АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
13 февраля 2018 года № Ф03-51/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Новиковой С.Н.
при участии:
от ООО «ПП «Магеллан»: Азарнин С.А., представитель по доверенности без номера от 02.11.2017; Азарнина И.В., представитель по доверенности без номера от 02.11.2017
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Пестова А.В., представитель по доверенности от 09.01.2018 № 09/02
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 09.10.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017
по делу № А73-10881/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Барилко М.А., в апелляционной инстанции судьи: Швец Е.А., Сапрыкина Е.И., Харьковская Е.Г.
По заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД» (правопреемник – общество с ограниченной ответственностью «Промышленный пул «Магеллан»)
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края
опризнании незаконным решения об отказе в принятии лесных деклараций
Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация РОД» (ОГРН 1172724014286, ИНН 2723194785, адрес (место нахождения): 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пионерская, 1-68; правопреемник – общество с ограниченной ответственностью «Промышленный пул «Магеллан»; далее – ООО «ПП «Магеллан», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 5; далее – Управление лесами, уполномоченный орган), оформленного письмом от 28.06.2017 № 02-19/8528, об отказе в принятии лесных деклараций от 24.05.2017 № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10, № 12 по договору аренды лесного участка от 18.02.2010 № 0128/2010, а также об обязании ответчика принять вышеуказанные лесные декларации.
Решением суда от 09.10.2017, оставленным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 без изменения, заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление лесами просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные и принятые с неправильным применением норм материального права, а также при неполно выясненных обстоятельствах спора, и, не передавая настоящее дело на новое рассмотрение, принять по нему новый судебный акт, которым полностью отказать в удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы приводит доводы о том, что в данном случае поданные обществом лесные декларации не соответствуют проекту освоения лесов в части установления ежегодных предельных объемов заготовки древесины на лесных участках. Так, на момент подачи спорных деклараций еще не истек срок действия ранее поданных 7 деклараций за предыдущий период 2016 года, в связи с чем совокупный задекларированный объем заготовки древесины на текущий 2017 год превысил разрешенный проектом освоения лесов объем рубок. По мнению ответчика, в такой ситуации арендатор не вправе был подавать новые лесные декларации без учета объема вырубки по действующим лесным декларациям за предшествующий год.
В возражениях на кассационную жалобу ООО «ПП «Магеллан» опровергло все приведенные в ней доводы, в связи с чем предложило оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Управления лесами, дав пояснения по обстоятельствам дела и ответив на вопросы суда, настаивал на удовлетворении поданной жалобы, против чего возражали представители общества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является арендатором лесного участка площадью 21 665 га, расположенного на территории Уликанского лесничества, который в соответствии с договором аренды лесного участка от 18.02.2010 № 0128/2010, предоставлен Правительством Хабаровского края в целях заготовки древесины на срок 25 лет ЗАО «Реликт», правопреемником которого первоначально являлось ООО «НПО БИФХИФ корпорация РОД», а в настоящее время ООО «ПП «Магеллан».
В соответствии с подпунктом «г» пункта 12 договора аренды от 18.02.2010 № 0128/2010 арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.
22.06.2017 общество подало в Управление лесами лесные декларации от 24.05.2017 № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10, № 12, в которых заявило, что в период с 03.07.2017 по 02.07.2018 намеревается использовать леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке Уликанского лесничества, Уликанского участкового лесничества Хабаровского края в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную Приказом Управления лесами от 24.12.2014 № 1055П, согласно Приложениям № 1 к названным декларациям.
В ответ на указанное обращение Управление лесами письмом от 28.06.2017 № 02-19/8528 сообщило обществу об отказе в принятии названных лесных деклараций по договору аренды лесного участка от 18.02.2010 № 0128/2010 в связи с тем, что заявленные объемы заготовки древесины не соответствуют проекту освоения лесов, в части установленных объемов заготовки древесины на участке (подраздел 6.3), а также указав иные недостатки.
Не согласившись с данным решением Управления лесами, изложенным в письме от 28.06.2017 № 02-19/8528, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, удовлетворяя которое судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 26 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В силу части 2 статьи 26 Лесного кодекса РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В соответствии с частью 3 статьи 26 Лесного кодекса ЛК РФ форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Соответствующие форма и порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утверждены Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 (далее – Порядок № 17), согласно пункту 2 которого лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
В силу абзаца 1 пункта 3 Порядка № 17 в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
Пунктом 6 Порядка № 17 предусмотрено, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
В процессе рассмотрения настоящего дела все указанные в отказе основания подробно исследованы судами, в результате чего ссылки Управления лесами на приведенные им обстоятельства, как на достаточные основания к отказу в принятии спорных лесных деклараций, признаны несостоятельными с указанием конкретных мотивов таких выводов в обжалуемых судебных актах.
В частности, как следует из материалов настоящего дела, в данном случае основанием к отказу в принятии спорных лесных деклараций, в числе прочего, послужило обстоятельство несоответствия декларируемых объемов заготовки древесины проекту освоения лесов.
Управление лесами, обращаясь в суд округа с кассационной жалобой, выразило несогласие с принятыми по настоящему спору судебными актами лишь в части касающейся выводов судов по указанному вопросу, поэтому принятые по настоящему делу судебные акты являются предметом проверки суда кассационной инстанции только в обжалуемой части.
В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка и составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (пункты 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69).
Рассматривая настоящее дело, судебные инстанции установили, что в данном случае основанием возникновения у общества права аренды лесного участка явились результаты лесного аукциона, проведенного в 2010 году Правительством Хабаровского края, на что прямо указано в пункте 1 договора аренды от 18.02.2010 № 0128/2010.
