НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Астраханской области от 07.09.2020 № А06-15167/19

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-15167/2019

14 сентября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 7 сентября  2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2020 года.

Двенадцатый   арбитражный   апелляционный  суд в составе: председательствующего судьи Камериловой В.А.,

судей Дубровиной О.А., Телегиной Т.Н.,

при  ведении  протокола  судебного  заседания секретарём  судебного  заседания Акчуриной Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседаниис использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской  области апелляционные жалобы отделения Пенсионного фонда РФ по Астраханской области, Министерства социального развития и труда Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 июля 2020 года по делу № А06-15167/2019,

по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 к Министерству социального развития и труда Астраханской области, Отделению Пенсионного фонда РФ по Астраханской области о взыскании компенсации за установку памятников в сумме 1591800 руб.,

при участии в судебном заседании представителей:

от отделения Пенсионного фонда РФ по Астраханской области  ФИО2 – по доверенности № 09/19 от 10.01.2020,

от Министерства социального развития и труда Астраханской области               ФИО3,  по доверенности № 14996/04-03 от 29.10.2019,

УСТАНОВИЛ:

 индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Министерству социального развития и труда Астраханской области, Отделению Пенсионного фонда РФ по Астраханской области о взыскании компенсации за установку памятников в сумме 1591800 руб.

Решением от 09 июля 2020 года по делу № А06-15167/2019 Арбитражный суд Астраханской области обязал Министерство социального развития и труда Астраханской области и государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области произвести выплату компенсации индивидуальному предпринимателю ФИО1 за установку памятников Героям Социалистического Труда: ФИО4 в сумме 398400 руб.; ФИО5 в сумме 396100 руб.; ФИО6 Баймаша в сумме 398700 руб.; ФИО7 в сумме 398600 руб.

С Министерства социального развития и труда Астраханской области и государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в  пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 взысканы судебные расходы по оплате государственной по 14459 руб. с каждого.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, стороны обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение арбитражного суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт.

Министерство  социального развития и труда Астраханской области в соей апелляционной жалобе просит в иске отказать, считает, что транспортные расходы, не поименованные  в постановлении Правительства РФ от 05.12.2006 № 740, не финансируются из федерального бюджета; транспортные расходы, увеличивающие размер стоимости изготовления и установки памятника, должны быть оплачены семьей умершего (погибшего) Героя или организацией-спонсором; перечисление средств федерального бюджета на расчетный счет ИП ФИО1, не являющегося специализированным предприятием по изготовлению надгробий, будет являться нецелевым использованием бюджетных средств; в отношении ФИО6 Баймаша представлены недостоверные архивные сведения, что также влечет отказ в предоставлении субсидии.

Отделение  Пенсионного фонда РФ по Астраханской области в своей апелляционной жалобе оспаривает решение суда в части удовлетворения исковых требований к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Астраханской области и взыскания в пользу ИП ФИО1, судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 14459 руб.

Апеллянт считает, что отделение выступает только в качестве посредника между участниками и подписывающими сторонами соглашения, для перечисления средств, полученных Пенсионным фондом РФ из федерального бюджета через счет отделения в бюджет субъекта РФ, а именно: в бюджет Астраханской области в лице Министерства социального развития и труда Астраханской области, т.е. отделение Пенсионного фонда не уполномочено принимать каких-либо решений, способствующих выплате или отказу в выплате компенсации без соответствующей заявки в установленном законом порядке, о вынесенном решении министерства и несогласии истца с ним отделению стало известно только в ходе судебного разбирательства. В рамках досудебного урегулирования спора в адрес отделения никто из сторон не обращался.  Истец не представил доказательств того, что отделение Пенсионного фонда совершило действие или бездействие, нарушившее права и законные интересы истца. Истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора с ответчиком. Отделение Пенсионного фонда не является надлежащим ответчиком по делу.

Отделение  Пенсионного фонда РФ по Астраханской области считает, что истец избрал неправильный порядок защиты своих прав, обратившись с исковыми требованиями к отделению, так как целевое использование средств бюджета в силу статьи 6.1 Федерального закона № 5-ФЗ от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» и соглашения обеспечивает Правительство Астраханской области в лице Министерства социального развития и труда Астраханской области.

