НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Архангельской области от 27.01.2022 № А05-12357/2021

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 января 2022 года

г. Вологда

Дело № А05-12357/2021

Резолютивная часть постановления объявлена января 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено января 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Колтаковой Н.А. и Черединой Н.В.  при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области в лице администрации городского поселения «Вельское» на решение Арбитражного суда Архангельской области                          от 07 декабря 2021 года по делу № А05-12357/2021,

у с т а н о в и л:

министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области                                                 (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области                   (ОГРН 1052907034762, ИНН 2907010999; адрес: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Советская, дом 33; далее – администрация) о взыскании 2 289 834 руб. 24 коп., использованных необоснованно и не по целевому назначению в рамках реализации адресной программы переселения.

К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена контрольно-счетная палата Архангельской области (ОГРН 1112901009968; адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 1; далее – КСП АО).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 07.12.2021 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.

Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права, поскольку на момент вынесения решения суда, денежные средства в размере 1 370 912 руб. 31 коп. взысканы в полном объеме Управлением Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу со счета администрации в бесспорном порядке, а оставшаяся сумма в размере 918 921 руб. 93 коп. является ущербом, причиненным Архангельской области и подлежит доказыванию в рамках настоящего спора.

Министерство в отзыве на жалобу в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ) заявило об отказе от иска в части взыскания 1 370 912 руб. 31 коп. в связи с возвращением данных денежных средств в бюджет Архангельской области. В части взыскания с администрации 918 921 руб. 93 коп. пояснило, что требования основаны на результатах проверки КСП АО, данная сумма подлежит возврату в областной бюджет и являлась предметом рассмотрения в рамках дела                                  № А05-1793/2021. На основании изложенного просило оспариваемое решение суда от 07.12.2021 в части взыскания средств в размере 918 921 руб. 93 коп. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика в данной части – без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Возражений относительно принятия частичного отказа министерства от иска и прекращения производства по делу в данной части не поступило.

Истец, ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

В силу части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Часть 5 статьи 49 АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

Судом апелляционной инстанции установлено, что отказ от части иска подписан надлежаще уполномоченным лицом.

Апелляционная инстанция считает, что частичный отказ министерства от заявленных требований не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав других лиц, в связи с этим принимается судом.

В силу пункта 4 части 1 статьи 150 того же Кодекса арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

При этом одновременно с прекращением производства по делу апелляционная инстанция на основании части 3 статьи 269 АПК РФ отменяет в соответствующей части решение суда первой инстанции, принятое по данному делу.

Таким образом, решение суда в части взыскания с ответчика                             1 370 912 руб. 31 коп. подлежит отмене, а производство по делу в части требования о взыскании 1 370 912 руб. 31 коп. – прекращению.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в оставшейся части, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, постановлением  Правительства Архангельской области от 23.04.2013                № 173-пп утверждена адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2018 годы» (далее – адресная программа переселения, программа).

Указанная программа реализуется в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон                            № 185-ФЗ).

В соответствии с паспортом адресной программы переселения государственным заказчиком выступает министерство.

Между министерством и муниципальным образованием «Вельский муниципальный район» заключен договор от 29.07.2013 № 2ФП-13 о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (далее –  договор № 2ФП-13) с дополнительными соглашениями.

Также сторонами заключен договор от 29.07.2013 № 2ФП-1-13 о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (далее - договор № 2ФП-1-13) с дополнительными соглашениями, заключен министерством с муниципальным образованием «Вельское».

В 2020 году в муниципальном образовании «Вельское» КСП АО проведено контрольное мероприятие проверки соблюдения бюджетного и иного законодательства при расходовании бюджетных средств, направляемых на реализацию мероприятий, утвержденных в составе адресной программы переселения.

По итогам проведенной проверки КСП АО направила в адрес главы муниципального образования «Вельское» Ежову Д.В. представление                                 от 11.02.2021 № 01-02/128, в адрес начальника управления по финансам и исполнению бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» Тетериной Е.Б.  – уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 11.02.2021 № 01-02/133.

