ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-10617/2021 |
15 апреля 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А., судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Адмирал Маритайм»
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 января 2022 года по делу №А06-10617/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Адмирал Маритайм» (ОГРН 1027739260306, ИНН 7704187284, 108850, г. Москва, Внуковское поселение, ул. Б. Пастернака, д. 9, кв. 10),
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Астраханской области (ОГРН 1043007262870, ИНН 3018018879, 414016, г. Астрахань, ул. Н. Ветошникова, стр. 4), Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области (ОГРН 1043000717825, ИНН 3015067282, 414014, г. Астрахань, пр. А. Гужвина, д. 10),
о признании недействительными ненормативных актов,
при участии в судебном заседании:
представителя Общества с ограниченной ответственностью «Адмитрал Маритайм»– Кушниренко А.А., действующего на основании доверенности от 10.12.2021, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
представителя Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области – Курмамбаевой Е.А., действующей на основании доверенности от 30.03.2022 № 03-28/04883, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Адмирал Маритайм» (далее – ООО «Адмирал Маритайм», общество, налогоплательщик, заявитель) с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Астраханской области (далее – Межрайонная ИФНС России по Астраханской области, налоговый орган, Инспекция) от 29.07.2021 № 2364, № 2365, № 2366 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 25 января 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО «Адмирал Маритайм» не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований налогоплательщика.
Межрайонная ИФНС России по Астраханской области, Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее – УФНС России по Астраханской области, Управление) представили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Управлением Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее – УФНС России по Астраханской области, Управление) заявило ходатайство о процессуальном правопреемстве: замене Межрайонной ИФНС России № 5 по Астраханской области на её правопреемника – УФНС России по Астраханской области.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Судом установлено, что согласно приказу Федеральной налоговой службы от 15.12.2021 № ЕД-7-4/1081 Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Астраханской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Астраханской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Астраханской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области реорганизованы путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области.
28 марта 2022 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производит в порядке процессуального правопреемства замену заинтересованного лица по делу - Межрайонной ИФНС России № 5 по Астраханской области (ОГРН 1043007262870, ИНН 3018018879) на её правопреемника - УФНС России по Астраханской области (ОГРН 1043000717825, ИНН 3015067282).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав представителей участников процесса, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, ООО «Адмирал Маритайм» 03.12.2020 представило в налоговый орган налоговые декларации по транспортному налогу за 2017, 2018, 2019 годы.
Межрайонной ИФНС России по Астраханской области проведены камеральные налоговые проверки указанных деклараций, по результатам которых составлены акты от 15.03.2021 № 1741 (налоговая декларация за 2018 год), от 15.03.2021 № 1791 (налоговая декларация за 2019 год), от 15.03.2021 № 1792 (налоговая декларация за 2017 год) (т. 2, л.д. 89-96, 97-104, 105-113).
29 июля 2021 года по результатам рассмотрения акта налоговой проверки от 15.03.2021 № 1791 и иных материалов проверки Инспекцией вынесено решение № 2364 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общей сумме 1 037 236 руб. Кроме того, данным решением налогоплательщику доначислен транспортный налог за 2019 год в сумме 2 074 474 руб., начислены пени в сумме 247 519,26 руб. (т. 2, л.д. 1-19).
29 июля 2021 года по результатам рассмотрения акта налоговой проверки от 15.03.2021 № 1741 и иных материалов проверки Инспекцией вынесено решение № 2365 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общей сумме 450 300 руб. Кроме того, данным решением налогоплательщику доначислен транспортный налог за 2018 год в сумме 900 599 руб., начислены пени в сумме 188 773,10 руб. (т. 2, л.д. 20-38).
29 июля 2021 года по результатам рассмотрения акта налоговой проверки от 15.03.2021 № 1792 и иных материалов проверки Инспекцией вынесено решение № 2366 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общей сумме 22 965 руб. Кроме того, данным решением налогоплательщику доначислен транспортный налог за 2017 год в сумме 459 306 руб., начислены пени в сумме 139 757,18 руб. (т. 2, л.д. 39-57).
ООО «Адмирал Маритайм», не согласившись с решениями Инспекции, обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган – УФНС России по Астраханской области.
Решением Управления от 11.10.2021 № 230-Н жалоба общества оставлена без удовлетворения, решения налогового органа - без изменения (т. 2, л.д. 75-84).
ООО «Адмирал Маритайм», полагая, что решения Межрайонной ИФНС России по Астраханской области от 29.07.2021 № 2364, № 2365, № 2366являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из письма Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Каспийского моря» от 19.10.2020 № АЧ-3867 в бербоут-чартерном реестре судов морского порта г. Астрахани за ООО «Адмирал Маритайм» зарегистрированы:
- «Волгонефть-33» дата регистрации 30.05.2016 (1472 квт);
- «Волгонефть-2342» дата регистрации 30.05.2016 (1472квт);
- «Волгонефть-242» дата регистрации 30.05.2016 (1472квт);
- «Волгонефть-44» дата регистрации 30.05.2016 (1472 квт);
- Нефтеналивное «Охта» дата регистрации 20.06.2017 (736 квт);
- Буксир-толкач «ОТ-2078» дата регистрации 04.02.2019 (1472квт);
- Буксир-толкач «ОТ-2119» дата регистрации 04.02.2019 (1472квт);
- Буксир-толкач «ОТ-2126» дата регистрации 04.02.2019 (1472квт);
- Буксир-толкач «ОТ-2108» дата регистрации 04.02.2019 (1472квт);
- Буксир-толкач «ОТ-2110» дата регистрации 04.02.2019 (1472квт);
- Буксир-толкач «ОТ-2117» дата регистрации 19.02.2019 (1472квт). Фрахтователем данных является ООО «Адмирал-Маритайм» ИНН 7704187284
(т.д. 1, л.д. 85).