По мнению фонда, судом не рассмотрено его ходатайство о замене ненадлежащего ответчика надлежащим, необоснованно отклонено ходатайство  о привлечении к участию в деле третьих лиц, являющихся заказчиками по договору.

Истец не доказал фактически понесенные расходы на сооружение надгробий, истцом не представлены первичные документы, подтверждающие  стоимость и объем заявленных к компенсации затрат.

Кроме того, фонд указывает, что судом не исследован довод ответчиков о неразумности  согласованной с заказчиком сметы и возникновении у ответчиков  в силу закона обязанности по выплате  указанных в смете сумм расходов. Между отделением Пенсионного фонда и истцом отсутствуют  какие-либо обязательства.

Апеллянт также считает, что  перечисление средств федерального бюджета на расчетный счет ИП ФИО1, не являющегося специализированным предприятием по изготовлению надгробий, будет являться нецелевым использованием бюджетных средств.

От индивидуального предпринимателя ФИО1 поступили возражения на апелляционные жалобы, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах,  выступлениях присутствующих в судебном заседании участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22.03.1966 Калиевой Джамиле было присвоено знание Героя Социалистического Труда.

ИП ФИО1 (исполнитель) заключил с гражданином ФИО8 (заказчик) договор от 05 июля 2016 года, по условиям которого исполнитель обязуется надлежащим образом оказать услуги и выполнить работы в соответствии со сметой на работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Герою Социалистического Труда за счет средств федерального бюджета, а заказчик обязуется принять надлежащим образом оказанные услуги и выполненные работы по акту приема-передачи.

Согласно пункту 1.2 договора установка надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Постановлением N 740 от 05.12.2006г. «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета».

Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что надгробие устанавливается на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического ФИО9 Рахметовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата смерти 12.12.2006, на кладбище с/с Хошеутовский, с. Ахтубинка, Харабалинского района, Астраханской области.

Согласно пункту 2.3. договора заказчик передал исполнителю право требования оплаты надгробия в отношениях с государственными органами в рамках программы установки надгробия Героям Социалистического труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1. Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы".

Стоимость работ определена сторонами в сумме 398400 рублей (пункт 3.1. договора), работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда определены в смете, согласованной заказчиком, является твердой договорной и изменению не подлежит (пункт 3.2. договора).

Исполнитель в соответствии с договором выполнил работы по изготовлению и установке надгробного памятника в полном объеме, о чем составлен акт приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умершего Героя Социалистического Труда ФИО4 от 25.03.2019.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.06.1949. ФИО10 Лати было присвоено знание Героя Социалистического Труда. ИП ФИО1 15 января 2019 года заключил с гражданкой ФИО11 (заказчик) договор, согласно которому исполнитель обязуется надлежащим образом оказать услуги и выполнить работы в соответствии со сметой на работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Герою Социалистического Труда за счет средств федерального бюджета, а заказчик обязуется принять надлежащим образом оказанные услуги и выполненные работы по акту приема-передачи.

Согласно пункту 1.2 договора установка надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Постановлением N 740 от 05.12.2006г. «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета».

Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что надгробие устанавливается на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата смерти 03.06.1986, на кладбище пос. Костюбе, Володарского района Астраханской области.

Стоимость работ определена сторонами в сумме 396100 рублей (пункт 3.1. договора), работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда определены в смете, согласованной заказчиком, является твердой договорной и изменению не подлежит (пункт 3.2. договора).

Исполнитель в соответствии с договором выполнил работы по изготовлению и установке надгробного памятника в полном объеме, о чем составлен акт приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умершего Героя Социалистического ФИО12 Каримовича от 26.03.2019.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 05.11.1943 ФИО7 было присвоено знание Героя Социалистического Труда.

ИП ФИО1 19 января 2019 года заключил с гражданином ФИО13 (заказчик) договор, согласно которому исполнитель обязуется надлежащим образом оказать услуги и выполнить работы в соответствии со сметой на работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Герою Социалистического Труда за счет средств федерального бюджета, а заказчик обязуется принять надлежащим образом оказанные услуги и выполненные работы по акту приема-передачи.

Согласно пункту 1.2 договора установка надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Постановлением N 740 от 05.12.2006г. «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета».

