НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Архангельской области от 29.09.2022 № А05-2853/2022

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 октября 2022 года

г. Вологда

Дело № А05-2853/2022

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено октября 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 августа 2022 года по делу № А05-2853/2022 ,

у с т а н о в и л:

государственное учреждение – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163072, <...>; далее – фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Коношская средняя школа имени Н.П. Лавёрова» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 164010, Архангельская область, Коношский район, рабочий <...>; далее – учреждение) о взыскании 73 757 руб. 46 коп. излишне выплаченного ФИО1 в период с 12.04.2021 по 30.09.2021 ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

На основании определения от 23 мая 2021 года суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01 августа             2022 года по делу № А05-2853/2022 исковые требования удовлетворены частично. С учреждения в пользу фонда взыскано 36 878 руб. 73 коп. убытков. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С учреждения в доход федерального бюджета взыскано 1 475 руб. государственной пошлины.

Фонд не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований полностью. В обоснование жалобы указывает на то, что суд пришел к неверному выводу о том, что фонд не проявил должную проверку наличия оснований для выплаты пособия и оценил степень вины сторон в возникновении убытков как равную, не учел пункт 19 Положения об особенностях назначения и выплаты                                в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2375 (далее – Положение № 2375), статью 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).

Фонд в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения суда,  и при этом стороны не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5                      статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, на территории Архангельской области с 1 июля 2019 года реализуется пилотный проект «Прямые выплаты», предусматривающий возможность обращения застрахованных лиц для назначения и выплаты пособий с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия к страхователю по месту своей работы.

На основании представленного учреждением 12.10.2020 электронного реестра отделением фонда ФИО1 назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период с 28.09.2020 по 30.09.2021 в размере 158 425 руб. 78 коп.

До истечения срока выплаты пособия по уходу за ребенком приказом директора учреждения от 12.04.2021 № 48/л прекращен отпуск ФИО1 по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплата пособия. Одновременно ФИО1 предоставлен отпуск по беременности и родам на период с 12.04.2021 по 29.08.2021.

В связи с этим 13.04.2021 учреждением в фонд представлен реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по беременности и родам ФИО1 с 12.04.2021 по 29.08.2021.

Вместе с тем учреждением не выполнена предусмотренная пунктом 6  Положения № 2375 обязанность по направлению в трехдневный срок в территориальный орган фонда уведомления о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Неисполнение ответчиком данной обязанности привело к тому, что фонд в период с 12.04.2021 по 30.09.2021 необоснованно произвел ФИО1 выплату пособия по уходы за ребенком в сумме 73 757 руб. 46 коп.

В связи с этим фонд 12.04.2022 направил в адрес учреждения требование о возмещении излишне выплаченных средств.

Отказ ответчика от добровольного возмещения убытков послужил основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, оценив степень вины учреждения и фонда в излишней выплате,  удовлетворил заявленные требования частично.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 упомянутого Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно пункту 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации. Сутью убытков является их компенсаторный восстановительный характер.

Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств:              наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.

Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее –                             Закон № 81-ФЗ) выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в том числе в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка,  ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии со статьей 2 Закона № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 3 статьи 10 Закона № 255-ФЗ в случае, если в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у нее наступает отпуск по беременности и родам, она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков.

 Аналогичная норма предусмотрена статьей 13 Закона № 81-ФЗ.

Для получения пособия по беременности и родам работница прерывает отпуск по уходу за ребенком и оформляется отпуск по беременности и родам.

С даты начала отпуска по беременности и родам прекращается выплата пособия по уходу за ребенком и тогда пособие по беременности и родам выплачивается в обычном порядке.

С 01.01.2021 порядок назначения и выплаты названных пособий определен Положением № 2375.

В соответствии с пунктом 2 Положения № 2375 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.

На основании пункта 3 вышеназванного Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, представляет в территориальный орган фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных заявлений документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой фондом.

Согласно пункту 6 Положения № 2375 страхователь в 3-дневный срок направляет в территориальный орган Фонда уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения с ним трудовых отношений, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти его ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия.

В рассматриваемом случае учреждение предусмотренную пунктом 6 Положения № 2375 не исполнило, что привело к необоснованной выплате ФИО1 пособия по уходу за ребенком в сумме 73 757 руб. 46 коп.

На основании статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения.

В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 19 Положения № 2375 за непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Суд первой инстанции установил факт излишней выплаты пособия в заявленном размере и отклонил довод ответчика о том, что пособие за период после 29.08.2021 выплачено обоснованно, поскольку отпуск застрахованного лица по беременности и родам закончился.

Законодательством не предусмотрена возможность перерыва отпуска по уходу за ребенком. В случае его прекращения до истечения установленного срока, отпуск на новый срок должен оформляться отдельно.

В рассматриваемом случае приказом директора учреждения от 12.04.2021 № 48/л отпуск по уходу за ребенком был именно прекращен, а не прерван. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что с окончанием периода отпуска по беременности и родам течение отпуска по уходу за ребенком автоматически не возобновилось.

Пособие по уходу за новорожденным ребенком застрахованного лица до достижения им возраста полутора лет выплачено ФИО1 за период с 01.09.2021 в полном размере помимо взыскиваемых выплат.

Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции учел следующее.

Пунктом 2 статьи 1083 ГК РФ предусмотрено, что если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

Суд первой инстанции отметил, что выплата как пособия по беременности и родам, так и пособие по уходу за ребенком производится фондом.

Перед назначением любого пособия фонд в обязательном порядке проверяет наличие оснований для его выплаты, при этом фонд обладает электронными базами данных, позволяющими путем введения индивидуализирующих данных застрахованного лица (в частности, номера СНИЛС) получить информацию о всех получаемых застрахованным лицом пособиях.

В рассматриваемом случае при назначении ФИО1 пособия по беременности и родам фонд не провел должную проверку наличия достаточных оснований для его выплаты, что, наряду с неисполнением учреждением обязанности по информированию фонда о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, привело к излишней выплате пособия.

В рассматриваемом случае суд на основании части 1 статьи 71 АПК РФ оценил степень вины сторон в возникновении убытков как равную, в связи с чем уменьшил размер подлежащих взысканию с ответчика убытков на 50 %.

При таких обстоятельствах суд взыскал с ответчика в пользу истца                         36 878 руб. 73 коп. (73 757,46:2) убытков. В удовлетворении оставшейся части заявленных требований суд отказал.

Доводы апеллянта о необходимости взыскания убытков в полном размере на основании требований пункта 19 Положения № 2375 и                                статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ коллегия судей не принимает, поскольку расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ являются убытками, понесенными фондом (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 № 304-КГ15-5176), в соответствии с указанными нормами ущерб возмещается в соответствии с действующим законодательством, то есть при установлении всех элементов для взыскания убытков. При этом                              пунктом 20 Положения № 2375 предусмотрена обязанность фонда осуществлять контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в пункте 19 настоящего Положения, в установленном порядке.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции относительно размера ущерба, подлежащего взысканию с ответчика, апелляционный суд не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 августа               2022 года по делу № А05-2853/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Алимова

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина