ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-1370/2019 |
28 августа 2019 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Веряскиной С.Г., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференцсвязи с Арбитражным судом Астраханской области
секретарем судебного заседания Половниковой В.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федерального Казначейства по Астраханской области (414056, ул. Латышева, д. 6 «Г», ИНН 3015010078, ОГРН 1023000851719)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2019 года по делу № А06-1370/2019 (судья Т.А. Ковальчук)
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Астраханский государственный технический университет» (414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 16, ИНН 3016018094, ОГРН 1023000861916)
к Управлению Федерального Казначейства по Астраханской области (414056, ул. Латышева, д. 6 «Г», ИНН 3015010078, ОГРН 1023000851719)
о признании недействительными представления от 29.01.2019 №25-20-11/1 в части пункта 1, предписания от 29.01.2019 №25-20-11/1,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи в Арбитражном суде Астраханской области:
представителей Управления Федерального Казначейства по Астраханской области - Литвиновой Н.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2019 г., Филипповой, действующей на основании доверенности от 03.04.2019 г.
при участии в судебном заседании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда представителей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Астраханский государственный технический университет» - Ажмуллаевой Н.А., действующей на основании доверенности от 11.01.2019 №8, Косабуцкой Ю.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2019 №7,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный технический университет» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Астраханской области о признании недействительными представления от 29.01.2019 N 25-20-11/1 в части пункта 1, предписания от 29.01.2019 N 25-20-11/1.
Решением суда первой инстанции от 27.05.2019 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными:
- пункт 1 Представления Управления Федерального Казначейства по Астраханской области от 29.01.2019 N 25-20-11/1, вынесенного в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Астраханский государственный технический университет»;
- предписание Управления Федерального Казначейства по Астраханской области от 29.01.2019 N 25-20-11/1, вынесенное в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Астраханский государственный технический университет».
УФК по Астраханской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в ходе проведения анализа исполнения показателей, характеризующих содержание государственной услуги, установлены факты искажения Отчета о выполнении государственного задания за 2017г. и невыполнение показателей объема государственных услуг в 14 случаях. Учреждением допущено искажение показателей Отчета в целях сокрытия факта невыполнения государственного задания перед учредителем.
В судебное заседание явились представители Управления Федерального Казначейства по Астраханской области, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Астраханский государственный технический университет».
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что подтверждается отчетом о публикации.
Представители Управления Федерального Казначейства по Астраханской области в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просят решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2019 года по делу № А06-1370/2019 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители ФГБОУ ВО «АГТУ» возражают против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просят решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2019 года по делу № А06-1370/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Астраханской области на основании приказа от 12.10.2018 N 615 в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Астраханский государственный технический университет» (далее - Университет, ФГБОУ ВО «АГТУ») в период с 15.10.2018 по 05.12.2018 проведена выездная проверка по использованию субсидий, предоставленных из федерального бюджета на выполнение государственного задания и иные цели, полноты и достоверности отчетности за период 2017 год.
В ходе проверки орган Федерального казначейства пришел к выводу, что в нарушение пунктов 5 и 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 46 и 47 Положения о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640, сведений о результатах по исполнению государственного (муниципального) задания (форма по ОКУД 0503762), ФГБОУ ВО «АГТУ» не выполнило показатели объема государственных услуг в 14 случаях при реализации образовательных программ высшего образования, искажающие Отчет о выполнении государственного задания за 2017г. на общую сумму 11 420 580,57 руб.
По результатам проверки УФК по Астраханской области составлен акт от 05.12.2018, ФГБОУ ВО «АГТУ» выдано представление от 29.01.2019 N 25-20-11/1 (далее Представление), в п.1 которого отражено вышеуказанное нарушение с требованием в течение 30 дней со дня получения рассмотреть информацию об указанных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушения.
Согласно выданного ФГБОУ ВО «АГТУ» предписания от 29.01.2019 N 25-20-11/1 (далее - Предписание) заявителю необходимо в течение 3 месяцев со дня получения Предписания возместить в доход федерального бюджета средства за неполное выполнение государственного задания, выразившееся в не достижении значений 14 показателей установленных государственным заданием № 076-00067-17-01 на общую сумму 11 420 580,57 руб.
ФГБОУ ВО «АГТУ», полагая, что п. п. 1 представления от 29.01.2019 N 25-20-11/1 и предписание от 29.01.2019 N 25-20-11/1 являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о выполнении Учреждением государственного задания на 2017 год, поскольку превышения допустимого (возможного) отклонения показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), в целом по государственному заданию за 2017 года не допущено.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Подпунктом 6 пункта 17 Порядка должностные лица контрольного управления, уполномоченные на проведение контрольных мероприятий, также наделены правом выдавать представления, предписания в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Контрольное управление, являясь органом внутреннего финансового контроля, наделено полномочия по составлению и выдаче представлений объектам контроля в ходе осуществления контрольных мероприятий.