Налоговым органом в ходе камеральных проверок выявлено, что Обществом в налоговых декларациях по транспортному налогу за 2017, 2018, 2019 гг. не были отражены зарегистрированные за ним транспортные средства, что привело к занижению налоговой базы и неуплате транспортного налога.
Объектом налогообложения транспортным налогом в силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, к транспортным средствам, которые облагаются транспортным налогом, относятся теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства.
Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Пункт 2 статьи 358 НК РФ предусматривает ряд случаев, когда транспортные средства не признаются объектом обложения транспортным налогом.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ к таковым относятся пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых являлось осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Поскольку Общество не является собственником вышеперечисленных судов, льгота, установленная подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ к нему не применима.
В соответствии со статьей 16 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с даты его государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации, в число которых входит бербоут-чартерный реестр.
В силу пункта 2 статьи 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации на основании решения одного из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 3 данной статьи, право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).
При этом судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации его в одном из реестров судов Российской Федерации, указанных в пункте 1 статьи 33 Кодекса (пункт 1 статьи 16 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 642 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
В силу статьи 211 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Пунктом 1 статьи 218 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации устанавливается, что фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы.
Пунктом 2 статьи 38 КТМ РФ установлено, что при регистрации судна в бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ на срок, не превышающий срока действия бербоут-чартера.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, бербоут-чартерный реестр является одним из видов регистрации судов, находящихся во фрахте - временном пользовании и владении. Следовательно, наличие данных о судне в этом реестре, выдача ему свидетельства о праве плавания под флагом Российской Федерации свидетельствуют о регистрации зафрахтованного транспортного средства на территории Российской Федерации.
Не являются объектами налогообложения транспортным налогом суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (далее - РМРС) (подпункт 9 пункта 2 статьи 358 НК РФ).
Вышеуказанные суда, зарегистрированы за ООО «Адмирал Маритайм» в бербоут-чартерном реестре судов морского порта г.Астрахани, а не в РМРС.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ООО «Адмирал-Маритайм», являясь фрахтователем водных транспортных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации, признается плательщиком транспортного налога.
Довод Общества, изложенный в жалобе, о том, что у него отсутствует обязанность по уплате транспортного налога, поскольку в период с 2017 по 2019 гг. среди сведений, представляемых в налоговый орган в порядке статьи 85 НК РФ органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, в числе видов права на судно, подлежащих налоговому контролю, право на использование судна по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) отсутствовало, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен.
Как верно указал суд, приказом ФНС России от 01.06.2020 № ЕД-7-21/363@ внесены изменения в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 27.06.2018 № ММВ-7-21/419@, которые предусматривают передачу сведений с кодом вида права на судно «003006000000» для права на использование судна по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). Данный приказ вступил в силу с 01 января 2021 г.
Однако, как верно указал суд, вышеназванные подзаконные акты утверждают формы сведений, но не устанавливают порядка налогообложения и не освобождают фрахтователей транспортных средств от уплаты транспортного налога.
Кроме того, указанные приложения №№ 1 и 3 в редакции, действующей с 01.01.2021, обязывают капитана морского порта сообщать в налоговый орган о регистрации бербоут-чартера при том, что федеральное законодательство и законодательство субъекта Российской Федерации, регулирующее уплату транспортного налога, не изменилось.
В силу статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая транспортный налог, законодательные органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Статьей 1 Закона Астраханской области от 22.11.2002 № 49/2002-03 «О транспортном налоге» установлены ставки транспортного налога.
Расчет сумм налога, произведен Инспекцией с применением действовавшего в спорный период закона, с учетом отсутствия переплаты по лицевому счету предприятия по сроку уплаты транспортного налога, проверен судом и признается верным.
Представитель ООО «Адмирал-Маритайм» в судебном заседании суда первой инстанции согласился с расчетом налогового органа. Апелляционная жалоба доводов относительно решения суда в данной части не содержит.
Судами проверена процедура вынесения оспариваемых решений, существенных нарушений, влекущих признание их недействительными, не установлено. Апелляционная жалоба доводов в этой части так же не содержит.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ООО «Адмирал Маритайм» удовлетворению не подлежит.
При подаче апелляционной жалобы ООО «Адмирал Маритайм» по платежному поручению от 14.02.2022 № 79 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 (три тысячи) руб.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», размер государственной пошлины, подлежащей оплате обществом по настоящему делу, составляет 1 500 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб. подлежит возврату ООО «Адмирал Маритайм» из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 48, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести в порядке процессуального правопреемства замену заинтересованного лица по делу - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Астраханской области (ОГРН 1043007262870, ИНН 3018018879) на её правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области (ОГРН 1043000717825, ИНН 3015067282).
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 января 2022 года по делу № А06-10617/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Адмирал Маритайм» (ОГРН 1027739260306, ИНН 7704187284) из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб., перечисленную по платежному поручению от 14.02.2022 № 79. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья | Ю.А. Комнатная |
Судьи | М.А. Акимова |
С.М. Степура |