НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Астраханской области от 02.08.2018 № А06-10380/17

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-10380/2017

06 августа 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2018 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Поляковой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Казиахмедова Сейдали Халалдиновича

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 апреля 2018 года по делу №А06-10380/2017 (судья Плеханова Г.А.)

по заявлению индивидуального предпринимателя Казиахмедова Сейдали Халалдиновича (416130, Астраханская обл., Наримановский р-н)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Астраханской области (ОГРН 1043007262870, ИНН 3018018879, 414016, г. Астрахань,                          ул. Николая Ветошникова, 4, Б)

о признании недействительным решения,

при участии в судебном заседании:

представителя индивидуального предпринимателя Казиахмедова Сейдали Халалдиновича - Полякова И.О., действующего на основании доверенности от 26.12.2017,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Астраханской области обратился индивидуальный предприниматель Казиахмедов Сейдали Халалдинович (далее - предприниматель, ИП Казиахмедов С.Х., налогоплательщик) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Астраханской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 5 по Астраханской области, налоговый орган, Инспекция) от 29.09.2017 № 11853 в части доначисления НДФЛ в размере 98 369 руб., начисления пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате НДФЛ, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размер 19 673,80 руб. за неполную уплату НДФЛ, а также в части предложения уплатить вышеуказанные суммы налога, пени и штрафа и внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решением от 05 апреля 2018 года Арбитражный суд Астраханской области в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Казиахмедова Сейдали Халалдиновича отказал.

Индивидуальный  предприниматель Казиахмедов Сейдали Халалдинович не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Межрайонной ИФНС России № 5 по Астраханской области считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 30.06.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя предпринимателя, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 6 по Астраханской области в отношении предпринимателя проведена камеральная налоговая проверка представленной 10.07.2017 налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2016 год, с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет в размере 8 320 руб.

29 сентября 2017 года Инспекцией вынесено решение № 11853 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 49 244,40  руб., предложено уплатить недоимку в размере 246 222 руб., пени в размере 5416,88 руб.

Не согласившись с решением Инспекции от 29 сентября 2017 года № 11853, ИП Казиахмедов С.Х обратился с апелляционной жалобой в  Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Астраханской области (далее - УФНС России по Астраханской области).

Решением УФНС России по Астраханской области от 24.11.2017 № 353-Н указанное решение Межрайонной ИФНС России № 6 по Астраханской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения изменено, путем уменьшения доначисленной суммы НДФЛ в размере 14 7680 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа, в остальной части решение Инспекции оставлено без изменения и признано вступившим в законную силу.

Не согласившись с решением от 29.09.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДФЛ в размере 98369 руб., начисления пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате НДФЛ, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размер 19673,80 руб. за неполную уплату НДФЛ, а также в части предложения уплатить вышеуказанные суммы налога, пени и штрафа и внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая  в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что налоговым органом обоснованно и законно произведены спорные доначисления.

Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, с 13.04.2004 является плательщиком ЕНВД по виду деятельности - деятельность автомобильного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, представляет налоговые декларации по ЕНВД.

В связи с получением дохода от продажи имущества в 2016 году, Предпринимателем в Инспекцию была представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ, согласно которой, общая сумма полученного дохода от продажи имущества составила 1 400 000 рублей, общая сумма расходов составила 1336000 рублей, исчислен налог к уплате в сумме 8320 руб.

Сумма полученного дохода от продажи имущества в размере 1 400 000 рублей сложилась от реализации:

- в размере 200 000 рублей  - от реализации двух автомобилей. Доходы были уменьшены налогоплательщиком на сумму имущественного налогового вычета в размере 200 000 рублей. Занижения налоговой базы в отношении указанных объектов, по результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией не установлено;

-  в размере 1 200 000 рублей - от продажи двух нежилых помещений по договорам купли-продажи:

1) от 07.09.2016 нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Астрахань, пер. Театральный 3, стр. В, 44, по цене 350 000 рублей;

2) от 01.07.2016 нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Астрахань, ул. Безжонова, 92,81, по цене 850 000 рублей.

Полученные доходы от продажи нежилых помещений были уменьшены на сумму фактически произведённых расходов, связанных с приобретением данного имущества в размере 1 136 000 рублей (договор купли-продажи объекта приватизации от 21.06.2016 К -219/03 на сумму 336 000 рублей, договор купли-продажи от 10.11.2015 на сумму 800 000 рублей).