Проверка в отношении Учреждения проведена в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленных полномочий.
Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу статьи 34 БК РФ при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (принцип эффективности использования бюджетных средств).
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств, самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим, конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата (п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Бюджетное правонарушение (как разновидность финансового правонарушения) - это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), выразившееся в ненадлежащем исполнении участником бюджетного отношения обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного законодательства, за которое установлена финансово-правовая ответственность.
Таким образом, признаками бюджетного правонарушения являются его противоправность - правонарушитель совершает деяние, противоречащее предписаниям норм бюджетного законодательства, нарушает их; виновность; наличие вреда, причиненного данным деянием; наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившим в результате его вредными последствиями; наличие юридической ответственности за его совершение.
Субсидия на выполнение задания учредителя выделяется на основании соглашения, подписываемого учредителем и учреждением. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации. Данными органами разрабатывается и форма соглашения.
Соглашение содержит условия предоставления субсидии.
Как следует из материалов дела, Федеральное агентство по рыболовству в отношении ФГБОУ ВО «АГТУ» наделено функциями и полномочиями учредителя, главного распорядителя средств федерального бюджета.
10.02.2017г. между Федеральным агентством по рыболовству и ФГБОУ ВО «АГТУ» заключено соглашение № 076-03-051 о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Сумма финансирования Учреждения по государственному заданию на 2017 год в рамках Соглашения от 10 февраля 2017 г. № 076-03-051 составила 305 943 200,00 рублей, из них:
-услуги по разделу, подразделу 0706 «Высшее образование» в сумме 296 838 100,00 рублей;
- работы по разделу, подразделу 0708 «Прикладные научные исследования в области образования» в сумме 9 105 100,00 рублей.
При этом, соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания установлена сумма субсидии на выполнение государственного задания без разбивки сумм по каждому направлению подготовки.
16.11.2017г. Федеральным агентством по рыболовству в отношении ФГБОУ ВО «АГТУ» утверждено государственное задание № 076-00067-17-001 на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Государственным заданием на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на оказание государственных услуг ФГБОУ ВО «АГТУ» в соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ установлены показатели, характеризующие содержание, условия (формы) и объем государственных услуг, выполняемых работ.
Подтверждением выполнения Учреждением целей предоставления субсидии на госзадание является достижение им установленных госзаданием показателей, характеризующих качество и (или) объём (содержание) государственной услуги (работы), что подтверждается отчётностью о выполнении госзадания, предоставляемой учредителю - Федеральному агентством по рыболовству (далее по тексту - ФАР), по форме, установленной Правительством Российской Федерации.
Отчет о выполнении госзадания № 076-00067-17-011 утвержден Федеральным агентством по рыболовству.
УФК по Астраханской области проведена проверка выполнения государственного задания № 076-00067-17-011 по следующим направлениям:
- соответствие показателей государственного задания, характеризующих объем оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), фактическим данным;
- достоверность сведений, отраженных в Отчете о выполнении государственного задания.
В ходе проверки УФК по Астраханской области установлено, что согласно графе 13 Отчета отклонения по показателям объема государственных услуг, превышающих допустимое (возможное) значение, отсутствуют.
УФК по Астраханской области в ходе проверки установлено, что Университетом не выполнены показатели объема государственных услуг, установленных в ГЗ № 076-00067-17-011 (с учетом допустимых (возможных)) отклонений, в 14 случаях при реализации образовательных программ высшего образования, искажающие Отчет, которые выразились:
1) программа бакалавриата по следующим специальностям:
-05.03.06 «Экология и природопользование»:
утверждено в государственном задании 24 человека;
фактическое исполнение по данным отчёта 22 человека;
фактическое исполнение по данным проверки 9 человек.
-06.03.01 «Биология»:
утверждено в государственном задании 82 человека;
фактическое исполнение по данным отчёта 75 человек;
фактическое исполнение по данным проверки 61 человек.
-09.03.01 «Информатика и вычислительная техника»:
утверждено в государственном задании 48 человек;
фактическое исполнение по данным отчёта 44 человека;
фактическое исполнение по данным проверки 33 человека.
-09.03.04 «Программная инженерия»:
утверждено в государственном задании 50 человек;
фактическое исполнение по данным отчёта 46 человек;
фактическое исполнение по данным проверки 42 человек.