Стоимость работ определена сторонами в сумме 398600 рублей (пункт 3.1. договора), работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда определены в смете, согласованной заказчиком, является твердой договорной и изменению не подлежит (пункт 3.2. договора).

Исполнитель в соответствии с договором выполнил работы по изготовлению и установке надгробного памятника в полном объеме, о чем составлен акт приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умершего Героя Социалистического Труда ФИО7 от 21.03.2019.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27.09.1950 ФИО14 Баймашу было присвоено знание Героя Социалистического Труда. ИП ФИО1 17.12.2018 заключил с гражданином (кой) ФИО15 (заказчик) договор, согласно которому исполнитель обязуется надлежащим образом оказать услуги и выполнить работы в соответствии со сметой на работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Герою Социалистического Труда за счет средств федерального бюджета, а заказчик обязуется принять надлежащим образом оказанные услуги и выполненные работы по акту приема-передачи.

Согласно пункту 1.2 договора установка надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Постановлением N 740 от 05.12.2006 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета».

Стоимость работ определена сторонами в сумме 398700 рублей (пункт 3.1. договора), работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда определены в смете, согласованной заказчиком, является твердо договорной и изменению не подлежит (пункт 3.2. договора).

Исполнитель в соответствии с договором выполнил работы по изготовлению и установке надгробного памятника в полном объеме, о чем составлен акт приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умершего Героя Социалистического ФИО16 Баймаша от 20.03.2019.

Полагая, что расходы на изготовление и установку надгробных памятников в силу положений действующего законодательства подлежат возмещению предпринимателю из федерального бюджета, ИП ФИО1 обратился в Министерство социального развития и труда Астраханской области с заявлениями о выплате компенсации за установку надгробных памятников на могилах Героев Социалистического Труда.

На данные обращения в адрес предпринимателя направлено письмо, согласно которому субсидия предоставляется индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Астраханской области, с заявлением соответствующей формы, установленной Порядком.

В соответствии с абзацами 2, 5 п. 2.7 Порядка, министерство приняло решение об отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с изготовлением и установкой надгробия на могилах умерших Героев Социалистического Труда.

Неисполнение ответчиками требований по компенсации расходов за установку памятников в сумме 1591800 руб. явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Апелляционный суд считает, выводы суда первой инстанции  об удовлетворении исковых требований обоснованными и правомерными ввиду следующего.

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (далее – Федеральный закон N 5-ФЗ) сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета.

Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 настоящего Федерального закона, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации:

1) в январе - феврале текущего года - в порядке авансирования в размере одной шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации;

2) с 1 марта текущего года - после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот, с учетом оставшихся неиспользованными средств.

Пенсионный фонд Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца данные о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией настоящего Федерального закона, и потребности в средствах на следующий месяц.

Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ.

Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Астраханской области от 19.12.2013 N 558-П «О Порядке предоставления субсидии на возмещение части затрат или недополученных доходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы и проживающим совместно с ними членам их семей (супруга (супруг), родители, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также их вдовам (вдовцам) при условии, если ранее они проживали совместно, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, полным кавалерам ордена Трудовой Славы и придающим совместно с ними членам их семей, нетрудоспособным членам их семей (супруга (супруг), родители, дети в возрасте до 18 лет и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения), а также их вдовам (вдовцам), в том числе нетрудоспособным, при условии, если ранее они проживали совместно» в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» утвержден Порядок предоставления субсидии.

Субсидия предоставляется за счет средств федерального бюджета, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляемых Пенсионным фондом Российской Федерации в бюджет Астраханской области.

Субсидия предоставляется юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным и (в редакции от 07.12.2016г.) осуществляющим деятельность на территории Астраханской области, на возмещение части затрат или недополученных доходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 1, 4 - 9 Закона истатьями 2 - 6.1 Федерального закона (далее - заявитель, меры социальной поддержки).

Между Пенсионным фондом Российской Федерации и Правительством Астраханской области заключено соглашение от № 28-54 от 23.03.2007 «О реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы» (далее - Соглашение).

