ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-7969/2018 |
24 декабря 2018 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Землянниковой В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Астрахани
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 октября 2018 года по делу № А06-7969/2018 (судья Г.А. Плеханова)
по заявлению открытого акционерного общества «АГВХ» (414056, г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 43, ИНН 6016046038, ОГРН 1053000628570)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Астрахани (414056, г. Астрахань, ул. М. Максаковой, д. 14, ИНН 3015056690, ОГРН 1023000840257)
о признании решения №25/1 от 31.07.2018 недействительным в части начисления штрафа в размере 127 447 рублей и пени в размере 18 704 рублей,
лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «АГВХ» (далее по тексту - Общество, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Астраханкой области с заявлением к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Астрахани (далее по тексту - УПФР в Ленинском районе г.Астрахани, ответчик, Пенсионный фонд), о признании решения №25/1 от 31.07.2018 недействительным в части начисления штрафа в размере 127 447 рублей и пени в размере 18 704 рублей.
Решением суда первой инстанции от 18 октября 2018 года признано недействительным решение УПФР в Ленинском районе г.Астрахани №25/1 от 31.07.2018 в части начисления штрафа в размере 127 447 рублей и пени в размере 18 704 рублей.
С УПФР в Ленинском районе г.Астрахани в пользу Открытого акционерного общества «АГВХ» взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 3000 рублей.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявителем за период 2015-2016 годов.
По результатам выездной плановой проверки были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанные нарушения отражены в акте выездной проверки от 27.06.2018 № 23/040V10180000458.
Решением от 31.07.2018 №25/1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в размере 127447,48 рублей, начислена пени в размере 18704,46 рублей, также заявителю было предложено уплатить недоимку в размере 637237,44 рублей.
Считая, что вышеуказанное решение в части взыскания штрафа и пени нарушает права и законные интересы, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что решение УПФР в Ленинском районе г.Астрахани №25/1 от 31.07.2018 в части начисления штрафа в размере 127 447 рублей и пени в размере 18 704 рублей.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) регулировал в рассматриваемый период отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Как следует из оспариваемого решения №25/1 от 31.07.2018, основанием для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 127447,48 руб. и взыскания пени в сумме 18704,46 руб. послужил вывод УПФР в Ленинском районе г. Астрахани о неправомерном невключении Обществом в базу для начисления страховых взносов вознаграждения членам совета директоров и ревизионной комиссии.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование Общества, пришел к правомерному выводу, что неисчисление страховых взносов с вознаграждений, выплачиваемых членам Совета директоров, ревизионной комиссии связано с применением страхователем письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов, данных неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции, относящихся к спорным периодам определения обязательств для страховых взносов, что в силу части 9 статьи 25 и пункта 3 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ исключает возможность начисления пени и привлечения к ответственности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 5 данного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
В статье 9 Закона N 212-ФЗ приводится перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Как указано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 1169-О и N 1170-О, действующее правовое регулирование предполагает отнесение вознаграждения, производимого членам совета директоров и ревизионной комиссии общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.
Таким образом, с учетом приведенных положений правовых норм и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации вознаграждение членам совета директоров общества подлежит включению в базу для начисления страховых взносов вне зависимости от включения соответствующих условий в договор между обществом и членом совета директоров.
Между тем, до принятия Конституционным Судом Российской Федерации указанных определений правовые позиции по данному вопросу были неоднозначными.
В частности, ранее Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации со ссылкой на статьи 64 и 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" неоднократно указывало, что поскольку вознаграждения членам совета директоров (наблюдательного совета), членам ревизионной комиссии акционерного общества производятся на основании решения общего собрания акционеров общества, а не в соответствии с трудовыми договорами или гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то на основании положений части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ такие вознаграждения не облагаются страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды (письма от 07.05.2015 N 17-3/6-234, от 11.04.2016 N 17-3/В-147, от 30.05.2016 N 17-4/В-211, от 15.06.2016 N 17-4/В-247).
Аналогичной позиции также придерживались Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (письмо от 05.08.2010 N 2519-19), Министерство финансов Российской Федерации (письмо от 05.08.2008 N 03-04-06-02/89) и Фонд социального страхования Российской Федерации (приложение к письму ФСС РФ от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250).
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 5.19 указанного Положения (этот пункт утратил силу с 18.02.2017) в компетенцию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации входило представление письменных ответов на вопросы плательщиков страховых взносов на обязательное социальное страхование. При этом актуальным остается пункт 5.16 указанного Положения, согласно которому Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации вправе давать разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 N 731 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратило силу с 03.02.2017, но действовало в период, за который осуществлялась проверка правильности исчисления и своевременности уплаты обществом страховых взносов) в целях единообразного применения Закона N 212-ФЗ право издавать соответствующие разъяснения предоставлено: Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации - по вопросам уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации - по вопросам уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
С учетом вышеуказанных определений Конституционного Суда Российской Федерации Общество не оспаривает вывод Управления Пенсионного фонда о необходимости начисления страховых взносов с вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии, однако не согласно с начислением штрафа и пени.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Вместе с тем, в соответствии с частью 9 статьи 25 Закона N 212-ФЗ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Эти же обстоятельства, в силу пункта 3 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ, признаются обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
При принятии решения о неначислении страховых взносов с вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии общество руководствовалось официальными разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Иную точку зрения Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации изложило в письме от 15.11.2016 N 17-4/В-448, которое Общество не могло учесть в периоде начисления вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда недействительным в части взыскания штрафа в сумме 127447,48 руб. и пени в сумме 18704,46 руб.
Доводы УПФР в Ленинском районе г. Астрахани, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 октября 2018 года по делу № А06-7969/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-й инстанции, принявший решение.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи Ю.А. Комнатная
В.В. Землянникова