При проверке выявлены следующие недостатки и нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации:

1) при реализации мероприятий третьего этапа адресной программы переселения администрацией муниципального образования «Вельское» в нарушение подпунктов 1,10 пункта 1 статьи 158, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее  –  БК РФ), пункта 3 статьи 2 Закона № 185-ФЗ, разделов III, V адресной программы переселения, пунктов 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6 Договора № 2ФП-1-13, пунктов 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6 дополнительного соглашения от 28.07.2014 № 3 к договору № 2ФП-1-13 осуществлено нецелевое использование бюджетных средств, предусмотренное пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ, при расходовании в следующих случаях:

Терехову Александру Николаевичу 1997 года рождения, не являвшемуся собственником или нанимателем аварийного помещения по адресу: город Вельск, переулок Промышленный, дом 5, квартира 2, включенного в адресную программу переселения, предоставлена квартира по адресу: город Вельск, улица Гагарина, дом 19, квартира 10 стоимостью 733 035 руб. 52 коп., приобретенная за счет средств адресной программы переселения (в том числе за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее  –  Фонд) -                            392 174 руб. 00 коп., средств областного бюджета - 328 399 руб. 91 коп., средств местного бюджета - 12 461 руб. 61 коп.);

Штырловой Галине Николаевне 1944 года рождения, право собственности которой на аварийное помещение, включенное в адресную программу переселения по адресу: город Вельск, переулок Промышленный, дом 3, квартира 4, было признано 05.04.2018 после завершения срока реализации третьего этапа адресной программы переселения, по договору мены № 68/068/18 от 07.05.2018 предоставлена квартира по адресу: город Вельск, улица Гагарина, дом 19, квартира 20 площадью 23,6 кв.м. стоимостью 797 218 руб. 35 коп., приобретенная за счет средств адресной программы переселения (в том числе за счет средств Фонда - 426 511 руб. 82 коп., средств областного бюджета - 357 153 руб. 82 коп., средств местного бюджета -13 552 руб. 71 коп.). С учетом средств, взысканных по решению Арбитражного суда Архангельской области от 13.10.2020 по делу А05-7802/2020, возврату в областной бюджет подлежит сумма 48 298 руб. 40 коп. (в том числе средства Фонда - 26 251 руб. 43 коп., средства областного бюджета - 22 046 руб. 97 коп.);

Кулакову Александру Александровичу 1973 года рождения, не проживавшему в аварийном доме, включенном в адресную программу переселения, предоставлена для расселения квартира № 14 по адресу город Вельск, переулок Победителей, дом 2, приобретенная за счет средств адресной программы переселения на сумму 622 800 руб. 00 коп. (в том числе за счет средств Фонда 253 338 руб. 43 коп., за счет средств областного бюджета -                     348 701 руб. 57 коп., за счет средств местного бюджета - 20 760 руб. 00 коп.);

2)    при реализации мероприятий второго этапа адресной программы переселения администрацией муниципального образование «Вельское» в нарушение подпунктов 1, 10 пункта 1 статьи 158, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 3 статьи 2 Закона № 185-ФЗ, разделов III, V адресной программы переселения не обеспечена результативность в связи с не заселением жилого помещения по адресу: г. Вельск, пер. Победителей, д. 2,                    кв. № 4, приобретенного за счет средств адресной программы переселения в размере 622 800 руб. 00 коп. (в том числе за счет средств Фонда - 164 524 руб. 38 коп., за счет средств областного бюджета - 226 455 руб. 62 коп., за счет средств местного бюджета -231 820 руб. 00 коп.);

3)    при реализации мероприятий третьего этапа адресной программы переселения администрацией муниципального образования «Вельское» в нарушение раздела V «Механизм реализации программы» адресной программы переселения, пунктов 2.3.1, 2.3.2, 2.3.6 договора № 2ФП-1-13, пункта 2.3.9 дополнительного соглашения от 13.07.2015 № 5 к договору № 2ФП-1-13 по аварийным домам, включенным в адресную программу переселения по адресу: город  Вельск, улица Важская, дом 37 и улица Киевская, дом 16, фактическая стоимость приобретенных, построенных жилых помещений, оплаченная за счет средств Фонда и областного бюджета, превысила стоимость переселения за счет средств Фонда и областного бюджета, определенную адресной программой переселения, что повлекло причинение ущерба бюджету Архангельской области в размере 527 941 руб. 93 коп. (в том числе средства Фонда - 287 223 руб. 81 коп., средства областного бюджета - 240 718 руб.                    12 коп.).