В ходе налоговой проверки Инспекцией было установлено, что выручка от реализации не жилого помещения, расположенное по адресу: пер. Театральный 3, стр. В, 44, (приобретённого и реализованного в 2016 году), по данным налогоплательщика составила 350000 рублей, тогда как согласно базе данных налогового органа кадастровая стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2015 установлена в размере 1582885 рублей, в связи с чем, сумма дохода от реализации данного помещения в соответствии с пунктом 5 статьи 217.1 НК РФ налоговым органом была определена в размере 70% кадастровой стоимости и составила 1 108 019 рублей (1582885 руб. х 0,7).

По данным Инспекции налоговая база составила 1958019 рублей (2158019 руб. (реализация имущества) - 200000 руб. (расходы)), сумма налога составила 254442 рубля (1958019 руб. х 13%), сумма неуплаченного налога составила 246222 рубля (254542 руб.-8320 руб.).

Управление ФНС России по Астраханской области проверив расчет налогового органа по жалобе налогоплательщика установило, что налоговая база составила 822 019 рублей (2 158 019,0 рублей (реализация имущества) -1336000 руб. (расходы)), сумма налога составила 106 862 рублей. (822019 руб.х13%), сумма неуплаченного налога составила 98 542 рубля (106862 руб. - 8320 руб.)

В связи с чем, Управлением УФНС по АО решение налогового органа было изменено на сумму излишне доначисленного НДФЛ размере 147 680 рублей (246222 руб. ( по данным Инспекции) - 98542 руб.(по данным Управления)).

Предприниматель не согласен с определением налоговыми органами дохода от реализации нежилого помещения пер. Театральный 3, стр. В, 44, в размере 70% кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно подпункту 5 пунктом 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации и иного имущества, находящеюся в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.

На основании пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

В соответствии с подпунктом 17.1 пунктом 17 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исчисление и уплату налога производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса.

На основании пункта 6 статьи 210 НК РФ налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Кодекса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 217.1 Кодекса, в случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Абзацем вторым пункта 5 статьи 217.1 Кодекса установлено, что, в случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в данном пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, вышеуказанный порядок определения доходов не применяется.

Статья 217.1 Кодекса введена Федеральным законом от 29.11.2014 №382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 382-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона № 382-ФЗ положения статьи 217.1 Кодекса применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 01.01.2016.

В рассматриваемом случае предприниматель представил в налоговый орган налоговую декларацию по НДФЛ за 2016 год и исчислил налог к уплате со спорной сделки, однако доходы определил в сумме 350 000 руб. по договору купли-продажи от  07.09.2016.

При этом налогоплательщиком не учтены нормы пункта 5 статьи 217.1 НК РФ.

Спорный объект недвижимого имущества приобретен в собственность предпринимателем после 01.01.2016 - 21.06.2016 по договору купли-продажи №219/03 (л.д.74-75).

Следовательно, в отношении реализации заявителем спорного объекта применяются положения статьи 217.1 НК РФ.

Судебная коллегия отклоняет довод предпринимателя, изложенный в жалобе о том, что данный объект приобретен им на открытом аукционе по цене 336 000 руб., определенной на основании отчета об оценке рыночной стоимости;  вменная налоговым органом кадастровая стоимость объекта многократно превышает его рыночную стоимость. 

В силу прямого указания  пункта  5 статьи 217.1 НК РФ, в случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость спорного объекта по состоянию на 01.01.2015 года составляет 1582884, 68 руб. (л.д. 94-95).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений статьи 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (абзац 2 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Из положений абзацев 1, 2 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности также следует, что по завершении рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, который в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости.

По общему правилу, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (абзац 3 статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ).

Таким образом, исходя из положений вышеуказанных норм, кадастровой стоимостью, подлежащей применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является стоимость объекта недвижимости, определенная соответствующим органом в нормативно установленном порядке (одним из способов, предусмотренных статьей 3 Закона об оценочной деятельности), сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровая стоимость спорного объекта, внесенная в государственный кадастр недвижимости, предпринимателем в установленном порядке не оспорена.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерности решения налогового органа в рассматриваемой части.

Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 апреля 2018 года по делу №А06-10380/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий                                                                     Ю.А. Комнатная

Судьи                                                                                                       С.А. Кузьмичев

А.В. Смирников