НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Архангельской области от 25.05.2016 № А05-13250/15

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 июня 2016 года

г. Вологда

Дело № А05-13250/2015

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2016 года .

В полном объеме постановление изготовлено июня 2016 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от Контрольно-счетной палаты Архангельской области Колмогоровой Л.В. по доверенности от 19.11.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2016 года по делу № А05-13250/2015 (судья Быстров И.В.),

у с т а н о в и л:

администрация муниципального образования «Коношский муниципальный район» (место нахождения: 164010, Архангельская область, п. Коноша, ул. Советская, д. 76; ОГРН 1022901320573, ИНН 2912000675; далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства финансов Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; ОГРН 1022900535558, ИНН 2901061980; далее – министерство финансов) от 11.09.2015 № 115-рф «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджету муниципального образования «Коношский муниципальный район» в связи с выявленными нарушениями бюджетного законодательства», при участии в деле в качестве заинтересованного лица Контрольно-счетной палаты Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. Ленина, д. 1; ОГРН 1112901009968, ИНН 2901219352; далее – контрольно-счетная палата), а также третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и архитектуры Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; ОГРН 1072901007189, ИНН 2901164135; далее – министерство строительства и архитектуры).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что распоряжение министерства финансов и соответствующее уведомление контрольно-счетной палаты, вынесенные на основании статей 306.3 и 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), введенных Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ, не подлежат применению к правоотношениям, возникшим в 2010 году.

Контрольно-счетная палата в отзыве доводы жалобы не признала, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Министерство финансов в отзыве доводы жалобы не признало.

От министерства строительства и архитектуры отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, администрация ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель контрольно-счетной палаты поддержал доводы отзыва, поскольку установленная соглашением сумма софинансирования в размере 4 288 890 руб. не была предоставлена муниципальным образованием, сумма недофинансирования составила 2 500 991 руб.43 коп., до внесения изменений в БК РФ в 2013 году действовали положения статьи 136 БК РФ, однако спорные правоотношения имели место в период 2010 - 2013 годов.

Заслушав объяснения представителя контрольно-счетной палаты, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании плана экспертно-аналитической и контрольной деятельности на 2015 год и распоряжения председателя контрольно-счетной палаты от 03.03.2015 № 5-р контрольно-счетная палата в период с 11.03.2015 по 26.03.2015 провела в Финансовом управлении администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» контрольное мероприятие – проверку организации бюджетного процесса, исполнения бюджетных полномочий муниципальным образованием «Коношский муниципальный район» за 2012 - 2014 годы в части расходования средств областного бюджета. По итогам этого контрольного мероприятия составлен акт от 02.04.2015 (т. 1, л. 39 - 83).

В ходе проверки контрольно-счетная палата пришла к выводу о том, что муниципальное образование «Коношский муниципальный район» в лице администрации в 2010 - 2013 годах не обеспечило софинансирование строительства школы в п. Подюга Коношского района Архангельской области за счет средств местного бюджета и нарушило тем самым условия предоставления межбюджетных трансфертов – субсидии на софинансирование мероприятий долгосрочной целевой программы Архангельской области «Социальное развитие села Архангельской области на 2010 - 2013 годы».

Так, контрольно-счетная палата установила, что министерством строительства и архитектуры и администрацией заключено соглашение от 02.07.2010 № 53/2010 о порядке предоставления субсидий на софинансирование мероприятий долгосрочной целевой программы Архангельской области «Социальное развитие села Архангельской области на 2010 - 2012 годы» (далее – соглашение). Согласно пункту 3.1 данного соглашения размер субсидии на цели софинансирования мероприятий названной долгосрочной целевой программы Архангельской области, а именно на строительство школы на 440 учащихся в п. Подюга Коношского района за счет средств областного бюджета, составляет 139 401 930 руб. В соответствии с пунктом 2.2.1 указанного соглашения администрация обязалась обеспечить софинансирование указанных мероприятий за счет средств местного бюджета в размере не менее 4 288 890 руб.

