АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июня 2021 года № Ф03-2916/2021
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен июня 2021 года .
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) – Ворман В.В., представитель по доверенности от 30.12.2020 № 38;
от общества с ограниченной ответственностью «Тоннельно-мостовой отряд № 30» – представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное)
на решение от 25.01.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021
по делу № А59-5469/2020 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874, адрес: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 69А, корп. 2)
к обществу с ограниченной ответственностью «Тоннельно-мостовой отряд № 30» (ОГРН 1026500548953, ИНН 6501105799, адрес: 693003, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, Мостовой пер., 1)
овзыскании финансовых санкций
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) (далее - заявитель, управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Тоннельно-мостовой отряд № 30» (далее - общество, страхователь) финансовых санкции в размере 224 000 руб. по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за февраль 2020 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
Решением от 25.01.2021 заявленные требования удовлетворены частично: с общества взыскан штраф за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за февраль 2020 года в размере 56 500 руб.; в удовлетворении заявленных требований в остальной части - отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021 решение суда, оспоренное фондом в части неудовлетворенных требований, оставлено без изменений.
Не согласившись с судебными актами, фонд обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты в части отказа во взыскании штрафных санкций отменить, принять новый судебный акт о полном удовлетворении требований.
Фонд в жалобе и его представитель посредством участия в судебном заседании суда округа, проведенном посредством организации видеоконференц-связи с Арбитражным судом Сахалинской области, настаивали, что факт получения обществом уведомления о допущенных ошибках в представленной отчетности в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, не изменяет того, что сведения представлены с нарушением установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон) срока. В этой связи полагалитребования о взыскании штрафа обоснованными.
Общество отзыв не представило, извещенное в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела, явку представителей не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ соблюдение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены либо изменения судебных актов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении общества, управление выявило факт нарушения требований пунктов 2 и 2.2 статьи 11 Закона, выразившегося в несвоевременном представлении сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2020 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
Обстоятельства проверки отражены в актах о выявлении правонарушения от 18.03.2020 №074S18200002427 и от 18.05.2020 № 074S18200003059, по результатам рассмотрения которых, фондом вынесены решения от 19.05.2020 №074S19200003101 и от 17.06.2020 №074S19200003735 о применении к обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона, размере 56 500 руб. и 167 500 руб., соответственно.
В адрес общества направлены требования от 03.06.2020 №074S01200003316 и от 06.07.2020 № 074S01200004120 об уплате финансовых санкций в срок до 23.06.2020 и до 24.07.2020.
В связи с не исполнением в установленный срок требований об уплате штрафа, фонд обратился с исковым заявлением в арбитражный суд, который требования в части нарушения обществом положений Закона о представлении сведений по форме СЗВ-М за февраль 2020 года признал обоснованными и удовлетворил, в части требований о представлении сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год – отказал.
Выводы суда первой инстанции в части неудовлетворенных требований фонда, поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом.
Статьей 1 Закона определено, что под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Пунктом 1 статьи 11 Закона предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
По правилам пункта 2 статьи 11 Закона страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц подаются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п; в поле «Тип сведений» формы знаком «X» отмечается тип представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии.
Формы с типом сведений «Назначение пенсии» представляются на застрахованных лиц, которым для установления пенсии необходимо учесть период работы календарного года, срок представления отчетности за который не наступил.
При наступлении срока отчетности на застрахованных лиц, на которых была представлена форма с типом сведений «Назначение пенсии», должны быть представлены сведения с типом «Исходная».
Формы с типом «Дополняющая» представляются на застрахованных лиц, данные по которым не учтены на индивидуальных лицевых счетах из-за ошибок, содержащихся в ранее представленной отчетности, либо данные по ним в отчетности отсутствовали.
Положениями статьи 15 Закона определена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а нормами статьи 16 Закона - обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Также статьей 15 Закона закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Абзацем 3 статьи 17 Закона закреплено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 №766н (действовавшей в период рассматриваемых правоотношений, далее - Инструкция), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных положений Закона и Инструкции, суды пришли к верному вводу о том, что у страхователя есть не только обязанность по представлению сведений установленной формы и в установленные сроки на застрахованных лиц, но и право не быть привлеченным к ответственности в случае соблюдения определенных условий.
Судами установлено, материалами дела подтверждается, что 21.11.2020 обществом представлены в адрес управления сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год по форме «Исходная» на 1 застрахованное лицо Гнутик М.В., которые были приняты управлением в полном объеме.
04.12.2019 страхователь представил сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год по форме «Исходная» на 1 застрахованное лицо Гнутик М.В. с указанием периода работы 01.01.2019 по 21.11.2019, которые не были приняты управлением в связи с ранее предоставленной формой СЗВ-СТАЖ «Исходная».
05.02.2020 общество предоставило в фонд сведения о 336 застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы «Исходная») за 2019 год, которые не были приняты управлением.
В связи с этим 20.02.2020 общество предоставило в фонд сведения о 336 застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы «Исходная») за 2019 год, которые также не были приняты, и совместно с протоколом проверки обществу было направлено уведомление от 20.02.2020 об устранении ошибок.
11.03.2020 в адрес страхователя по телекоммуникационным каналам связи направлено письмо о необходимости представить отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
Судами установлено, что указанные протокол проверки с уведомлением об устранении ошибок от 20.02.2020 и письмо о необходимости представить отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год от 11.03.2020 поступили на сервер общества 20.02.2020 и 11.03.2020 соответственно, но фактически были получены страхователем только 17.03.2020, что подтверждается выпиской транспортных сообщений цикла обмена.
В ответ общество 20.03.2020, то есть в течение 5 рабочих дней со дня получения протокола проверки и письма от фонда, представило в фонд индивидуальные сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом «Дополняющая» за 2019 год в отношении 336 застрахованных лиц, которые были приняты управлением без замечаний о неполноте либо недостоверности сведений.
При таких обстоятельствах, довод подателя кассационной жалобы о том, что указанные сведения были представлены страхователем с нарушением установленного пунктом 2 статьи 11 Закона срока, обоснованно признан судами несостоятельным, поскольку в рассматриваемом случае общество, получив уведомление фонда об устранении имеющихся в ранее представленных индивидуальных сведениях ошибок и/или несоответствий, реализовало предусмотренное статьей 15 Закона и пунктом 39 Инструкции право на уточнение (исправление) представленных сведений, откорректировав их путем представления в управление в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления дополняющих сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период, что по верным выводам судов исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона.
На основании изложенного, в удовлетворении иска о взыскания с общества штрафа в размере 167 500 руб. отказано правильно.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.01.2021 в обжалуемой части, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021 по делу № А59-5469/2020 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи А.И. Михайлова
И.В. Ширяев