НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Архангельской области от 31.03.2022 № А05-6726/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 марта 2022 года

Дело №

А05-6726/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Александровой Е.Н., Корабухиной Л.И.,

рассмотрев 30.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Архангельской области «Котлас» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по делу № А05-6726/2021,

у с т а н о в и л:

администрация городского округа Архангельской области «Котлас», ОГРН 1062904000026, ИНН 2904016008, адрес: 165300, Архангельская обл., г. Котлас, пл. Советов, д. 3, (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Министерства образования Архангельской области, ОГРН 1082901012182, ИНН 2901185216, адрес: 163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49, корп. 1, (далее - Министерство) о взыскании 700 000 руб. убытков в связи с предоставлением Сергеевой К.В. жилого помещения по адресу: Архангельская область, г. Котлас, пос. Вычегодский, ул. Энгельса, д. 58, кв. 7.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Архангельской области.

Решением суда первой инстанции от 17.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.12.2021, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и удовлетворить исковые требования.

По мнению подателя жалобы, в результате исполнения судебного решения городской округ Архангельской области «Котлас» понес убытки в размере рыночной стоимости предоставленной квартиры, возмещение которой должно производится за счет казны субъекта Российской Федерации – Архангельской области. При этом Администраций не согласна с вывод судов о том, что Администрацией не соблюдена установленная Порядком процедура получения субвенций из областного бюджета на возмещение стоимости жилого помещения, поскольку указанным Порядком предусмотрено возмещение стоимости жилого помещения, если оно приобретено или построено для предоставления детям-сиротам, а спорное помещение не приобреталось и не строилось для указанных целей и было предоставлено из жилищного фонда городского округа Архангельской области «Котлас», предназначенного для исполнения собственных обязательств в сфере жилищных отношений. Податель жалобы также не согласен с выводом судов о том, что ему из областного бюджета были предоставлены в необходимом объеме денежные средства на обеспечение жильем детей-сирот, и полагает, что данный вывод не основан на материалах настоящего дела, так как Администрация не подавала в Министерство соответствующую заявку о предоставлении указанной субвенции, а просила выделить дополнительные средства для приобретения жилых помещений иным лицам из категории детей-сирот.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Котласского городского суда Архангельской области от 12.10.2017 по делу № 2-2488/2017 на муниципальное образование «Котлас» в лице администрации возложена обязанность предоставить Сергеевой Ксении Владимировне, 1995 года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям МО «Котлас», общей площадью не менее 12 кв. м, в виде жилого дома или квартиры, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте МО «Котлас», за счет средств субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Во исполнение указанного судебного акта и на основании Постановления Администрации от 28.01.2020 № 174 Сергеевой К.В. на условиях договора найма предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда МО «Котлас», расположенное по адресу: г. Котлас, пос. Вычегодский, ул. Энгельса, д. 58, кв. 7, общей площадью 29,4 кв. м, сроком на 5 лет.

Договор найма жилого помещения от 20.01.2021 заключен между администрацией Вычегодского административного городского округа Архангельской области «Котлас», действующей от имени собственника жилого фонда городского округа Архангельской области «Котлас» (наймодателем) и Сергеевой К.В. (нанимателем).

Постановлением администрации от 25.12.2019 № 2502 указанное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд МО «Котлас» с присвоением статуса «жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно выполненному оценщиком Власовой О.А. отчету от 20.04.2021 № 147-2021 рыночная стоимость спорной квартиры составляет 700 000 руб.

В письме от 28.04.2021 N 01-22/1705 Администрация просила Министерство финансов Архангельской области выделить из областного бюджета 700 000 руб. в счет возмещения стоимости квартиры, предоставленной Сергеевой К.В.

Министерство финансов Архангельской области направило истцу письменную информацию о том, что Администрация вправе возместить рыночную стоимость спорного жилого помещения за счет средств субвенции, предусмотренной муниципальному образованию «Городской округ Архангельской области «Котлас» на 2021 год на исполнение государственных полномочий.

Ссылаясь на возникновение убытков в размере стоимости жилого помещения, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, отказал в удовлетворении иска.

Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление следующих обстоятельств: противоправности действий (бездействия) ответчика; факта и размера понесенного ущерба; причинной связи между действиями ответчика и возникшими убытками.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон N 159-ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 8 Закона № 159-ФЗ срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 этой статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (абзац второй пункта 6 статьи 8).

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 данной статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (абзац третий пункта 6 статьи 8).

Таким образом, действующим законодательством, регулирующим порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, предусмотрена обязанность компетентного органа по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии оснований для заключения такого договора на новый срок исключить жилое помещение из специализированного жилищного фонда и заключить договор социального найма в отношении этого жилого помещения.

Указанная правовая позиция отражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).

Согласно статье 5 Закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 46 областного закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» (далее - Закон № 84-5-ОЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в статье 45 настоящего закона, наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 45 Закона № 84-5-ОЗ государственными полномочиями, указанными в статье 46 настоящего областного закона, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.

Таким образом, Администрация как орган местного самоуправления наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

Из части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Постановлением Правительства Архангельской области от 14.01.2014 № 1-пп утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями (далее - Порядок), пунктом 7 которого предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области, наделенные государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, осуществляют расходование бюджетных средств, полученных в виде субвенций, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, статьей 46 областного закона № 84-5-ОЗ и настоящим Порядком.

Пункт 8.1 Порядка предоставляет органам местного самоуправления право на использование субвенций на возмещение стоимости жилых помещений, приобретенных (построенных) за счет средств местных бюджетов, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований, включенных в специализированный жилищный фонд и предоставленных детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункту 10 Порядка органы местного самоуправления ежемесячно, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещают отчет о расходовании субвенций в электронной форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку на официальном сайте государственной информационной системы Архангельской области «Комплексная информационно-аналитическая система Архангельской области» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и представляют его на бумажном носителе в Министерство образования Архангельской области.

В подпункте 6 пункта 10 Порядка приведен перечень документов, копии которых вместе с отчетом о расходовании субвенций предоставляются органами местного самоуправления при возмещении стоимости жилых помещений, приобретенных (построенных) за счет средств местных бюджетов, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований, включенных в специализированный жилищный фонд и предоставленных детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений. В частности перечень содержит такие документы как технический (кадастровый) паспорт жилого помещения, договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, иные документов, подтверждающие приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств местных бюджетов либо право собственности муниципального образования на такие жилые помещения.

Согласно пункту 11 Порядка Министерство образования Архангельской области ежеквартально, до 12-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство финансов Архангельской области сводный отчет о произведенных расходах по установленной форме.

В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлено, что областным законом Архангельской области от 21.12.2020 № 363-22-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (с учетом изменений, внесенных областным законом от 28.06.2021 № 440-27-ОЗ) городскому округу Архангельской области «Котлас» на исполнение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на 2021 год предусмотрены субвенции на общую сумму 9 685 099 руб. 80 коп., в том числе предоставлено дополнительное финансирование по ходатайству истца в сумме 2 537 205 руб. 09 коп.

Судами также принято во внимание, что на исполнение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в 2020 году городскому округу Архангельской области «Котлас» было предоставлено 27 547 144 руб. 88 коп., в том числе 18 372 296 руб. 59 коп. из областного бюджета; на выделенные средства приобретено 27 квартир, экономия средств составила 7093 руб. 66 коп.; в 2021 году на указанные цели предоставлено 7 147 894 руб. 71 коп., в том числе 4 546 019 руб. 95 коп. из областного бюджета, на которые приобретено 7 квартир на общую сумму 6 981 166 руб. 93 коп., экономия бюджетных средств составила 166 727 руб. 78 коп.

В соответствии с областным законом от 28.06.2021 № 440-27-ОЗ выделены дополнительные средства субвенции в размере 2 537 205 руб. 09 коп., из которых 997 487 руб. 91 коп. предполагается направить на приобретение двух квартир.

При таких обстоятельствах суды обеих инстанций не установили оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании убытков.

Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», при проверке соответствия выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 АПК РФ) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 АПК РФ).

С учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ),      не допускается.

С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по делу № А05-6726/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации городского округа Архангельской области «Котлас» - без удовлетворения.

Председательствующий

О.Р. Журавлева

Судьи

Е.Н. Александрова

Л.И. Корабухина