На основании представленной финансовым управлением администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» информации контрольно-счетная палата установила, что плановые расходы строительства названной школы на 2010 - 2013 годы утверждены в общей сумме 2 739 851 руб. 09 коп., в том числе 2010 год – 0,00 руб., 2011 год – 78 710 руб. 12 коп., 2012 год – 1 649 613 руб. 92 коп., 2013 год – 1 011 527 руб. 05 коп. При этом кассовые расходы бюджета муниципального образования «Коношский муниципальный район» за 2010 - 2013 годы на реализацию указанной долгосрочной целевой программы составили всего 1 787 898 руб. 57 коп., в том числе в 2011 году – 78 710 руб. 12 коп., в 2012 году – 697 661 руб. 40 коп., в 2013 году – 1 011 527 руб. 05 коп. Из этого контрольно-счетная палата сделала вывод о том, что в 2010 - 2013 годах муниципальное образование «Коношский муниципальный район» не обеспечило софинансирование строительства школы за счет средств местного бюджета, установленное пунктом 2.2.1 соглашения, по плановым показателям на 1 549 038 руб. 91 коп. (4 288 890 руб. 00 коп. – 2 739 851 руб. 09 коп.), а по кассовым расходам бюджета – на 2 500 991 руб. 43 коп. (4 288 890 руб. 00 коп. – 1 787 898 руб. 57 коп.) и не выполнило одно из условий предоставления субсидий из областного бюджета. Сумма недофинансирования из бюджета муниципального образования составила 2 500 991 руб. 43 коп.

Контрольно-счетная палата сочла, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении статей 139, 306.8 БК РФ, пункта 4 Порядка финансирования областной адресной инвестиционной программы, утвержденной постановлением администрации от 17.01.2008 № 6-па/1 и пункта 2.2.1 соглашения от 02.07.2010 № 53/2010.

По итогам проверки контрольно-счетная палата направила в министерство финансов уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 07.08.2015 № 01-02/775, в котором на основании пункта 2 статьи 268.1 БК РФ, в соответствии со статьями 306.4, 306.8 этого же Кодекса и Порядком исполнения решения о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания бюджетных средств, предоставленных из областного бюджета бюджету муниципального образования Архангельской области, утвержденным постановлением министерства финансов от 06.05.2015 № 3-пф, предложила министерству финансов применить бюджетные меры принуждения в отношении муниципального образования «Коношский муниципальный район» (т. 1, л. 105-110).

Указанное уведомление и представленные контрольно-счетной палатой материалы рассмотрены комиссией министерства финансов 04.09.2015, по итогам рассмотрения принято оформленное протоколом от 04.09.2015 № 3/2015 решение – в соответствии со статьями 306.2, 306.8 БК РФ за допущенные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации приостановить с 07.09.2015 предоставление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) муниципальному образованию «Коношский муниципальный район» в сумме 2 500 991 руб. 43 коп. (т. 1, л. 92 - 96).

На основании этого решения министерством финансов вынесено распоряжение от 11.09.2015 № 115-рф «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджету муниципального образования «Коношский муниципальный район» в связи с выявленными нарушениями бюджетного законодательства» (т. 1, л. 97 - 98).

В силу этого распоряжения с 07.09.2015 приостановлено предоставление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (код 090 1401 22 3 7802 511) муниципальному образованию «Коношский муниципальный район» в сумме 2 500 991 руб. 43 коп. в связи с выявлением факта нарушения условий предоставления субсидии в соответствии с долгосрочной целевой программой Архангельской области «Социальное развитие села Архангельской области на 2010 – 2012 годы», утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 01.09.2009 № 168-пп, постановлением правительства Архангельской области от 09.02.2010 № 23-пп «Об утверждении областной адресной инвестиционной программы на 2010 год». Отделу по работе с муниципальными образованиями предписано внести изменения в помесячное распределение кассового плана по главе 090 «Министерство финансов Архангельской области» в части уменьшения размера кассовых выплат из областного бюджета бюджету муниципального образования «Коношский муниципальный район» в октябре 2015 года на сумму 1 250 500 руб. и в ноябре 2015 года на сумму 1 250 491 руб. 43 коп. по дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) КФСР 1401 КЦСР 22 3 7802 КВР 511 КОСГУ 251.

Администрация не согласилась с указанным распоряжением и обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная коллегия считает данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.