Министерство в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 21.03.2005 N 21-П, является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития и труда, опеки, попечительства и патронажа, оказания государственных услуг в установленной сфере, включая социальное обслуживание населения, протезно-ортопедическую помощь, реабилитацию инвалидов, предоставление мер социальной поддержки и социальной помощи установленным законодательством отдельным категориям граждан, государственную экспертизу условий труда, функции по контролю и надзору в установленных законодательством сферах деятельности.

В соответствии с пунктом 4 Положения министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через уполномоченные подведомственные государственные учреждения Астраханской области.

Статья 5 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ) предусматривает, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнение своего волеизъявления другому лицу.

Согласно положениям статьи 6 Закона № 8-ФЗ, в случае отсутствия волеизъявления умершего, либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Следовательно, законодателем и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле. Предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших) в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.

Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов по оплате родственникам умершего расходов на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) Героям и другим, перечисленным в законе категориям лиц.

Таким образом, выплата истцу соответствующей компенсации реально возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий Министерства социального развития и труда Астраханской области и отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы фонда, судебная коллегия  соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Министерство социального развития и труда Астраханской области и Отделению Пенсионного фонда РФ по Астраханской области являются надлежащими ответчиками по настоящему иску.

Порядок возмещения затрат, связанных с изготовлением и установкой надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя законом четко не определен.

Между тем, из содержания названных норм права следует, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти Героев, носит компенсационный характер и по факту является социальной льготой для родственников данных категории лиц.

Право требовать компенсации понесенных расходов на изготовление и установку надгробия возникает в силу закона.

Истец, принявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.

Федеральный закон № 5-ФЗ и Закон «О погребении и похоронном деле» не связывает право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.

Судом установлено, что факт выполнения истцом работ, предусмотренных договорами, подтверждается представленными в материалы дела актами выполненных работ.

Факт того, что умершие ФИО10 РД.Р., ФИО5, ФИО7 и ФИО17 являются Героями Социалистического Труда, подтвержден документально и не оспаривается сторонами.

Согласно пункту 5 Постановления N 740 надгробие сооружается на могиле Героя Социалистического Труда, если на 01.01.2006 не было установлено постоянное надгробие другого образца.

Как следует из материалов дела, установка надгробного памятника постоянного образца ранее не производились.

Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов возникает обязанность компенсировать предпринимателю расходы по изготовлению и установке памятника.

Выпиской из ЕГРИП подтверждено, что основным видом деятельности предпринимателя является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.

Следовательно, требование пункта 1 Постановления N 740 об изготовлении надгробия специализированными предприятиями в рассматриваемом случае не нарушено.

Доводы ответчика о том, что расходы могут быть компенсированы только предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Астраханской области, обоснованно признаны несостоятельными ввиду следующего.

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Таким образом, Постановление Правительства Астраханской области от 19.12.2013 N 558-П, установившее порядок предоставления субсидии только юридическим лицам и предпринимателям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Астраханской области, противоречит Конституции Российской Федерации.

Довод апелляционной жалобы Министерства  социального развития и труда Астраханской области о необоснованном включении транспортных расходов в расчет компенсации апелляционный суд отклоняет по следующим основаниям.

Так, согласно статье 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.1994 № 217, оплате подлежит «Организация изготовления и установки надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы». Аналогичная норма содержится и в ст. 2. Постановления Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. № 740, где говорится про «финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия».

Процесс установки надгробий на могилах автоматически предполагает факт перемещение изготовленного памятника от места изготовления до места установки, равно как и процесс погрузки\выгрузки надгробного памятника весом около полутонны с сохранением полировки – это транспортные расходы, без которых установка надгробия невозможна по определению, и которые подлежат оплате на основании вышеуказанной нормы права. Правовых оснований возлагать компенсацию данных расходов на родных умерших не имеется.

Расходы, связанные с изготовлением и установкой памятника истцом, документально подтверждены имеющимися в материалах дела договорами и сметами на работы и услуги к ним.

Таким образом, размер компенсации понесенных истцом расходов на изготовление и установку спорных надгробий не является завышенным.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказательств обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений.

Ответчики не доказали, что сумма компенсации, указанной истцом завышена. Так, ответчики не представили документы о том, что на территории Астраханской области какие-либо предприниматели или юридические лица осуществляют установку памятников Героям Социалистического труда в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 05.12.2006              № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера Ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета» по более низкой цене.

