НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Астраханской области от 24.05.2016 № А06-7744/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-8091/2016

г. Казань                                                 Дело № А06-7744/2015

25 мая 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2016 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Логинова О.В., Гатауллиной Л.Р.,

в отсутствие:

заявителя – извещен надлежащим образом,

ответчика – извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.12.2015 (судья Плеханова Г.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)

по делу №А06-7744/2015

по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Астрахани «Гимназия № 4», г. Астрахань (ИНН 3017022199, ОГРН 1023000849486) к государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения от 23.06.2015 № 226,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Астрахани «Гимназия № 4» (далее - Гимназия № 4, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Астраханское РО ФСС, учреждение) о признании недействительным решения от 23.06.2015 № 226 в части доначисления страховых взносов в сумме 5800 руб., штрафа в сумме 1160 руб. и пени в сумме 1453,62 руб.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02.12.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016, требование заявителя удовлетворено.

В кассационной жалобе Астраханское РО ФСС с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом учреждение полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку выплаты грантов работникам, состоящим в трудовых отношениях с Гимназией № 4, признаются объектом обложения страховыми взносами. Как считает учреждение, единовременные пособия молодым специалистам также подлежат обложению страховыми взносами.

В отзыве на кассационную жалобу Гимназия № 4 возражает против доводов Астраханского РО ФСС и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, учреждением на основании решения заместителя управляющего Астраханским РО ФСС Пахомова В.П. от 20.04.2015 № 05/2-344 в период с 20.04.2015 по 19.05.2015 проведена выездная проверка Гимназии № 4 на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.

По результатам выездной проверки составлен акт от 19.05.2015 № 225, в котором выявлено необоснованное занижение в нарушение статей 7, 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 200 000 руб. (заявитель не начислял страховые взносы на гранты в сумме 150 000 руб. (апрель 2013 года) и на единовременные пособия молодым специалистам в сумме 50 000 руб. (январь 2014 года)).

На заниженную облагаемую базу заявителю доначислены страховые взносы по установленному страховому тарифу в сумме 5800 руб., начислены пени в сумме 1453,62 руб., которые предложено уплатить.

Решением заместителя управляющего учреждения от 23.06.2015 № 226 Гимназия № 4 привлечена к ответственности за совершение правонарушения, выраженного в неполной уплате сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ. Плательщику страховых взносов предложено перечислить выявленную недоимку в сумме 5800 руб., пени 1453,62 руб. и штрафные санкции в размере 1160 руб.

Заявитель, считая, что решение Астраханского РО ФСС не соответствует нормам права и нарушает его права и законные интересы, оспорил его в судебном порядке.

Судебные инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришли к выводу о том, что выделенные в качестве гранта денежные средства педагогическим работникам образовательного учреждения не облагаются страховыми взносами. При этом суды обоснованно исходили из следующего.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ).

Частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212‑ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212‑ФЗ.

В статье 9 Закона № 212-ФЗ приводится перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственно-технической политике» под «грантом» понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Как установлено судами, в рассматриваемом случае грантополучателями стали победители конкурса, которые являются физическим лицами. Грантодателем выступает администрация города Астрахани в лице управления по образованию и науке.

При этом судами верно указано, что спорные физические лица не являются работниками грантодателя. Денежная сумма гранта на счет Гимназии № 4 не поступала, заявитель не распределял ее в качестве вознаграждения своим работникам в рамках трудовых отношений.

В отношении такой выплаты заявитель не является плательщиком страховых взносов, поскольку их получение работниками не предполагает выполнение с их стороны каких-либо работ или услуг для работодателя.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.

Данные спорные выплаты не зависят от трудовых достижений работников и не являются вознаграждением за труд, то есть не носят систематический характер, не зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, уровня квалификации работников, не исчисляются от окладов, тарифов, трудового стажа и не предусмотрены трудовым договором, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения.

Таким образом, денежные средства, предоставленные педагогам Гимназия № 4 в виде грантов, не подлежат учету при начислении страховых взносов на основании подпункта 2 части 3 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

Кроме того, суды правомерно учли целевой характер предоставленных средств.

Подпунктом 12 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, относятся все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат связанных, в том числе и с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.

В соответствии с пунктом 1.6. Положения о грантах мэра города Астрахани педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению культуры администрации города Астрахани, утвержденного постановлением мэра города Астрахани от 07.11.2006 № 2378-м, средства гранта могут быть использованы для совершенствования профессионального мастерства педагогического работника, издания научно-методической литературы, обобщающей опыт работы, творческих командировок с целью изучения педагогического опыта и т.д., то есть для возмещения расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.

Как верно указано судами, цель предоставления денежных средств педагогическим работникам соответствует указанному в подпункте 12 части 1 статьи 9 Закона №212-Ф3 основанию для освобождения от обложения страховыми взносами.

При данных обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу, что гранты, выделенные администрацией города Астрахани педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, не облагаются страховыми взносами.

В отношении единовременных пособий, выплаченных молодым специалистам необходимо отметить следующее.

Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Государственное пособие – безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства.

С учетом приведенной нормы, единовременные пособия, выплаченные страхователем молодым специалистам, являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым страховыми взносами выплатам.

Судами установлено, что выплаты единовременного пособия молодым специалистам Гимназии № 4 – Николаевой Ю.Н. в размере 25000 руб., Сызрановой Н.М. в размере 25000 руб., Патеевой А.Х. в размере 25000 руб. произведены в 2013 году на основании приказов Управления по образованию администрации города Астрахани от 21.09.2012 № 08-07-433, от 24.10.2013 № 08-07-638.

В соответствии с постановлением мэра города Астрахани от 04.08.2009 № 2978-м «О социальной поддержке молодых специалистов муниципальных образовательных учреждений города Астрахани» выплаты по социальной поддержке молодым специалистам производятся бухгалтерией комитета (управления) по образованию и науке администрации города Астрахани.

Судами правомерно указано, что спорные выплаты единовременного пособия молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников Гимназии № 4 и не включены в систему оплаты труда.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12 выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Единовременная выплата молодым специалистам также носит социальный характер и не может являться объектом обложения страховыми взносами, в связи с чем, Гимназия № 4 не является плательщиком единовременной выплаты молодым специалистам.

Суды правомерно пришли к выводу, что выплаченные победителям конкурса гранты, единовременные пособия молодым специалистам не являются вознаграждением работников за исполнение ими трудовых обязанностей, не гарантированы трудовым либо коллективным договорами.

Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.12.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 по делу № А06-7744/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                         Р.Р. Мухаметшин

Судьи                                                                                О.В. Логинов

                                                                                           Л.Р. Гатауллина