Постановлением правительства Архангельской области от 01.12.2009 утверждена долгосрочная целевая программа Архангельской области «Социальное развитие села Архангельской области на 2010 - 2012 годы». С учетом изменений, внесенных в названное постановление постановлением правительства Архангельской области от 28.08.2012 № 368-пп, указанная долгосрочная целевая программа стала именоваться «Социальное развитие села Архангельской области на 2010 - 2013 годы» (далее – Программа). В числе программных мероприятий названной Программы было предусмотрено строительство школы на 440 мест в дер. Подюга Коношского района (пункт 4.1 Перечня программных мероприятий, приведённого в приложении 1 к этой Программе). В качестве государственного заказчика этого программного мероприятия указано Министерство строительства и архитектуры Архангельской области. На финансирование этого мероприятия было предусмотрено выделение в 2010 году из областного бюджета средств в сумме 139 401 93 руб. и из местного бюджета - в сумме 4 288 89 руб.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области участвуют в реализации программных мероприятий путём финансирования из местных бюджетов, а также в качестве заказчиков строительно-монтажных работ по финансируемым из областного и местного бюджетов мероприятиям, которые связаны с проведением работ на объектах, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно пункту 10 статьи 12 Закона Архангельской области от 15.12.2009 № 118-9-ОЗ порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области, в том числе выделяемых в рамках долгосрочных целевых программ Архангельской области и адресных программ Архангельской области, устанавливается правительством Архангельской области.

Правила финансирования объектов областной адресной инвестиционной программы, правила предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) Архангельской области и Ненецкого автономного округа на софинансирование объектов программы, находящихся в муниципальной собственности, и правила предоставления отчетов об использовании бюджетных средств, выделяемых на объекты программы, были определены Порядком финансирования областной адресной инвестиционной программы, утверждённым постановлением администрации Архангельской области от 17.01.2008 № 6-па/1.

Пунктом 4 данного Порядка было установлено, что главные распорядители бюджетных средств заключают с заказчиками договоры о финансировании мероприятий по объектам программы. Если заказчиком является орган местного самоуправления муниципального образования, предоставление субсидий осуществляется главным распорядителем на основании соглашения о порядке предоставления субсидий на софинансирование объектов программы, заключенного между главным распорядителем и органом местного самоуправления муниципального образования.

На основании указанных положений нормативных правовых актов между Министерством строительства и архитектуры Архангельской области (Минстрой) и администрацией (заказчик) было заключено названное выше соглашение от 02.07.2010 № 53/2010 (т. 1, л. 18 - 20).

Заявитель обязался обеспечить финансирование реализации мероприятий, указанных в пункте 1.1 соглашения, за счет средств местного бюджета в размере не менее 4 288 890 руб.

Предусмотренная пунктом 3.1 соглашения сумма субсидии из областного бюджета перечислена заказчику в полном объеме.

По состоянию на 01.01.2011 и по состоянию на 01.01.2012 остаток средств субсидии из областного бюджета на реализацию Программы составил 127 401 930 руб. (т. 2, л. 20, 21, 23). По состоянию на 01.01.2013 остаток средств субсидии из областного бюджета на реализацию Программы составил 45 946 932 руб. 38 коп. (т. 2, л. 22, 24).

Из представленной финансовым управлением администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» информации следует и администрацией не оспаривается, что плановые расходы строительства указанной школы на 2010 - 2013 годы утверждены в общей сумме 2 739 851 руб. 09 коп., в том числе на 2010 год – 0,00 руб., на 2011 год – 78 710 руб. 12 коп., на 2012 год – 1 649 613 руб. 92 коп., на 2013 год – 1 011 527 руб. 05 коп. (т. 1, л. 145). При этом кассовые расходы бюджета муниципального образования «Коношский муниципальный район» за 2010 - 2013 годы на реализацию указанной долгосрочной целевой программы составили всего 1 787 898 руб. 57 коп., в том числе: в 2011 году – 78 710 руб. 12 коп., в 2012 году – 697 661 руб. 40 коп., в 2013 году – 1 011 527 руб. 05 коп. (т. 1, л. 146).

