления указаны конкретные показатели объема предполагаемой выручки и размер подлежащей погашению кредиторской задолженности за период с сентября 2023 года по декабрь 2024 года; расписана расходная и доходная часть при продолжении хозяйственной деятельности должником.

Доводы уполномоченного органа о нестабильном финансовом положении должника и значительности размера кредиторской задолженности заслуживают внимания, вместе с тем наличие долга в размере 152 981 тыс. руб., а также отрицательных значений коэффициентов ликвидности, указанных в финансовом анализе, не является основанием для признания плана внешнего управления недействительным.

При этом следует отметить, что само по себе введение внешнего управления и утверждение плана внешнего управления не гарантируют безусловного достижения планируемого финансового результата, поскольку итог проводимых мероприятий зависит от многих факторов. В случае неэффективности плана внешнего управления Закон о банкротстве предусматривает возможность его прекращения и перехода к конкурсному производству.

Иные доводы уполномоченного органа повторяют утверждения, исследованные и правомерно отклоненные судами первой и апелляционной инстанций, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а направлены на несогласие
с выводами судов обеих инстанции и связаны с переоценкой имеющихся
в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных в статье 286, части 2 статьи 287 АПК РФ.

Арбитражными судами правильно применены нормы материального
и процессуального права; нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

При изложенных обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.11.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023
по делу № А73-19547/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Ю. Сецко

Судьи С.О. Кучеренко

Е.С. Чумаков