НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Астраханской области от 21.02.2019 № А06-6893/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-43805/2019

г. Казань                                                 Дело № А06-6893/2018

28 февраля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2019 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области (межрайонное)

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.08.2018 (судья Колмакова Н.Н) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.)

по делу №А06-6893/2018

по заявлению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области (ОГРН 1023001941500, ИНН 3004006168) к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ниновская основная общеобразовательная школа» (ОГРН 1023001939212, ИНН 3004003777) о взыскании задолженности

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Икрянинском районеАстраханской области (далее – УПФР в Икрянском районе Астраханской области) обратилосьв Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ниновская основная общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Ниновская ООШ») о взыскании финансовой санкции за представление неполных сведений о застрахованных лицах форме СЗВ-М по требованию № 040S01186931539/10 от 08.02.2018 за отчетный период июль 2017 года в сумме 13 500 руб.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14.08.2018 в иске отказано.

Постановлением Двенадцатого Арбитражного суда Астраханской области от 14.08.2018 оставлено без изменений.арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 Решение

В кассационной жалобе УПФР в Икрянском районе Астраханской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Представители  лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, МБОУ «Ниновская ООШ», являющийся страхователем, представило в УПФР в Икрянском районе Астраханской области исходную форму СЗВ-М за июль 2017 года в отношении 31 застрахованного лица по телекоммуникационным каналам связи 04.08.2017, то есть в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

Впоследствии, установив, что при подаче первичных сведений были допущены ошибки, выразившиеся в не указании в сведениях данных о полном количестве работников, по истечении сроков, указанных в пункте 2.2 статьи 11 Закон № 27-ФЗ, 06.12.2017 страхователь представил в УПФ дополняющую форму СЗВ-М еще на 27 застрахованных лиц за указанный период.

УПФР в Икрянском районе Астраханской области проведена проверка представленных сведений, по результатам которой решением от 16.01.2018 №040S19180000196/5 страхователь привлечен к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования в виде штрафа в общем размере 13500 руб. Заявителю вменено в вину представление им неполных и недостоверных сведений.

08.02.2018 в адрес МБОУ «Ниновская ООШ» выставлено требование № 040S01186931539/10 об уплате штрафа в общем размере 13500 руб. в срок до 28.02.2018, которое им в добровольном порядке исполнено не было.

Неисполнение требования в установленный срок послужило основанием для обращения УПФР в Икрянском районе Астраханской области в суд с заявлением о взыскании с учреждения финансовых санкций в размере 13500 руб.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу, что общество самостоятельно выявило ошибку и направило дополняющую форму СЗВ-М до выявления Управлением указанного факта, указанное обстоятельство влечет отказ в удовлетворении требования органа Пенсионного фонда по настоящему делу, при этом правомерно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Как установлено судами и следует из материалов дела, МБОУ «Ниновская ООШ» представило в УПФР в Икрянском районе Астраханской области исходную форму СЗВ-М за июль 2017 своевременно в сроки, установленные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Впоследствии, установив, что при подаче первичных сведений были допущены технические ошибки, выразившиеся в не указании в сведениях данных о полном количестве работников, 06.12.2017 МБОУ «Ниновская ООШ» были представлены отчеты в форме СЗВ-М (тип «дополняющая») за указанный период на 27 застрахованных лиц.

УПФР в Икрянском районе Астраханской области признало данное обстоятельство представлением неполных и недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, и пришло к выводу о наличии в действиях последнего состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 приведенного Закона.

Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона № 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.

Между тем, этой же нормой Закона № 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Постановлением Правления ПФ РФ № 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ с 01.04.2016 утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М).

Всего предусмотрено три типа:

1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;

2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;

 3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самой организацией либо со дня получения уведомления территориального органа пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений. При этом действующее пенсионное законодательство не предусматривает для организаций ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.

Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2017, регистрационный № 45549).

В силу императивного требования пункта 39 Инструкции № 766н, имеющей нормативный характер, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются

Таким образом, нормативными актами, действующими на момент вынесения оспариваемого решения, было предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.

Аналогичная позиция отражена в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ», где указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки. Обоснованность изложенной в указанном письме позиции Пенсионного фонда Российской Федерации подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2014 № 310-КГ14-1896, определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.2013 № ВАС-1338/13).

Учитывая, что в рассматриваемом случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, до обнаружения указанной ошибки и направления соответствующего уведомления Пенсионным фондом, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у УПФР в Икрянском районе Астраханской области правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены.

Положенные в основу кассационной жалобы доводы УПФР в Икрянском районе Астраханской области не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.

Переоценка исследованных судами доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда Астраханской области от 14.08.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 по делу № А06-6893/2018 ставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                          Р.Р. Мухаметшин

Судьи                                                                                    М.В. Егорова

                                                                                              О.В. Логинов