НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Астраханской области от 27.07.2022 № А06-11365/2021

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-11365/2021

28 июля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Антоновой О. И.,

судей Жаткиной С. А., Луевой Л. Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лапина Владимира Владимировича на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 мая 2022 года по делу № А06-11365/2021,

по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (ИНН 3015068624, ОГРН 1053000018224)

к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Лапину Владимиру Владимировичу (ИНН 301100795880, ОГРНИП 317302500015510),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация муниципального образования «Черноярский район»,

о возврате субсидии,

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (далее – Министерство, истец) к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Лапину Владимиру Владимировичу (далее – ИП Глава КФХ Лапин В.В., ответчик) с исковым заявлением о возврате субсидии в сумме 668 812 руб. 83 коп. и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 12 395,94 коп.

Решением Арбитражного суда Астраханской области исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в с соответствии с пунктом 2.21 раздела 2 Порядка предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства, утвержденном постановлением Правительства Астраханской области от 08.02.2017 № 28-П (далее - Порядок), разработанном Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887, Законом Астраханской области от 03.07.2009 № 49/2009-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области по поддержке сельскохозяйственного производства» и в целях реализации мероприятий государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области», утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 № 368-П, Министерством на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений и документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях получения субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства от 18.12.2019 № 22 принято решение, содержащееся в распоряжении Министерства от 19.12.2019 № 168 о предоставлении ИП Главе КФХ Лапину В.В. субсидии на 1 кг произведенных и реализованных овощей защищенного грунта в размере 668 812 руб. 83 коп. за счет средств бюджета Астраханской области.

На основании пункта 2.32 раздела 2 Порядка 19.12.2019г. б/№ между Министерством и ИП Главой КФХ Лапиным В.В. заключено соглашение о предоставлении из бюджета Астраханской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг  (далее - соглашение о предоставлении субсидии от 19.12.2019г.).

В соответствии с пунктом 2.35 раздела 2 Порядка и пунктом 3.2. раздела 3 соглашения о предоставлении субсидии от 19.12.2019г. средства субсидии на 1 кг произведенных и реализованных овощей защищенного грунта в установленный законодательством срок перечислены Министерством на счет ИП Главы КФХ Лапина  В.В., открытый в Астраханском отделении № 8625 ПАО Сбербанк г. Астрахань, что подтверждается платежным поручением № 472404 от 24.12.2019г.

Согласно подпунктам 4.1.3, 4.1.4 пункта 4.1 раздела 4 соглашения о предоставлении субсидии от 19.12.201г. Министерство обязуется осуществлять контроль за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком и соглашением, в том числе в части достоверности представляемых получателем в соответствии с указанным соглашением сведений, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок на основании документов, представленных получателем по запросу министерства в соответствии с подпунктом 4.3.1 данного соглашения. В случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и указанным Соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с указанным Соглашением, недостоверных сведений направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

В соответствии с Порядком субсидия представляется ИП Главе КФХ Лапину В.В. при следующих условиях:

- производство овощей защищенного грунта не менее 10 кг/кв. м (абзац четвертый пункта 2.7 раздела 2 Порядка);

- наличие теплицы, отапливаемой газом или жидким топливом, право собственности на которую зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - теплица) (абзац пятый пункта 2.7 раздела 2 Порядка);

- согласие сельскохозяйственного товаропроизводителя на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля Астраханской области проверок соблюдения им условий, целей и порядка их предоставления, а также обязательство сельскохозяйственного товаропроизводителя обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства (пункт 2.1 раздела 2 Порядка).

В соответствии с пунктом 4.3 раздела 4 соглашения о предоставлении субсидии от 19.12.2019г. получатель субсидии обязуется направлять по запросу Министерства документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии. В случае получения от Министерства требования в соответствии с подпунктом 4.1.4 указанного соглашения возвращать в бюджет Астраханской области субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании. Кроме того, получатель субсидии обязуется обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в министерство в соответствии с данным соглашением.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (раздел 5 соглашения о предоставлении субсидии от 19.12.2019г.).

Согласно пункту 5.2 раздела 5 Порядка сельскохозяйственные товаропроизводители несут ответственность за достоверность представленных документов (информации), соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий,

В случае установления Министерством информации о фактах нарушения сельскохозяйственным товаропроизводителем условий предоставления субсидии, установленных Порядком, в том числе указания в документах, представленных сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с Порядком, недостоверных сведений, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных фактов направляет  сельскохозяйственному  товаропроизводителю  требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области.

В случае нарушения сельскохозяйственным товаропроизводителем условий предоставления субсидии, установленных Порядком, в том числе указания в документах, представленных сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с Порядком, недостоверных сведений (за исключением случая недостижения результатов предоставления субсидии), возврат субсидии осуществляется в полном объеме.

Возврат субсидии осуществляется сельскохозяйственным товаропроизводителем в течение 14 рабочих дней со дня получения требования об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области.

В случае отказа сельскохозяйственного товаропроизводителя добровольно возвратить субсидию ее возврат в бюджет Астраханской области осуществляется Министерством в судебном порядке.

В соответствии с приказом Министерства от 03.03.2021г. № 17 «О проведении плановой комбинированной проверки» в период с 09.03.2021г. по 26.04.2021г. в отношении ИП Главы КФХ Лапина В.В. была проведена плановая комбинированная проверка по вопросу соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства по направлению на 1 кг произведенных и реализованных овощей защищенного грунта за период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г. (далее - плановая проверка).

Как указывает истец, в ходе плановой проверки Министерством были выявлены следующие нарушения условий и Порядка предоставления субсидии, отраженные в акте плановой комбинированной проверки Министерства в отношении ИП Главы КФХ Лапина  В.В. от 14.05.2021г. б/н:

- предоставление недостоверных сведений при обращении с целью получения субсидии;

- недостижение показателей результативности предоставления субсидии.

Указанный акт от 14.05.2021г. б/н был получен Лапиным  В.В. по доверенности.

В соответствии с пунктом 5.2 раздела 5 Порядка и подпунктом 4.1.4 пункта 4.1 раздела 4 соглашения о предоставлении субсидии от 19.12.2019г. в связи с тем, что в документах, представленных ИП Главой КФХ Лапиным В.В. при обращении за получением средств субсидии, содержатся недостоверные сведения, в установленном законодательством Астраханской области порядке было подготовлено требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области (письмо Министерства от 18.06.2021г. № 01-11-01-1998).

Указанное требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области было получено ответчиком 13.07.2021г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

Однако до настоящего времени средства субсидии по направлению на 1 кг произведенных и реализованных овощей защищенного грунта в размере 668 812 руб. 83 коп. ИП Главой КФХ Лапиным  В.В. в бюджет Астраханской области добровольно не возвращены.

Неисполнение требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующим.

К отношениям сторон в части возврата денежных средств, полученных в виде субсидий без выполнения условий предоставления, подлежит применению бюджетное законодательство.

В силу пункта 1, 3 статьи 78 БК РФ, субсидии субъектам хозяйственной деятельности предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 5.2 раздела 5 Порядка в случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля Астраханской области информации о фактах нарушения сельскохозяйственным товаропроизводителем условий предоставления субсидии, установленных настоящими Порядком, в том числе указания в документах, представленных сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с настоящим Порядком, недостоверных сведений, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных фактов направляет сельскохозяйственному товаропроизводителю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области.

Как указывает истец, в ходе проведения плановой проверки Министерством были установлены следующие нарушения:

1. Предоставление недостоверных сведений, которое в частности выразилось в следующем:

На момент подачи документов в целях получения субсидии в представленной статистической отчетности № 2-фермер за 2019 год форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России от 04.01.2001 № 1 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минсельхозом России статистического наблюдения за состоянием сельскохозяйственного производства» (далее - статистическая отчетность № 2-фермер) в разделе 2 «Производство продукции растениеводства в закрытом грунте», в графах «Теплицы, зимние» по строке «защищенный грунт, общая используемая площадь, м2» указано значение 1 274  м2 , по строке «Овощи закрытого грунта (собрано со всех оборотов), ц - всего» указано значение 2300 ц, из них: огурцы - 1600 ц, помидоры - 700 ц, то есть, исходя из приведенных данных статистической отчетности № 2-фермер за 2019 год, форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России от 04.01.2001 № 1 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минсельхозом России статистического наблюдения за состоянием сельскохозяйственного производства» заявленный к субсидированию объем реализованной и произведенной продукции составил 2300 ц = 230 0000 кг, то есть уровень производства овощей составил 2300 ц/ 1274 = 230 000 кг / 1274 м и равен 180,53 кг/ м2.