По условиям названного аукциона арендатор получил в пользование лесной участок для целей заготовки древесины со среднегодовым объемом заготовки 8 000 куб.м (в том числе сплошными рубками: в хвойном хозяйстве – 3 900 куб.м, в мягколиственном хозяйстве – 300 куб.м, выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве – 3 600 куб.м) в течение 25 лет (пункты 4, 21 договора, приложение № 3 к договору).
Частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса РФ установлен запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, за исключением случаев, прямо указанных в законе.
В соответствии с пунктом 12 договора аренды от 18.02.2010 № 0128/2010 арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, Хабаровского края и настоящим договором (подпункт «а»), ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию (подпункт «г»).
При этом ни договор аренды, ни проект освоения лесов, ни действующее лесное законодательство не устанавливают каких-либо ограничений по срокам подачи лесных деклараций на текущий объем заготовки.
Исследовав и оценив все представленные сторонами в материалы настоящего дела доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, и руководствуясь при этом положениями названных выше норм материального права, а также принимая во внимание содержание договора аренды от 18.02.2010 № 0128/2010 и аукционной документации, арбитражные суды установили, что в 2017 году обществом ранее поданы следующие лесные декларации на текущий объем заготовки: от 03.02.2017 № 1 на объем 769 куб.м выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве; от 24.05.2017 № 8 на объем 337 куб.м выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве; от 24.05.2017 № 11 на объем 200 куб.м выборочными рубками в мягколиственном хозяйстве.
В спорных лесных декларациях от 24.05.2017 № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 10, № 12 общество заявило об использовании лесов для целей заготовки древесины: сплошными рубками в хвойном хозяйстве в объеме 3 900 куб.м по декларациям № 6, № 7, № 10, № 12 (982 куб.м. + 1694 куб.м. + 603 куб.м. + 621 куб.м.); сплошными рубками в мягколиственном хозяйстве в объеме 300 куб.м по декларации № 9; выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве в объеме 2 494 куб.м по декларациям № 2, № 3, № 4, № 5 (592 куб.м. + 667 куб.м. + 578 куб.м. + 657 куб.м).
Итого суммарный объем заготовки, заявленный в 2017 году по указанным лесным декларациям от 24.05.2017 с учетом ранее принятых деклараций от 03.02.2017 № 1, от 24.05.2017 № 8, № 11, составил: сплошными рубками в хвойном хозяйстве – 3 900 куб.м, сплошными рубками в мягколиственном хозяйстве – 300 куб.м, выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве – 3 600 куб.м; выборочными рубками в мягколиственном хозяйстве – 200 куб.м, что в целом не превышает установленный договором аренды и проектом освоения лесов среднегодовой объемом заготовки.
При этом в предыдущем 2016 году обществом также были поданы следующие лесные декларации, суммарный объем заготовки по которым составил: сплошными рубками в хвойном хозяйстве 2 664 куб.м, сплошными рубками в мягколиственном хозяйстве – 300 куб.м, выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве – 3 592 куб.м, что аналогичным образом согласуется с условиями использования лесного участка в пределах ежегодного объема допустимых рубок.
С учетом установленных обстоятельств судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае поданные обществом в 2016, 2017 годах лесные декларации в части заявленных объемов заготовки, вопреки позиции Управления лесами, полностью соответствуют договору аренды от 18.02.2010 № 0128/2010 и проекту освоения лесов.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что фактическое объединение Управлением лесами задекларированных обществом объемов заготовки за 2016 и 2017 года противоречит положениям действующего лесного законодательства и нарушает права общества на освоение предоставленного ему участка в соответствии с условиями договора аренды от 18.02.2010 № 0128/2010, вследствие чего оспариваемый отказ в принятии спорных лесных деклараций является незаконным.
Названые выводы судебных инстанций признаются судом округа сделанными на основании полного и всестороннего исследования и оценки всех имеющихся в материалах настоящего дела доказательств с правильным применением соответствующих норм и положений действующего законодательства.
При этом все доводы ответчика об обратном, включая предлагаемый им способ определения ежегодного объема заготовки путем объединения деклараций предыдущего и текущего годов, не принимаются судом округа в силу своей несостоятельности, как основанные на неверном толковании и понимании заявителем жалобы положений действующего лесного законодательства.
Как правильно отмечено судами при отклонении аналогичных доводов, ответчик не обосновал свою позицию ссылками на конкретные нормы права или условия спорного договора аренды от 18.02.2010 № 0128/2010, а также положения аукционной документации. Судами, в свою очередь, также не выявлено каких-либо нарушений закона, препятствующих принятию уполномоченным органом спорных лесных деклараций.
Вопреки утверждению заявителя жалобы, судебные инстанции исследовали все значимые для дела обстоятельства, касающиеся ежегодных объемов заготовок, в результате чего установили, что они обществом не превышены, соответствуют заключенному договору аренды от 18.02.2010 № 0128/2010 и проекту освоения лесов.
В связи с этим оснований для иных выводов по названным вопросам у суда округа не имеется, что, в свою очередь, согласуется с нормами главы 35 АПК РФ, в силу которых переоценка доказательств на данной стадии судебного разбирательства к полномочиям окружного суда не отнесена.
Иных доводов и аргументов, опровергающих правильность выводов арбитражных судов, положенных в основу принятых по настоящему делу судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что судами правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений положений процессуального законодательства, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, то в такой ситуации правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.10.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 по делу № А73-10881/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.И. Гребенщиков
Судьи О.В. Цирулик
С.Н. Новикова