АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 сентября 2020 года | Дело № | А05-9968/2019 | ||
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года. Постановление в полном объеме изготовлено 29сентября 2020 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Бобарыкиной О.А., Кустова А.А., при участии от публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» ФИО1 (доверенность от 25.11.2019), рассмотрев 28.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.02.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу № А05-9968/2019, у с т а н о в и л: Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», адрес: 117630, Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Компания), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) иском к обществу с ограниченной ответственностью «Метэк», адрес: 163069, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), о взыскании 535 421 руб. 42 коп. задолженности за услуги по передаче электрической энергии, оказанные в период с марта 2017 года по декабрь 2018 года, 118 383 руб. 33 коп. неустойки за период с 21.04.2017 по 04.06.2019, а также неустойки, начисленной на сумму долга с 05.06.2019 по дату фактического исполнения основного обязательства. К участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Группа Илим», адрес: 191025, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 17, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – АО «Группа «Илим»), Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, адрес: 163069, <...>, Решением суда первой инстанции от 26.02.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020, в удовлетворении иска отказано. В кассационной жалобе Компания ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенные решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель кассационной жалобы указывает на следующее: оспариваемые судебные акты нарушают фундаментальный принцип возмездности оказания услуг по передаче электрической энергии, установленный как специальными так и общими нормами гражданского законодательства. Судами сделан неверный и необоснованный вывод о том, что если оплата услуг Компании не включалась в размер необходимой валовой выручки Общества при установлении и расчета тарифа в спорный период, а также отсутствует величина заявленной мощности в отношении спорных точек поставки в состав необходимой валовой выручки, установленной для Компании в рамках сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, то Общество может не оплачивать Компании фактически оказанные и принятые услуги по электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети за спорный период. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о недобросовестности действий Компании, в связи с которыми заявленная мощность Общества не вошла в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2017-2018 годы. Суды не установили причину, по которой заявленная мощность Общества не вошла в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2017-2018 годы, тогда как причина заключалась в бездействии Общества, которое своевременно не подало Компании заявку по спорным точкам поставки с величиной заявленной мощности и не представило достаточные обосновывающие документы в орган тарифного регулирования Архангельской области. Компания не могла понудить Общество подать заявку на заключение договора в отношении спорных точек поставки. Суды ошибочно отнесли на Компанию риски неисполнения Обществом своих императивно установленных законом обязанностей. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://fasszo.arbitr.ru. В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ. Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 № 648 и Федеральной энергетической комиссии от 25.06.2003 № 49-э/2 Компания является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее – ЕНЭС), на основании статьи 9 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) Компания оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче по ЕНЭС электрической энергии субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС. Общество является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии. АО «Группа «Илим» является производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке и не является сетевой организацией. Электроустановки Общества имеют технологическое присоединение к сетям Компании опосредованно через энергетические установки АО «Группа «Илим». Энергопринимающие устройства АО «Группа Илим» имеют технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства Компании в точке ВЛ 220 кВ Урдома - Заовражье с отпайкой на ТЭЦ КЦБК, опора №2 (в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между Компанией и ОАО «Группа Илим» от 12.10.2015 № 293/АРБП – 15). Энергопринимающие устройства Общества с 01.03.2017 технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства АО «Группа Илим» в точке Ячейка №47 ГРУ-6 кВ Филиал АО «Группа Илим», что подтверждается актом №17/142/ГРУ- 6кВ/ячейка №47 технологического присоединения от 01.03.2017, соответствующими актами разграничения границ балансовой принадлежности. Подключение сетевых организаций к электрическим сетям филиала АО «Группа Илим» в г.Коряжма представлено в соответствующей блок-схеме. Какие-либо письменно оформленные договорные отношения в области энергоснабжения между Обществом и АО «Группа Илим», Компанией и Обществом в период с марта 2017 года по декабрь 2018 года отсутствовали. Компания в обоснование иска указала, что в отсутствие письменного договора в период с марта 2017 года по декабрь 2018 года Компанией Обществу оказаны услуги по передаче электрической энергии, однако их стоимость Обществом не оплачена, претензия от 29.01.2019 № МА-464 оставлена Обществом без удовлетворения. Суды первой и апелляционной инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований, признав их необоснованными. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующему. Согласно пункту 80 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС устанавливаются: для организации по управлению ЕНЭС; для других собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС. В качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС используются объем отпуска электрической энергии в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в ЕНЭС и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом. В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), при исполнении договора потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, которые определены этими Правилами. Согласно пункту 15.1 Правил № 861 обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг, установленном в соответствии с этим пунктом. Стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с разделом V этих Правил, и объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии. Потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 года – на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (пункт 4 Правил № 861). В пункте 2 Правил № 861 указано, что заявленная мощность – величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах. Применение в расчетах за услуги по передаче электроэнергии значения заявленной мощности обусловлено обязанностью сетевой компании обеспечить потребителю потенциальную возможность использования всей величины этой мощности в любой момент в течение срока действия договора. Тарифное регулирование в отношениях по передаче электроэнергии построено таким образом, что потребитель обязан оплачивать за каждый расчетный период величину заявленной мощности, поскольку затраты сетевой организации на содержание сетей определяются исходя из необходимости обеспечить максимально возможную нагрузку на сети с учетом предельных величин заявленной потребителем электрической энергии мощности. В случае применения в расчетах двухставочного тарифа получение сетевой организацией необходимой валовой выручки, учтенной при установлении тарифа, обеспечивается путем умножения ставки на содержание сетей на величину заявленной мощности. В соответствии с абзацами 12 и 14 пункта 15.1 Правил № 861 в случае, если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных другой сетевой организацией, в том числе организацией по управлению ЕНЭС, определяется в отношении объектов электросетевого хозяйства в соответствии с настоящими пунктами в зависимости от применяемого в соответствии с Основами ценообразования к потребителю услуг варианта цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в следующем порядке: объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем услуг по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, равен величине заявленной мощности, определенной в соответствии с пунктом 38 этих Правил. В силу подпункта «б(1)» пункта 38 Правил № 861 величина заявленной мощности, определяемая по соглашению сторон, является существенным условием договора между смежными сетевыми организациями. В силу пункта 47 Правил № 861 в случае, если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемая в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, определяется сетевой организацией в целях ее направления в Федеральную антимонопольную службу и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 38 Правил № 861. Таким образом, при определении стоимости потребленной электроэнергии и услуг по ее передаче в случае несогласования сторонами величины заявленной мощности подлежит применению величина мощности, учтенная регулирующим органом при установлении тарифа на основании сводного прогнозного баланса. Судами установлено, что в сводных прогнозных балансах на 2017 и 2018 годы в перечне потребителей, присоединенных к сетям Компании, Общество отсутствует. Согласно имеющимся в материалах дела пояснениям Агентства расходы на оплату услуг Компании при установлении необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 и 2018 годы в отношении Общества Агентством не учитывались. В соответствии с пунктом 6 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 12.04.2012 № 53-э/1 (далее – Порядок), основой для формирования сводного прогнозного баланса являются предложения, разрабатываемые в том числе организацией по управлению ЕНЭС. Согласно пункту 3 Порядка сводный прогнозный баланс формируется в целях расчетов регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность, подлежащих государственному регулированию в соответствии с Законом № 35-ФЗ. Из изложенного следует, что в целях включения объемов потребления по точкам поставки в тарифное решение на 2017 – 2018 годы Компания должна была направить в органы тарифного регулирования и Федеральную службу по тарифам сведения о планируемом объеме услуг по передаче электрической энергии, в том числе о величине заявленной мощности по точке поставки Общества. Суды установили и Компания подтвердила, что применительно к спорному периоду величина заявленной мощности сторонами не согласована, в нарушение положений Порядка предложения по формированию сводного прогнозного баланса в отношении плановых объемов передачи электрической энергии и заявленной мощности по спорной точке поставки Общества Компания не представила. При рассмотрении настоящего дела суды пришли к обоснованному выводу о том, что Компания не представила доказательств принятия всех необходимых мер для включения в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России на спорный период плановых объемов передачи электрической энергии и заявленной мощности по точкам поставки Общества, и правомерно отказали в удовлетворении иска. По совокупности установленных обстоятельств судами сделан правомерный вывод, что расчет стоимости услуг, предложенный Компанией по тарифу, в котором не учтена спорная точка поставки, приводит к дисбалансу в распределении совокупной необходимой валовой выручки, установленной тарифным решением, нарушает экономические интересы сетевых организаций, влечет для них значительные убытки. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). Доводы подателя жалобы, иное толкование им действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, суды правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.02.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу № А05-9968/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | С.Ю. Щуринова | |||
Судьи | О.А. Бобарыкина А.А. Кустов | |||