 В отчете о финансово-экономическом состоянии КФХ за 2019 год, форма которого утверждена приказом Минсельхоза России от 03.12.2019 № 669 «Об утверждении форм отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2019 год и срока его представления» (далее - отчет 1-КФХ за 2019 год), содержащемся в автоматизированной информационной системе «Субсидии АПК» комплексе в разделе 23-5. «Сведения о производстве и реализации продукции растениеводства» по строке «Овощи защищенного грунта (площади - в м2, выход продукции-ц, урожайность - кг/м2)» посевная площадь = 1 274 м2, произведено за 2019 год 445,9 ц (44 590 кг), то есть исходя из данных, представленных в отчете 1 - КФХ за 2019 год, уровень производства овощей составил 35 кг/ м2.

Таким образом, при проверке условий предоставления субсидии, в том числе при сравнении данных, представленных в статистической отчетности М 2-фермер за 2019 год и отчета М 1- КФХ за 2019 год, содержащемся в содержащимся в автоматизированной информационной системе «Субсидии АПК» Министерства, установлены расхождения значений показателя «Произведено (овощи закрытого грунта)».

Данный показатель напрямую влияет на сумму субсидии, так как согласно пункту 2.28 раздела 2 Порядка, субсидия предоставляется по ставке 3 рубля на 1 кг произведенных и реализованных овощей защищенного грунта.

Сумма субсидии, согласно содержащейся в пакете документов справке - расчете, рассчитана на 230 000 кг реализованной и произведенной продукции, в том числе огурцы в количестве 160 000 кг, помидоры в количестве 70 000 кг в размере 690 000 руб. (230 000 х 3,00 руб. = 690 000 руб.). То есть при расчете учтены показатели статистической отчетности № 2-фермер за 2019 год, при этом заявителем в отчете № 1-КФХ за 2019 год указан объем реализованной и произведенной продукции в 2019 году – 44 590 кг, соответственно, с учетом данного показателя сумма причитавшейся заявителю субсидии составила бы 133 770 руб.

В связи с возникшими сомнениями в достоверности сведений, представленных ИП Главой КФХ Лапиным В.В. в целях получения субсидии Министерством был направлен запрос в Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и республике Калмыкия  о предоставлении информации об урожайности овощей защищенного грунта (огурцы, томат), собранных с 1 квадратного метра используемой площади в килограммах за 2019 год, в том числе, выращенных в зимних теплицах, по Астраханской области и Российской Федерации.

 Согласно ответу от 12.04.2021г.:

Собрано овощей с 1 кв. м используемой площади, кг

Теплицы

Парники утепленный

зимние

весенние

грунт и посевы под пленкой

РФ

Астраханская область

РФ

Астраханская область

РФ

Астраханская область

Сельскохозяй-ственные

организации

43,3

9,2

9,3

5,7

Крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП

25,5

28,0

7,5

3,6

3,0

2,7

Таким образом, из представленной информации следует, что показатель урожайности, исходя из сведений, представленных ИП Главой КФХ Лапиным В.В. в целях получения субсидии, более чем в 4 раза превышает общероссийские показатели сельскохозяйственных организаций, и более чем в 7 раз соответствующие показатели, достигнутые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Также, по информации, имеющейся в распоряжении Министерства, ИП Глава КФХ Лапин В.В. в 2017 году являлся получателем средств субсидии на поддержку начинающих фермеров в порядке, установленном постановлением Правительства Астраханской области от 11.05.2016 № 112-П «О Порядке предоставления субсидий на поддержку малых форм хозяйствования на территории Астраханской области», в рамках освоения которых ИП Главой КФХ Лапиным В.В. был представлен отчет о реализации бизнес - плана по состоянию на 01.01.2020г. (за 2019 отчетный год).

Согласно сведениям, содержащимся в отчете о реализации бизнес-плана, в разделе 5 «Растениеводство» по строке «Овощные культуры», «Валовый сбор в центнерах» указано значение 270 ц.

То есть, указанное значение произведенных овощей не находит подтверждения ни в одной из форм отчетности, представленных ИП Главой КФХ Лапиным В.В. в целях получения субсидии.

Из вышеуказанного следует, что в целях получения субсидии ИП Главой КФХ Лапиным В.В. представлены недостоверные сведения.

2. Как указывает истец, недостижение ответчиком показателей результативности предоставления субсидии выразилось в нижеследующем.

В приложении № 1 соглашения о предоставлении субсидии от 19.12.2019г установлены показатели результативности использования субсидии, а именно:

- объем производства овощей защищенного грунта, грибов (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые начали хозяйственную деятельность в году предоставления субсидии) не ниже объема производства овощей защищенного грунта, грибов по отношению к уровню года предшествующего году предоставления субсидии;

- размер среднемесячной начисленной заработной платы - для сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением ИП и Глав КФХ, не имеющих наемных работников не ниже среднемесячной начисленной заработной платы, сложившейся в Астраханской области по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия за год, предшествующий году предоставления субсидии;

- размер годового фонда начисленной заработной платы работников - для сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением ИП и Глав КФХ, не имеющих наемных работников не ниже среднемесячной начисленной заработной платы, сложившейся в Астраханской области по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия за год, предшествующий году предоставления субсидии, умноженной на среднесписочную численность работников за год предоставления субсидии и на 12; 

- годовой доход за вычетом расходов - для ИП и Глав КФХ, не имеющих наемных работников не ниже увеличенной на 20 процентов среднемесячной начисленной заработной платы, сложившейся в Астраханской области по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия за год, предшествующий году предоставления субсидии, и умноженной на 12. 

В соответствии с разделом 4 Порядка сельскохозяйственные товаропроизводители обязаны не позднее 01 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, представить в Министерство отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства по форме согласно приложению № 12 к Порядку.

Для установления факта достижения показателя результативности № 1, анализировались данные статистической отчетности № 2 - фермер за 2018 год, форма которой утверждена Приказом Росстата от 24.08.2017 № 545 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического   наблюдения   за   сельским   хозяйством   и   окружающей природной средой» в разделе 2 «Производство продукции растениеводства в закрытом грунте» по строке «Овощи закрытого грунта (собрано со всех оборотов, ц - всего), из них: огурцы, помидоры» указано значение огурцы = 800 ц, помидоры = 200 ц, и информации о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских), форма которой утверждена приказом Минсельхоза России от 10.01.2019 № 4 «Об утверждении форм отчетности за 2018 год» в разделе 23-5. «Сведения о производстве и реализации продукции растениеводства» по строке «Овощи защищенного грунта (площадь в м2, выход продукции - ц, урожайность - кг/ м2)», в графе «Произведено за 2018 год, ц» = 1000 ц.

При этом в отчете о достижении значений показателей результативности ИП Главой КФХ Лапиным В.В. указано плановое значение = 100 ц, то есть, исходя из данных проанализированных источников плановое значение ИП Главой КФХ Лапиным В.В. указано неверно и расходится с данными, указанными в статистической отчетности № 2 — фермер за 2018 год и в отчете № 1-КФХ за 2018 год.

Достигнутое значение показателя № 1 в 2019 году ИП Главой КФХ Лапиным В.В. указано 230 ц, при этом в статистической отчетности № 2-фермер за 2019 год, в разделе 2 «Производство продукции растениеводства в закрытом грунте» по строке «Овощи закрытого грунта (собрано со всех оборотов, ц - всего), из них: огурцы, помидоры» указано значение = 2 300 ц, в отчете № 1-КФХ за 2019 год в разделе 23-5. «Сведения о производстве и реализации продукции растениеводства» по строке «Овощи защищенного грунта (площадь в м2, выход продукции - ц, урожайность - кг/ м2)», в графе «Произведено за 2019 год, ц» = 445,9 ц, то есть достигнутое значение показателя по состоянию на отчетную дату (01.04.2020г.) указано неверно.

Таким образом, плановые и достигнутые показатели результативности при предоставлении отчета о достижении значений показателей результативности указаны ИП Главой КФХ Лапиным В.В. неверно, данные показатели не подтверждаются сведениями, содержащимися в статистических отчетностях за 2018,2019 гг., отчетах № 1-КФХ за 2018, 2019 годы, имеющиеся в распоряжении Министерства.

Указанное свидетельствует о предоставлении ИП Главой КФХ Лапиным В.В. недостоверных сведений о достижении показателей результативности.

По показателю результативности № 2 указано плановое значение – 17 454 рубля, достигнутое значение показателя по состоянию на отчетную дату, процент выполнения плана указаны ИП Главой КФХ Лапиным В.В, - 16 920 рублей; 97 % соответственно. При этом в отчете № 1-КФХ за 2019 год, в разделе 23-1. «Сведения о доходах и расходах» в графе «За 2019 год» по строке «Численность постоянных работников по состоянию на 31 декабря, чел.». указано значение = 4, из них члены КФХ (включая главу КФХ), чел = 1, по строке «Расходы на оплату труда» указано 125 тыс. руб.