Довод отделения Пенсионного фонда о том, что оно не уполномочено принимать каких-либо решений, способствующих выплате или отказу в выплате компенсации без соответствующей заявки в установленном законом порядке,  апелляционный суд не принимает во внимание, поскольку факт обращения заявителей о выплате компенсации установлен.

Довод Министерства  социального развития и труда Астраханской области, заявленный в апелляционной жалобе, о наличии недостоверных сведений в документах на Героя Социалистического труда, и, как следствие, расходы не подлежат компенсации, апелляционным судом признан несостоятельным, поскольку в фамилии покойного ФИО6 Баймаша имеются разночтения при написании фамилии Героя в различных документах: ФИО6 (свидетельство о смерти), ФИО14 (Указ) и ФИО6 (в соответствии с обращением), в связи с чем судом сделан правильный вывод о том, что всех этих документах указано одно и то же лицо, поскольку совпадает дата рождения и имя. По мнению суда, данные ошибки возникли из-за сложности написания фамилии покойного.

Так, решением Совета МО «Харабалинский район» от 29 марта 2013 года             № 236 имя Героя Социалистического Груда ФИО6 Баймаша. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было занесено в книгу «Золотые имена Харабалинского района» на основании обращения в Совет местной исламской религиозной организации «Мечеть № 25» г. Харабали от 28 февраля 2013 года. К обращению была приложена копия письма Президиума Верховного Совета СССР от 14.08.1954 о присвоении ФИО14 Баймашу звания Героя Социалистического Груда Указом от 27 сентября 1950 года.

Вместе с тем, по данным администрации муниципального образования «Харабалинский район» никаких других лиц с созвучной фамилией и имеющих звание Героя Социалистического Труда не было. Эти технические ошибки в написании имени покойного героя не могут служить основанием для отказа в выплате компенсации.

Отсутствие в документах о награждении отчества и полной даты рождения некоторых Героев также не может являться основанием для отказа в выплате компенсации. Идентичность личности граждан, которым были установлены памятники с лицами, награждёнными званием Героя Социалистического Труда не вызывает сомнения. При жизни Герои Социалистического Труда пользовались своими льготами, предоставляемые этим званием и факт их награждения никем не оспаривался.

Оригиналы документов о награждении хранились после смерти в их семьях и были предоставлены истцу для получения компенсации.

При этом в возражениях ответчика отсутствует законодательное обоснование обязательности указывания полной даты рождения в документах о награждении данной категории лиц.

Право получения ИП ФИО1 компенсации основано на договорах на оказание услуг и выполнение работ в соответствии со сметой на работы и услуги по установке надгробия на могилах умерших (погибших) Герою Социалистического Труда за счет средств федерального бюджета, в связи с чем доводы апеллянтов о нецелевом использовании денежных средств отклоняются.

Довод апелляционной жалобы Отделения  Пенсионного фонда РФ по Астраханской области о недоказанности понесенных истцом расходов апелляционная коллегия судей признает несостоятельным, поскольку в подтверждение несения таких расходов истцом представлены: договоры на оказание услуг и выполнение работ в соответствии со сметой на работы и услуги по установке надгробия на могилах умерших (погибших) Герою Социалистического Труда за счет средств федерального бюджета, а также акты приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умерших.

Доводы фонда о процессуальных нарушениях судом первой инстанции при разрешении ходатайств не нашли своего подтверждения при рассмотрении апелляционных жалоб.

Довод подателя жалобы о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора с ответчиками опровергается имеющейся в материалах дела претензией от 07.10.2019, направленной в адрес ответчиков, что подтверждается квитанциями с описями вложения (т. 1 л. д. 11-12).

При указанных обстоятельствах решение суда об удовлетворении искового требования индивидуального предпринимателя ФИО1 о взыскании компенсации за установку памятников в сумме 1591800 руб., предъявленного к Министерству социального развития и труда Астраханской области, Отделению Пенсионного фонда РФ по Астраханской области

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.  Апелляционные жалобы сторонследует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 июля 2020 года по делу № А06-15167/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через  арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                              В.А. Камерилова

Судьи                                                                                                               О.А. Дубровина

     Т.Н. Телегина