- 11.03.02 «Информатика и вычислительная техника»:
утверждено в государственном задании 93 человека;
фактическое исполнение по данным отчёта 85 человек;
фактическое исполнение по данным проверки 79 человек.
-15.03.02 «Технологические машины и оборудование»:
утверждено в государственном задании 88 человек;
фактическое исполнение по данным отчёта 85 человек;
фактическое исполнение по данным проверки 59 человек.
-15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств»:
утверждено в государственном задании 15 человек;
фактическое исполнение по данным отчёта 14 человек;
фактическое исполнение по данным проверки отсутствует.
-16.03.03 «Холодильная, криогенная техника и системы
жизнеобеспечения»:
утверждено в государственном задании 87 человек;
фактическое исполнение по данным отчёта 86 человек;
фактическое исполнение по данным проверки 66 человек.
-18.03.01 «Химическая технология»:
утверждено в государственном задании 55 человек;
фактическое исполнение по данным отчёта 51 человек;
фактическое исполнение по данным проверки 42 человека.
-19.03.03 «Продукты питания животного происхождения»:
утверждено в государственном задании 27 человек;
фактическое исполнение по данным отчёта 27 человек;
фактическое исполнение по данным проверки 16 человек.
-20.03.02 «Природообустройство и водопользование»:
утверждено в государственном задании 62 человека;
фактическое исполнение по данным отчёта 56 человек;
фактическое исполнение по данным проверки 49 человек.
-35.03.08 «Водные биоресурсы и аквакультура»:
утверждено в государственном задании 145 человек;
фактическое исполнение по данным отчёта 133 человека;
фактическое исполнение по данным проверки 102 человека.
2) программа магистратуры:
-23.04.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы»:
утверждено в государственном задании 13 человек;
фактическое исполнение по данным отчёта 13 человек;
фактическое исполнение по данным проверки 11 человек.
3) программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре:
-38.06.01 «Экономика»:
утверждено в государственном задании 10 человек;
фактическое исполнение по данным отчёта 10 человек;
фактическое исполнение по данным проверки 8 человек.
По мнению УФК по Астраханской области, в ходе проверки выявлено, что показатели объема, отраженные в Отчете, меньше показателей, установленных в госзадании с учетом допустимых (возможных) отклонений, в связи с чем, при выполнении госзадания допущено неполное выполнение государственного задания в части требований к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания гоуслуг, выразившееся в не достижении значений 14 показателей, установленных госзаданием, в связи с чем, Учреждение обязано возвратить неиспользованные остатки субсидий в объеме недостигнутых показателей.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание является документом, устанавливающим требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) соответствующим учреждением.
Требования к содержанию, порядку формирования, финансовому обеспечению государственного задания содержаться в статье 69.2 Бюджетного кодекса РФ.
Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (п. 2 ст. 69.2 БК РФ).
В соответствии с п. 3 Положения о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640, государственное задание содержит показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе в рамках государственного задания, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, порядок контроля за исполнением государственного задания и требования к отчетности о выполнении государственного задания…
При установлении федеральному государственному учреждению государственного задания на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ) государственное задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых содержит требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы).
При установлении федеральному государственному учреждению государственного задания на оказание государственной услуги (услуг) и выполнение работы (работ) государственное задание формируется из 2 частей, каждая из которых должна содержать отдельно требования к оказанию государственной услуги (услуг) и выполнению работы (работ). Информация, касающаяся государственного задания в целом, включается в 3-ю часть государственного задания.
В государственном задании могут быть установлены допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных показателей качества и (или) объема, если иное не установлено федеральным законом, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение - в отношении государственного задания или его части...».
Таким образом, в силу прямого указания закона допустимые отклонения могут быть установлены только в отношении: Отдельной государственной услуги, Общее допустимое отклонение в отношении государственного задания в целом, Общее допустимое отклонение в отношении части государственного задания.
Возможности установления допустимого отклонения в отношении иных показателей государственного задания, в том числе показателей, относящихся к содержанию и объему в рамках отдельной государственной услуги, законом не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что государственным заданием на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на оказание государственных услуг ФГБОУ ВО «АГТУ» в соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ установлены показатели, характеризующие содержание, условия (формы) и объем государственных услуг, выполняемых работ.
Государственное задание № 076-00067-17-001 на 2017 год состоит из 3-х частей.