Для расчета среднемесячной заработной платы, выплачиваемой работникам ИП Главой КФХ Лапиным В.В. необходимо годовой расход на оплату труда разделить на количество месяцев в году и на количество постоянных работников = 125 000:3:12 = 3 472,22 руб. (согласно отчету №1 -КФХ за 2019 год).

При этом в отчете о финансово-экономическом состоянии за 2020 год, форма которого утверждена приказом Минсельхоза России от 10 марта 2020 года № 19 «Об утверждении формы отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2020 год и сроков его представления» (далее - отчет № 1- КФХ за 2020 год, копия прилагается) в графе «За 2019 год» по строке «Численность постоянных работников по состоянию на 31 декабря, чел.» указано значение = 2, из них члены КФХ (включая главу КФХ), чел = 1, по строке «Расходы на оплату труда» указано 271 тыс. руб.

Согласно отчету № 1 ~ КФХ за 2020 год среднемесячная заработная плата в 2019 году составила: 11 291,66 руб.

Начисленная средняя заработная плата, сложившаяся в Астраханской области по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» за год, предшествующий году предоставления субсидии по данным Астраханьстат (2018 год) составила 17 454,6 рублей, то есть согласно сведениям, полученным из отчета № 1-КФХ за 2019 год, фактическая среднемесячная заработная плата, выплачиваемая работникам ИП Главой КФХ Лапиным В.В., меньше, чем ее обязательный размер, то есть плановое значение показателя не достигнуто ответчиком, достигнутое значение указано неверно.

По показателю результативности №. 3 указано плановое значение - 418 910 рубля, достигнутое значение показателя по состоянию на отчетную дату, процент выполнения плана указаны ИП Главой КФХ Лапиным В.В. - 270 720 рублей; 65 % соответственно. При этом в отчете № 1-КФХ за 2019 в разделе 23-1. «Сведения о доходах и расходах», в графе «За 2019 год» по строке «Расходы на оплату труда» указано 125 тыс. руб.

В разделе 23-1. «Сведения о доходах и расходах» в информации № 1-КФХ за 2020 в графе «За 2019 год» по строке «Расходы на оплату труда» указано 271 тыс. рублей.

Для расчета планового значения размера фонда оплаты труда ИП Главы КФХ Лапина В.В., необходимо вычислить произведение: 17 454,6 *3*12 = 628 365,6 рублей.

Согласно сведениям, полученным из отчета № 1-КФХ за 2019 и 2020 год, фактические расходы на оплату труда ИП Главы КФХ Лапина В.В. меньше, чем  необходимо для достижения показателя результативности.

То есть, плановое значение показателя результативности указано неверно и не достигнуто ИП Главой КФХ Лапиным В.В.

Довод ответчика, отраженный также в апелляционной жалобе заявителя, о недостоверности сведений, предоставленных Министерству Управлением Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и республике Калмыкия по овощам закрытого грунта за 2019 год по Астраханской области и Российской Федерации, судом первой инстанции был рассмотрен и отклонен со ссылкой на тот факт, что Министерство использует официальную статистическую информацию от уполномоченного органа - Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и республике Калмыкия, направленную в ответ на запрос Министерства.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

В подтверждение достоверности указанной информации Министерством в материалы дела представлено официальное письмо Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и республике Калмыкия от 12.04.2021 № ЛО-33-02/967-ДР, полученное в ответ на запрос Министерства и содержащее подвергнутую сомнению информацию (том 1, л.д.113).

Оснований сомневаться в достоверности указанной информации не имеется, каких-либо доказательств ее недостоверности ИП Лапиным В.В. в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.

В связи с указанными обстоятельствами соответствующий довод судом первой инстанции обоснованно был признан несостоятельным.

Доводы ответчика, отраженные также в апелляционной жалобе заявителя, о сомнении в данных Министерства по отчетности по форме 1-КФХ, представленные Министерством и сам факт представления данной отчетности, судом первой инстанции также были рассмотрены и обоснованно отклонены.

Отчетность о финансово-экономическом состоянии по форме 1-КФХ представляется сельскохозяйственными товаропроизводителями ежегодно, в соответствии с нормативным правовым актом министерств.

В частности, в 2020 году указанная отчетность предоставлялась по форме в соответствии с постановлением Министерства от 14.02.2020г. № 4 «О представлении отчетов о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса Астраханской области за 2019 год» (далее - постановление № 4).

В соответствии с постановлением № 4, сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные и (или) осуществляющие свою деятельность на территории муниципальных районов Астраханской области, представляют в орган местного самоуправления соответствующего муниципального района Астраханской области отчет о финансово-экономическом состоянии за 2019 год по формам отчетности, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 03.12.2019 № 669 «Об утверждении форм отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2019 год и срока его представления», до 28.02.2020г., при этом органам местного самоуправления муниципальных районов Астраханской области обеспечивают представление сводной отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса соответствующих муниципальных районов Астраханской области за 2019 год по формам отчетности, утвержденным приказом об утверждении форм отчета, в Министерство до 10.03.2020г.

Все сведения, содержащиеся в указанном отчете, были внесены в автоматизированную информационную систему «Субсидии АПК».

Каких-либо других отчетов 1-КФХ, содержащих иные сведения, в Управлении нет.

Третье лицо в письменных пояснениях указало, что сведения для формирования ответа по форме 1-КФХ за 2019 г. за ИП Лапина В.В. были предоставлены Лапиным Владимиром Викторовичем, действующем по доверенности, при личном визите в Управление сельского хозяйства АМО «Черноярский район».

Указанные сведения содержали данные о производстве овощей защищенного грунта за 2019 г. в объеме 44 590 кг. и были внесены Управлением сельского хозяйства в автоматизированную систему «Субсидии АПК».

Каких-либо других отчетов 1-КФХ, содержащих иные сведения, в Управлении сельского хозяйства, не имеется.

Кроме того, как указано в пояснениях, на момент обследования теплицы (17.12.2019 г.) установить фактический объем произведенных овощей на истекший период 2019 г. не представлялось возможным. Первичные документы, подтверждающие заявленный объем произведенных овощей на момент рассмотрения заявления и комиссионного обследования теплицы Лапиным В.В. не предоставлялись.

Отклоняя доваод заявителя жалбобы судебная коллегия также отмечает следующее.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Каких-либо доказательств недостоверности вышеуказанных сведений ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено, не представлены им и доказательства направления (представления) иных данных об объеме производства овощей за 2019 год по форме 1-КФХ в сроки и порядке, установленные законодательством.

Ссылка заявителя жалобы о предоставлении ИП Лапиным В.В. книги доходов и расходов, а также налоговой декларации за 2019 год в подтверждение урожайности, судебной коллегией признана несостоятельной, поскольку данные документы не содержат сведений об объеме производства сельскохозяйственной продукции, в связи с чем не могут иметь доказательственного значения по делу и не опровергают выводы Министерства о недостоверности представленных ИП Лапиным В.В. сведений об объемах произведенных овощей.

При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив факт предоставления Министерством ответчику субсидии в размере 668 812 руб. 83 коп., а также факт неисполнения ответчиком своих обязательств в рамках Соглашения, выразившихся в предоставлении недостоверных сведений в целях получения субсидии, а также указания неверного планового значения показателя результативности и его не достижение ИП Главой КФХ Лапиным В.В., в отсутствие доказательств принятия предпринимателем мер по добровольному возврату средств предоставленной субсидии, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика суммы предоставленной субсидии в заявленном размере.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 12 395,94 руб.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 395 ГК РФ, установив факт отсутствия возвращения ответчиком предоставленной ему суммы субсидии в установленный срок, проверив представленный расчетов процентов и признав его верным, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в заявленном размере.

Апелляционная жалоба заявителя самостоятельных доводов о несогласии с данным выводом суда первой инстанции в данной части не содержит.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы обжалуемого судебного акта, являются несостоятельными, документально не подтвержденными и не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.

Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решений суда первой инстанции, не установлено.

Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым арбитражными судами, государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, т.е. в размере 3 000 рублей.

Поскольку апеллянтом при обращении в апелляционный суд с жалобой была уплачена государственная пошлина чек-ордером от 14.06.2022г. в размере 150 рублей, с ИП Главы КФХ Лапина В.В. подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 850 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 мая 2022 года по делу             № А06-11365/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лапина Владимира Владимировича (ИНН 301100795880, ОГРНИП 317302500015510) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 850 рублей.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                     О. И. Антонова 

Судьи                                                                                                                    С. А. Жаткина

                                                                                                                               Л. Ю. Луева