Администрация не согласилась с вынесенным представлением КСП АО от 11.02.2021 № 01-02/128 и обратилась в Арбитражный суд Архангельской области. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03.06.2021 по делу № А05-1793/2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021, администрации отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным, проверенного на соответствие нормам БК РФ, представления КСП АО от 11.02.2021 № 01-02/128.

Министерством на основании договора № 2ФП-13 и договора                                     № 2ФП-1-13 в соответствии с письмом от 26.02.2020 № 203/02-35/1471 выставлено требование главе Вельского муниципального района Архангельской области Дорофееву Д.Ю. и главе городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области                   Ежову Д.В. о возврате средств в размере 2 289 834 руб. 24 коп. в областной бюджет.

Администрация в письме от 01.04.2021 № 1077 указала, что решение вопроса о возврате средств в областной бюджет будет принято по результатам судебного решения по обжалованию представления КСП АО от 11.02.2021                    № 01-02/128, вступившего в законную силу.

По состоянию на 28.10.2021 возврат средств по требованию министерства не осуществлен, в связи с чем, министерство обратилось в суд с соответствующим иском.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования. Апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

На основании пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Законом № 185-ФЗ регламентирована деятельность фонда, созданного для целей финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 185-ФЗ целями деятельности фонда в соответствии с федеральным законом являются обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что для достижения указанных в части 1 настоящей статьи целей Фонд осуществляет следующие функции: рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда; принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным настоящим Федеральным законом; принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона № 185-ФЗ предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда представляет собой предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии со статьей 14 Закона № 185-ФЗ Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии, в том числе наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии со статьей 16 Закона №185 региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона № 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.

В силу части 2 указанной статьи средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 настоящего Федерального закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи.

В целях получения средств фонда, условия предоставления которых установлены статьей 14 Закона № 185-ФЗ, на территории Архангельской области принято постановление Правительства Архангельской области от 23.04.2013 № 173-пп «Об утверждении адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2018 годы».

Программой предусмотрены средства областного бюджета, в том числе средства фонда, направляемые на ее реализацию. Участниками программы являются муниципальные образования, имеющие на своей территории аварийный жилой фонд, переселение из которого осуществляется в рамках данной программы.

Задачей программы является строительство и приобретение жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Основные мероприятия программы:      приобретение помещений в многоквартирных жилых домах;  строительство многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;  предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 ЖК РФ, предоставление возмещения лицам в рамках исполнения судебных решений о возложении на муниципальные образования Архангельской области обязанности предоставить жилые помещения по договорам социального найма;         снос аварийного жилищного фонда.

Переселению в рамках выполнения программы подлежат граждане, проживающие в многоквартирных домах, включенных в перечень многоквартирных домов и реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения, согласно приложению 2 к настоящей программе.

Программа реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на осуществление установленных мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований.

Переселение граждан осуществляется путем предоставления выселяемому из жилого помещения гражданину - нанимателю и членам его семьи другого жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

В силу пункта 4 части 2 статьи 16 Закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемую стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 ЖК РФ.

В пункте 5 части 2 статьи 16 Закона № 185-ФЗ также определено, что региональная адресная программа должна содержать планируемые показатели выполнения указанной программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи.

На основании пункта 6 статьи 16 Закона № 185-ФЗ средства фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 17 Закона № 185-ФЗ установлено, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федераций) в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, представляют сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территориях субъектов Российской Федерации, полученные от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных признавать в установленном Правительством Российской  Федерации порядке жилые помещения непригодными для проживания, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

Показателями выполнения программы являются, в частности, число переселенных жителей, общая площадь расселенных жилых помещений в аварийных многоквартирных домах.