Часть 1 государственного задания состоит из 5 разделов - по количеству государственных услуг, т.е. университетом всего оказывается 5 видов государственных услуг:
реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена;
реализация образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата;
реализация образовательных программ высшего образования - программ специалитета;
реализация образовательных программ высшего образования - программ магистратуры;
реализация образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
В качестве показателей, характеризующих содержание государственных услуг, указаны направления подготовки и укрупненные группы, определенные в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».
Показателем объема государственной услуги является численность обучающихся.
Наименование государственных услуг указано в соответствии с наименованием государственных услуг, содержащимся в Перечне государственных услуг (работ), оказываемых в сфере образования и науки, утвержденном Минобрнауки РФ 26.07.2010 N СМ-1 /02вн и Базовом (отраслевом) перечне государственных услуг (работ), оказываемых федеральными государственными организациями в сфере образования и науки (утв. Министерством образования и науки РФ 17 июля 2014 г. N АП-44/18вн).
По каждому разделу форма государственного задания предусматривает строчку: Допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей качества государственной услуги, в пределах которых государственное задание считается выполненным (процентов).
Данные строчки по разделам государственного задания не заполнены, что свидетельствует о том, что по отдельным государственным услугам допустимых отклонений не установлено.
В части 3 «Прочие сведения о государственном задании», содержащей сведения относительно государственного задания в целом, в п. 5 «Иные показатели, связанные с выполнением государственного задания» указано: Допустимое (возможное) отклонение от выполнения государственного задания, в %: - 10% (т. 1 л.д. 80).
В примечании к государственному заданию указано: Отклонение указано при принятии учредителем решения об установлении общего допустимого возможного отклонения от выполнения государственного задания, в пределах которого оно считается выполненным.
Таким образом, согласно данным государственного задания, процент отклонения - 10%, установлен учредителем и главным распорядителем средств федерального бюджета Федеральным агентством по рыболовству в отношении всего задания в целом.
Отклонение от выполнения государственного задания в целом за 2017г. составило 5,38%, что находится в пределах допустимого (возможного) отклонения от выполнения государственного задания.
Согласно пункту 6 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае не достижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.
Положения о возврате субсидии на госзадание при не достижении показателей госзадания приводятся в пункте 17 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в пункте 46 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня.2015 г. № 640 (далее по тексту - Положение № 640).
Представитель УФК считает, что предоставление субсидий рассчитывалось по каждому разделу госзадания, соответственно допустимое (возможное) отклонение от выполнения государственного задания в пределах 10% должно быть соблюдено по каждому разделу госзадания, а не всего задания в целом.
Однако как следует из материалов дела, соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания установлена сумма субсидии на выполнение государственного задания без разбивки сумм по каждому направлению подготовки.
Согласно данным государственного задания, процент отклонения - 10%, установлен учредителем и главным распорядителем средств федерального бюджета Федеральным агентством по рыболовству в отношении всего задания в целом, а не по каждому разделу госзадания.
Из письма Федерального агентства по рыболовству от 07.12.18г. следует, что Росрыболовством утверждено государственное задание ФГБОУ ВО «АГТУ» на 2017г., которым установлено допустимое (возможное) отклонение от выполнения государственного задания 10% в отношении государственного задания в целом. Росрыболовство подтверждает, что отклонение по отдельным показателям – направления подготовки, превышающее 10% при соблюдении данного критерия в целом по государственному заданию, не является неисполнением государственного задания.
Таким образом, уполномоченным органом исполнительной власти, непосредственно утвердившим государственное задание, прямо указано на возможность отклонения по отдельным показателям – направлениям подготовки, превышающего 10% при соблюдении данного критерия в целом по государственному заданию.
Форма Отчёта о выполнении государственного задания предусмотрена по ОКУД 0506501 Приложением № 2 к Положению № 640, допустимое (возможное) отклонение рассчитывается путем умножения значения показателя объема и (или) качества государственной услуги (работы), установленного в государственном задании (графа 10), на установленное в государственном задании значение допустимого (возможного) отклонения от установленных показателей качества (объема) государственной услуги (работы), в пределах которого государственное задание считается выполненным (в процентах), при установлении допустимого (возможного) отклонения от установленных показателей качества (объема) государственной услуги (работы) в абсолютных величинах заполняется в соответствии с государственным заданием. Значение указывается в единицах измерения показателя, установленных в государственном задании (графа 8), в целых единицах. Значение менее 0,5 единицы отбрасывается, а 0,5 единицы и более округляется до целой единицы. В случае если единицей объема работы является работа в целом, показатели граф 13 и 14 пункта 3.2 части II настоящего отчета не рассчитываются.
Следует учесть, что оценка способов установления отклонений от исполнения государственного задания находится в компетенции федерального органа исполнительной власти.
Подтверждением выполнения целей предоставления субсидии на госзадание является достижение им установленных госзаданием показателей, характеризующих качество и (или) объём (содержание) государственной услуги (работы), что подтверждается отчётностью о выполнении госзадания по форме, установленной Правительством Российской Федерации.
Подтверждением выполнения Учреждением целей предоставления субсидии на госзадание является Отчет о выполнении госзадания № 076-00067-17-011, который утвержден Федеральным агентством по рыболовству.
Факт расхождения между данными Отчета и установленными УФК при проверке данными о численности обучающихся на декабрь 2017г., установлен и Учреждением не отрицается.
Однако данный факт не свидетельствует о невыполнении Учреждением государственного задания на 2017г.
Пункт 6 статьи 69.2 и пункт 3 Положения вводят такое понятие как "превышение допустимого (возможного) отклонения" показателей объема государственного задания, поскольку объем государственной услуги, заложенный в государственном задании, является величиной предполагаемой (плановой), а точный объем данной услуги можно определить лишь по итогам отчетного финансового периода.
В соответствии со ст. 69.2 БК РФ в государственном задании учредителем установлены показатели, характеризующие содержание, условия (формы) и объем государственных услуг, выполняемых работ.
В качестве показателей, характеризующих содержание государственных услуг, указаны направления подготовки и укрупненные группы, определенные в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».
Показателем объема государственной услуги является численность обучающихся. Данный показатель является динамичным, что обусловлено движением в течение года контингента обучающихся по отдельным направлениям подготовки и укрупненным группам в связи с их отчислением, переводом, уходом в академический отпуск и т.д.
Таким образом, численность обучающихся в различные периоды учебного года может быть различной.
Данные проверки по показателю объема государственной услуги сформированы на декабрь 2017г., т.е. в декабре 2017г. численность обучающихся установлена и имеет расхождения с Отчетом. Однако это не означает, что в течение всего 2017г. показатель объема государственной услуги (численность) имел то же значение, что в декабре 2017г., с учетом движения в течение года контингента обучающихся по отдельным направлениям подготовки и укрупненным группам в связи с их отчислением, переводом, уходом в академический отпуск и т.д.
УФК не подтверждено, были ли расхождения по показателю объема государственной услуги (численность обучающихся) в течение всего года.
То есть, возможно, в течение 2017г. численность обучающихся имела больший показатель, а в конце 2017г. уменьшилась.
УФК не представлено доказательств того, что им рассчитывался среднегодовой показатель объема государственной услуги и проверялись соответствующие документы за весь 2017г.
При подсчете показателей объема государственных услуг по нескольким отдельно взятым направлениям подготовки и укрупненным группам на конец 2017г. движение контингента обучающихся привело к отклонению от показателей государственного задания «построчно» (но не в целом по госзаданию) более чем на 10%.
Учитывая приведенные данные о фактическом состоянии контингента обучающихся на конец 2017 года, установленных УФК по Астраханской области, как подлежащие отражению в Отчете о выполнении государственного задания, отклонение от выполнения государственного задания в целом составило 5,38 % (утверждено в гос. задании - 6844 чел., в отчете по гос. заданию на 2017 год - 6599 чел., по факту проверки - 6 476 чел.).
УФК в рамках данного дела не доказано, что Учреждением не в полном объеме выполнено государственное задание на 2017 год.
Данные Отчета не могут в рассматриваемом случае свидетельствовать о невыполнении государственного задания, с учетом того, что Учреждением не допущено отклонения от выполнения государственного задания (10%) в отношении государственного задания в целом, что отражено в материалах дела и подтверждается учредителем, главным распорядителем средств федерального бюджета.
Согласно ч. 6 ст. 69.2. Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.
Следует учесть, что положения пункта 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ, нарушение которых вменяется Учреждению, в 2017 году не действовали, поскольку вступили в силу с 01.01.2018.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что УФК по Астраханской области не предоставлено доказательств нарушения ФГБОУ ВО «АГТУ» бюджетного законодательства, выразившегося в неполном выполнении государственного задания на 2017 год.
Поскольку в рассматриваемом случае не установлено факта использования Учреждением средств субсидии на выполнение государственного задания не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, у УФК не имелось оснований для вынесения ФГБОУ ВО «АГТУ» представления (пункт 1) и предписания о возврате денежных средств в сумме 11420580,57 руб.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции требования ФГБОУ ВО «АГТУ» удовлетворены обоснованно.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы УФК по Астраханской области не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2019 года по делу № А06-1370/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.В. Пузина
Судьи С.Г. Веряскина
С.М. Степура