НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Астраханской области от 07.12.2019 № А06-7279/19

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-7279/2019

07 декабря 2019 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.В. Пузиной, рассмотрев без вызова сторон,  апелляционную жалобу Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области»,

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 сентября 2019 года по делу № А06-7279/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Плеханова Г.А.),

по заявлению Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» (414000, Россия, г. Астрахань, Астраханская область, ул. Свердлова, д. 5, ИНН 3015999750, ОГРН 1133000000869)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области (414057, Россия, г. Астрахань, Астраханская область, ул. Н.Островского, 138, ИНН 3017042156, ОГРН 1053001131248)

об отмене постановления о привлечении к административной ответственности №04/325 от 12.07.2019,

      УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Астраханской области поступило заявление Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» о признании незаконны и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области № 04/325 от 12.07.2019.

   Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

 Решением Арбитражного суда Астраханской  области от 26 сентября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что информация об установленном тарифе взносов на капитальный ремонт, принимаемом постановлением Правительства Астраханской области, размещена в общедоступных источниках: СМИ, информационно-правовых системах, сайте  регионального оператора. Ссылаясь на положения статей 153-155, часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» указывает, что в случае отсутствия платёжного документа собственник (иной законный владелец) помещения для исполнения своей обязанности по оплате, действуя добросовестно, вправе обратиться к региональному оператору для получения платёжных документов. Отсутствие по какой-либо причине платёжного документа не освобождает собственника (иного законного владельца) от обязанности по оплате взноса на капитальный ремонт. НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области», ссылаясь на статьи 179, 180 Жилищного кодекса Российской Федерации также отмечает, что взносы на капитальный ремонт, сделанные до принятия решения собственниками жилых помещений о проведении капитального ремонта, не являются платой за оказанную коммунальную услугу по проведению капитального ремонта, а представляют собой обязательные платежи, уплачиваемые собственниками общего имущества многоквартирного дома в силу закона, а не на возмездных основаниях. Таким образом, исполнителем для целей Закона о защите прав потребителей является лицо, оказывающее услуги потребителям только по возмездному договору. Доказательств наличия возмездного договора между потребителем и региональным оператором в материалах дела не имеется. Отношения между собственником и региональным оператором не могут рассматриваться в рамках Закона о защите прав потребителей.

Апелляционная жалоба Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» рассматривается в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»).

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на сайте суда в сети Интернет 23 октября   2019 года.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 21 мая 2019  года в Управление поступило обращение Лысенко Е.С. за № 1783/ж по вопросу не предоставления ему платёжных документов по взносам на капитальный ремонт (л.д.46).

Согласно обращению в платёжном документе АО «Социальные гарантии» выставило счет за капитальный  ремонт дома по ул. Зеленая 1, кв. 5 с опозданием на 2 года, счета должны были приходить с января 2017 года. При этом при покупке  квартиры, как указывает Лысенко Е.С., ему была выдана  справка об отсутствии задолженности (справка датирована мартом 2018).

Административный орган квалифицировал действия НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

01 июля  2019 года административным органом составлен протокол №04/206 об административном правонарушении (л.д.42-44). НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» надлежащим образом извещен о месте и времени составления протокола  об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении  составлен в присутствии законного представителя НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» Умеровой В.В. по доверенности от 21.06.2019.

 12 июля  2019 года административным органом вынесено постановление № 04/325 о привлечении НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 7500 руб. (39-41).

НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Дело рассмотрено в присутствии законного представителя НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» Умеровой В.В. по доверенности от 21.06.2019.

Заявитель с указанным постановлением не согласился и оспорил его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы – в рассматриваемом случае несостоятельными.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Объектом правонарушения являются имущественные отношения, урегулированные действующим законодательством о защите прав потребителей, при осуществлении торговли, выполнении работ и оказании услуг.

Объективную сторону данного административного правонарушения образуют противоправные действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.

Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом о защите прав потребителей.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (статья 8 Закона о защите прав потребителей).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг) в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определённое время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

В части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счёте, счёте, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьёй 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также кредитные и (или) иные заёмные средства, привлечённые собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта (статья 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В случае формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платёжных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платёжные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос (пункт 9 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 постановления Правительства Астраханской области от 13 декабря 2013 года № 506-П «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» предметом деятельности и основной целью создания фонда является деятельность, направленная на своевременное проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Астраханской области.

Таким образом, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» является исполнителем услуг по формированию фонда и осуществлению капитального ремонта многоквартирных домов и, следовательно, в своей деятельности должна руководствоваться, в том числе, Законом о защите прав потребителей.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01 сентября 2017 года № 303-АД17-11176.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.

Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации  плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платёжных документов (в том числе платёжных документов в электронной форме, размещённых в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещённой в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платёжном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платёжном документе.

Платёжные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 указанной статьи (часть 2.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из обращения Лысенко  Е.С. следует, что ранее он не получал платёжных документов на оплату взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, соответственно, не был об этом проинформирован и не имел возможности оплатить такой вид платы, как «взносы на капитальный ремонт». Вместе с тем, с учётом перечисленных норм собственник помещений в многоквартирном доме должен быть своевременно проинформирован о предстоящей плате за коммунальные услуги и ему должны своевременно выставляться платёжные документы.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, информация об услуге должна в обязательном порядке включать её цену.

Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (пункт 3 статьи 10 Закона о  защите прав потребителей»).

Между АО «Социальные гарантии» (агент) и НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» (принципал) заключён агентский договор от 27 февраля 2015 года № 1, по условиям которого АО «Социальные гарантии» от имени НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» производит начисление и сбор взносов на капитальный ремонт, формирует платёжный документ, осуществляет его доставку (л.д.56-62).

В соответствии с пунктом 4.3 агентского договора принципал несёт ответственность за содержание предоставленных агенту материалов и информации, необходимых для формирования и ведения лицевых счетов плательщиков взносов на капитальный ремонт.

Согласно пункту 2.2.2 агентского договора агент имеет право получать от принципала необходимую информацию, которая в соответствии с договором необходима агенту для выполнения поручения принципала.

            Согласно пункту2.2.3 агентского договора Агент имеет право получать от Принципала необходимую информацию, которая в соответствии с Договором необходима Агенту для выполнения поручения Принципала.

Как следует из письма АО «Социальные гарантии» исх. от 03.06.2019 № 2316-2019, расчет по услуге «взнос на капитальный ремонт» по адресу: г.Астрахань, ул. Зеленая. Д.1, корп. 5 производится с января 2017г. 06.07.16г. в адрес АО «Социальные гарантии» поступило поручение НО «ФКР МКД АО» о необходимости произвести подключение услуги «взнос на капитальный ремонт» с даты, указанной в перечне МКД, в том числе, по адресу: г. Астрахань, ул. Зеленая, д. 1. Корп. 5 В перечне  МКД указано, что срок обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт наступает с 01.05.2018г.  По причине отсутствия сведений о площади жилых помещений в перечне МКД сведения о начислении услуг ВКР в платежных поручениях с мая 2018г. отсутствовали.

21.08.18г. в адрес АО «Социальные гарантии» поступило поручение  НО «ФКР МКД АО»  о необходимости подключить услугу «взнос на капитальный ремонт» по адресу: г. Астрахань, ул. Зеленая, дом 1, корп. 5, и производить начисления услуги с 01.02.2018., согласно площадям, указанных в реестре МКД (л.д.65).

Сведения согласно реестру от 21.08.2018 № 01-01-13029 в базу данных АО «Социальные гарантии» были внесены 03.09.2018г. При массовом расчете услуг за сентябрь 2018г. в лицевых счетах, по указанному адресу, был произведен расчет услуги «взнос за капитальный ремонт» и выставлен в платежном поручении коплате с 01.02.2018г. В счетах на оплату за сентябрь 2018г. был отображен перерасчет услуги с 01.02.2018г. по 01.09.2018г.

12.11.18г. поступило очередное поручение регионального оператора от 08.11.18г.  о необходимости переподключить услугу и произвести начисления по услуге ВКР по адресу: г. Астрахань. Ул. Зеленая, д. 1 корп. 5, изменив дату расчета на услуги на 01.02.2017г.

В связи с изложенным до момента поступления письма от 21 августа  2018 года № 01-01-13029 от НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области», АО «Социальные гарантии» не обладало необходимой информацией для отражения в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг расходов по оплате взносов на капитальный ремонт. 

Следовательно, действия НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области», повлекшие нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации в части платы за жилое помещение и коммунальные услуги, образуют объективную сторону вменённого правонарушения.

В данном случае на НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» возложена обязанность представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платёжные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Факт нарушения прав потребителя, выразившегося в отсутствии достоверной и полной информации об услуге, установлен административным органом и подтверждён материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 01 июля  2019 года № 04/206.

Установленные обстоятельства дела опровергают доводы апелляционной жалобы об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения.

Доводы НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» о том, что на её деятельность не распространяется действие Закона о защите прав потребителей, основаны на ошибочном толковании правовых норм, поскольку в соответствии с уставом организация является исполнителем услуг по формированию фонда и осуществлению капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе, аккумулированию, учёту, осуществлению управления денежными средствами, поступающими в фонд от собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Астраханской области, следовательно, должна руководствоваться Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом о защите прав потребителей.

Доводы апелляционной жалобы о том, что потребители самостоятельно должны знать об указанных взносах и уплачивать их в силу закона, в рассматриваемом случае не свидетельствуют о соблюдении НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» требований законодательства о защите прав потребителей при предоставлении услуги.

Доказательств обратного в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено.

Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В рассматриваемом случае вина НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» заключается в том, что при той степени заботливости и осмотрительности, которая от неё требовалась для выполнения установленной обязанности, ею не были приняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения требований о доведении до потребителя достоверной и полной информации об услуге.

Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.

Оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.

При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Мера наказания соответствует совершённому деянию.

Суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная жалоба не содержит иных ссылок на факты, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, при этом влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.

Апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 сентября   2019 года по делу № А06-7279/2019, рассмотренному  в порядке упрощённого производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

              Судья                                                                                                Е.В. Пузина