Таким образом, в 2010 - 2013 годах муниципальное образование «Коношский муниципальный район» не обеспечило софинансирование строительства школы за счет средств местного бюджета, установленное пунктом 2.2.1 соглашения от 02.07.2010 № 53/2010, по плановым показателям на 1 549 038 руб. 91 коп. (4 288 890 руб. 00 коп. – 2 739 851 руб. 09 коп.), а по кассовым расходам бюджета – на 2 500 991 руб. 43 коп. (4 288 890 руб. 00 коп. – 1 787 898 руб. 57 коп.) и не выполнило одно из условий предоставления субсидий из областного бюджета. Сумма недофинансирования из бюджета муниципального образования составила 2 500 991 руб. 43 коп.

В соответствии с пунктом 4 статьи 242 БК РФ не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счёте бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счёт бюджета. При этом согласно пункту 5 статьи 242 БК РФ (в редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 310-ФЗ, от 09.04.2009 № 58-ФЗ) межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.

В данном случае в сроки, предусмотренные пунктом 4 статьи 242 БК РФ, заявитель не произвёл возврат неиспользованных средств субсидии, предоставленной из областного бюджета, и на протяжении 2011 – 2013 годов не только подтверждал потребность в этих средствах субсидии, но и ходатайствовал перед главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета об увеличении бюджетных ассигнований (т. 2, л. 49 - 52).

Поэтому суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что спорные правоотношения имели место в период 2010-2013 годов, обязательства администрации по финансированию из бюджета муниципального образования строительства школы не прекратились 31.12.2010, по окончании установленного в пункте 4.1 соглашения срока его действия.

На протяжении всего периода освоения средств заявитель в соответствии с пунктом 5 статьи 242 БК РФ обосновывал наличие потребности в средствах субсидии, предоставленной на основании названного соглашения, а кроме того, частично исполнял обязательства по софинансированию за счет средств бюджета муниципального образования.

Допущенное заявителем нарушение является длящимся, не было окончено по истечении 2010 года. Фактически противоправное поведение администрации, выразившееся в нарушении условий софинансирования, продолжалось в 2011 – 2014 годах, а также в 2015 году, когда оно было выявлено контрольно-счетной палатой.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признаётся совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 данного Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В силу статьи 306.8 БК РФ нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов является бюджетным нарушением. Согласно этой статье нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечёт бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Таким образом, администрацией муниципального образования как получателем средств бюджета – муниципальным образованием «Коношский муниципальный район» в лице администрации допущено нарушение, предусмотренное статьей 306.8 БК РФ.

На основании пункта 1 статьи 157 БК РФ к органам государственного (муниципального) финансового контроля относятся Счётная палата Российской Федерации, контрольно-счётные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций).

Согласно пункту 2 статьи 268.1 БК РФ при осуществлении полномочий по внешнему государственному финансовому контролю контрольно-счётные органы субъектов Российской Федерации, являясь органами внешнего государственного финансового контроля, проводят проверки, ревизии, обследования; направляют объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляют органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с названным Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных этим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

В силу пункта 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях этого Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных этим Кодексом бюджетных мер принуждения.

При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.

В данном случае контрольно-счетная палата по факту выявленного нарушения направила в министерство финансов уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 07.08.2015 № 01-02/775.

Согласно пункту 1 статьи 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Уполномоченным органом по применению мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства в данном случае является Министерство финансов Архангельской области.

В силу пункта 2 статьи 306.2 БК РФ к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:

- бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

- бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

- бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;

- приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Согласно пункту 4 статьи 306.2 БК РФ порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом в соответствии с этим Кодексом.

Постановлением Министерства финансов Архангельской области от 06.05.2015 № 3-пф утвержден Порядок исполнения решения о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета в случае несоблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области условий их предоставления (далее – Порядок № 3-пф).

Пунктом 2 этого Порядка предусмотрено, что основаниями для приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов является нарушение органами местного самоуправления муниципальных образований бюджетного законодательства, выразившееся в несоблюдении условий предоставления межбюджетных трансфертов, определённых бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, соглашениями о предоставлении межбюджетных трансфертов, в том числе основных условий предоставления межбюджетных трансфертов, определенных статьёй 136 БК РФ.

Исходя из положений пункта 4 Порядка № 3-пф приостановление предоставления межбюджетных трансфертов реализуется путем прекращения соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета осуществления операций по перечислению межбюджетных трансфертов, установленных распоряжением министерства о приостановлении, с даты, определённой в указанном распоряжении.