Исходя из раздела 3 программы общий объем финансирования обоснован расчетной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых взамен расселяемых жилых помещений в аварийных домах, и общей площадью жилых помещений, строящихся (приобретаемых) для расселения аварийных жилых домов в рамках программы.

В разделе 5 программы установлено, что распределение средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями Архангельской области - участниками программы, в том числе объемы долевого финансирования за счет средств Фонда и областного бюджета, осуществляется в зависимости от суммарной площади жилых помещений многоквартирных жилых домов на территории отдельного муниципального образования, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, переселение граждан из которых запланировано в рамках программы.

Таким образом, выделение средств фондом, осуществляется при наличии утвержденной в субъекте Российской Федерации соответствующей программы, указания расселяемой площади в субъекте, установленной по представленным данным муниципальным образованием. Предоставляемое жилое помещение гражданину должно быть равнозначно по площади, ранее занимаемому.

В соответствии со статьями 157, 265, 268.1 БК РФ, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом Архангельской области от 30.05.2011 № 288-22-ОЗ «О контрольно-счетной палате Архангельской области»                   (далее – Закон № 288-22-ОЗ) третье лицо осуществляет контроль за исполнением бюджета Архангельской области, в том числе за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также контроль за законностью, результативностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образовании Архангельской области.

Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, указанное выше контрольное мероприятие и проведенная в рамках этого контрольного мероприятия проверка обоснованности, целевого и эффективного использования средств областного бюджета и средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, проведены КСП при наличии у нее соответствующих полномочий.

Факт нецелевого использования ответчиком денежных средств в сумме               2 289 834 руб. 24 коп. установлен вступившими в законную силу судебными актами по делу № А05-1793/2021

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В рамках дела № А05-1793/2021 администрация обратилась с заявлением о признании представления № 01-02/128 от 11.02.2021 недействительным.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03.06.2021 по делу № А05-1793/2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021, отказано администрации в удовлетворении заявления о признании недействительным, представления КСП АО от 11.02.2021 № 01-02/128.

Поскольку в деле № А05-1793/2021 исследована обоснованность размера нецелевого использования бюджетных средств в общей сумме 2 289 834 руб.                       24 коп., выделенных в рамках Программы переселения граждан из аварийного жилья, то все факты, установленные судебными актами по данному делу, имеют преюдициальное значение для настоящего спора.

Как указано выше, министерство отказалось от части требований в связи с возвратом ответчиком части средств в бюджет. Между тем, доказательства возврата в областной бюджет оставшейся суммы  в размере 918 921 руб. 93 коп. ответчик не представил.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные министерством требования в указанной части.

Довод администрации о том, что ответственность в виде возврата средств не предусмотрена бюджетным законодательством, должна регулироваться нормами ГК РФ и условиями договора об ответственности также подлежит отклонению, поскольку основан на ошибочном толковании подлежащего применению законодательства.

Изложенные в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения в оставшейся части. На основании изложенного решение подлежит отмене частично в виду частичного  отказа истцом от требований. В остальной части в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика суд апелляционной инстанции отказывает.

Руководствуясь статьями 49, 150, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области  от 07 декабря                 2021 года по делу № А05-12357/2021 отменить в части взыскания с городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области в лице администрации городского поселения «Вельское» за счёт средств казны городского поселения «Вельское» в пользу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области 1 370 912 руб. 31 коп., использованных необоснованно и не по целевому назначению в рамках реализации адресной программы переселения.

Производство по делу в части требований о взыскании 1 370 912 руб.                31 коп.прекратить.

В остальной части решение Арбитражного суда Архангельской области  от 07 декабря 2021 года по делу № А05-12357/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области в лице администрации городского поселения «Вельское» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.Б. Ралько

Судьи

Н.А. Колтакова

Н.В. Чередина