В случае выявления нарушений, указанных в пункте 2 названного Порядка, решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов до приведения в соответствие с требованиями бюджетного законодательства значений, обусловливающих предоставление межбюджетных трансфертов, и (или) устранения допущенных нарушений принимается министерством финансов в порядке, установленном пунктами 7 - 13 этого Порядка.

В силу пункта 7 Порядка № 3-пф решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов соответствующему муниципальному образованию может быть принято министерством в случае выявления нарушений, указанных в пункте 2 этого же Порядка, на основании заключения, предоставляемого структурным подразделением министерства, курирующим соответствующий межбюджетный трансферт, осуществляющим мониторинг соблюдения органами местного самоуправления нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления либо по поручению министра финансов Архангельской области анализ поступившей в министерство информации о нарушениях органами местного самоуправления муниципальных образований бюджетного законодательства. Такая информация может поступать, в частности, от контрольно-счётной палаты Архангельской области.

Согласно пункту 11 Порядка № 3-пф для принятия решения о сокращении/приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов распоряжением министерства создаётся комиссия по рассмотрению вопроса о проставлении (сокращении) межбюджетного трансферта. В состав комиссии включаются: министр; заместитель министра - начальник управления государственного долга, правовой, кадровой и организационной работы министерства; заместитель министра - начальник бюджетного управления министерства; начальник управления отраслевых финансов министерства финансов; начальник отдела правовой работы; руководитель курирующего структурного подразделения министерства (в зависимости от отраслевого характера рассматриваемого нарушения); иные лица по решению министра.

В соответствии с пунктом 12 Порядка № 3-пф министр созывает заседание комиссии, на котором открытым голосованием простым большинством членов комиссии принимается решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов или об отказе в приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов. Основанием для отказа в приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов является отсутствие в действиях уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования состава вменяемого в вину бюджетного нарушения, устранение нарушения на момент рассмотрения вопроса комиссией. Решение комиссии оформляется протоколом заседания комиссии.

В зависимости от решения, принятого на заседании комиссии, отдел по работе с муниципальными образованиями совместно с отделом правовой работы в течение одного рабочего дня со дня принятия решения комиссией осуществляет подготовку распоряжения о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов по форме согласно приложению 2 к Порядку № 3-пф либо мотивированного заключения об отказе в приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов.

Принятое комиссией решение (протокол, мотивированное заключение об отказе в применении бюджетной меры принуждения) в течение одного рабочего дня со дня его утверждения доводится ответственным структурным подразделением в орган, от которого в министерство поступила информации о нарушениях органами местного самоуправления муниципальных образований бюджетного законодательства.

Согласно пунктам 13, 14 Порядка № 3-пф решение о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов принимается в случаях выявления нарушений, указанных в пункте 2 данного Порядка, до 01 декабря текущего финансового года. Решение о сумме приостановления предоставления межбюджетных трансфертов принимается с учётом выявленных нарушений и суммы межбюджетных трансфертов, планируемых к перечислению.

В данном случае указанные требования Порядка № 3-пф ответчиком соблюдены.

Бюджетная мера принуждения в виде приостановления предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджету муниципального образования «Коношский муниципальный район» на сумму 2 500 991 руб. 43 коп. применена министерством финансов в полном соответствии со статьей 306.8 БК РФ, при наличии законных оснований для применения этой бюджетной меры принуждения.

Довод апелляционной жалобы заявителя о том, что мера принуждения в виде приостановления предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета не могла быть применена в связи с тем, что глава 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение» введена Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ и ее положения не могут применяться к спорным отношениям, оценен судом и с учётом пояснений, приведенных министерством финансов и контрольно-счетной палатой в дополнениях к отзывам, получил надлежащую оценку суда первой инстанции, с которой суд апелляционной инстанции согласен, поскольку правоотношения имели место в 2012 - 2013 годах и далее.

Кроме того, применение меры принуждения в виде приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов предусматривалось положениями названного Кодекса и до внесения изменений Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 136 БК РФ (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ) предусматривалось, что при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определённых бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьей 107 данного Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями этой статьи положений, обусловливающих предоставление межбюджетных трансфертов.

Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.

Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы администрации отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2016 года по делу № А05-13250/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.И. Смирнов

Судьи

Т.В. Виноградова

А.Ю. Докшина