НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Архангельской области от 20.12.2018 № А05-9479/18

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 декабря 2018 года

г. Вологда

Дело № А05-9479/2018

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2018 года .

В полном объёме постановление изготовлено декабря 2018 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 октября 2018 года по делу № А05-9479/2018 (судья Быстров И.В.),

у с т а н о в и л:

крестьянское (фермерское) хозяйство «Коскошина»                                   (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 164545, <...>; далее - КФХ «Коскошина», КФХ) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке                                   статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу                        (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 164900, <...>; далее - инспекция) о признании недействительным решения от 08.11.2017 № 9079 в части взыскания 23 153 руб. 33 коп. страховых взносов и 1 943 руб. 66 коп. пеней.

Определением суда от 29 августа 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Холмогорском районе Архангельской области (далее – управление ПФР, Управлении в Холмогорском районе) и индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; место жительства: 163051, Архангельская область, город Архангельск).

Определением суда от 03 октября 2018 года в порядке процессуального правопреемства произведена замена управления ПФР  его правопреемником – государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области (межрайонным)                  (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 164902, <...>; далее - Управление).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 октября           2018 года по делу № А05-9479/2018 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции от 08.11.2017 № 9079 в части взыскания с КФХ 23 153 руб. 33 коп. страховых взносов, 1 943 руб. 66 коп. пеней. На ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя. Кроме того, с инспекции в пользу КФХ взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Управление не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что в рассматриваемом случае уплата страховых взносов должна производиться как предпринимателем ФИО2 в Управление в г. Архангельске, так и как главой ГФХ в Управление в Холмогорском районе.

Инспекция в отзыве доводы апелляционной жалобы поддержала.

КФХ в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иные участники процесса отзывы не представили.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, что КФХ «Коскошина» является юридическим лицом, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 22.01.2015 за основным государственным регистрационным номером <***>. Согласно сведениям из данного реестра                                 КФХ «Коскошина» зарегистрировано в качестве страхователя в Управлении в Холмогорском районе (том 1, листы 65-67).

Главой КФХ «Коскошина» является ФИО1, который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 05.06.1997 Управлением по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мэрии города Архангельска и 13.12.2004 включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>. Согласно сведениям из этого реестра ФИО1 зарегистрирован в качестве страхователя в государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (том 1, листы 63-64).

КФХ в уточненном расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских фермерских хозяйств за 2016 год, представленном заявителем в Управление в Холмогорском районе, начислены страховые взносы в виде фиксированных платежей за главу КФХ «Коскошина» ФИО1 и члена КФХ «Коскошина» ФИО3 (том 1, листы 105-107).  По этому расчёту за ФИО1 начислены страховые взносы в общей сумме                         23 153 руб. 33 коп., в том числе 19 356 руб. 48 коп. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и 3 796 руб. 85 коп. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование. За ФИО3 начислены страховые взносы в общей сумме 23 153 руб. 33 коп., в том числе 19 356 руб.         48 коп. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и                            3 796 руб. 85 коп. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

ФИО1 по платёжным поручениям от 28.11.2016 № 609, № 610 уплатил за 2016 год 19 356 руб. 48 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и 3 796 руб. 85 коп. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере (том 1, листы 12-15).

Управлением в Холмогорском районе выявлена неуплата                                   КФХ «Коскошина» страховых взносов за 2016 год, подлежащих внесению на основании части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) , в связи с этим 06.03.2017 составлена справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по сроку уплаты 09.01.2017 (том 1, листы 108-109).

Инспекцией на основании переданных Управлением в Холмогорском районе сведений о задолженности в адрес КФХ «Коскошина» направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) от 05.10.2017 № 15612, в котором заявителю предложено в срок до 26.10.2017 уплатить 38 712 руб. 96 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2016 год, 3 249 руб. 86 коп. пеней по этим страховым взносам, 7 593 руб. 70 коп. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2016 год и               637 руб. 45 коп. пеней по этим страховым взносам (том 1, листы 21-22).

В связи с неисполнением указанного требования инспекция на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации приняла решение от 08.11.2017 № 9079 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств, согласно которому с КФХ «Коскошина» подлежат взысканию страховые взносы в сумме 46 306 руб.                     66 коп. и пени по страховым взносам в сумме 3 887 руб. 31 коп. (том 1, листы 23-24).

Не согласившись с решением инспекции и действиями по взысканию                   23 153 руб. 33 коп. страховых взносов, начисленных за ФИО1,                              и соответствующих пеней, заявитель обжаловал их в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 22.06.2018 № 07-10/1/09437 в удовлетворении жалобы отказано (том 1, листы 27-31).

После этого КФХ «Коскошина» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в котором с учётом уточнения заявленного требования просило признать указанное решение инспекции недействительным в части взыскания 23 153 руб. 33 коп. страховых взносов и 1 943 руб. 66 коп. пеней.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, при этом исходил из того, что формальная регистрация самостоятельного юридического лица - КФХ «Коскошина», глава которого (ФИО1) приравнен в целях уплаты страховых взносов к индивидуальным предпринимателям, и отдельно индивидуального предпринимателя ФИО1 не может влечь обязанности застрахованного лица ФИО1 уплачивать страховые взносы за себя дважды.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.

По смыслу статей 65, 198 и 200  АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 статьи 86.1 ГК РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица (пункт 3).

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, регулировались                            Законом № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

На основании пункта 3 статьи 2 Закона № 212-ФЗ к индивидуальным предпринимателям отнесены физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 5, части 1                                 статьи 14 Закона № 212-ФЗ страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере, определяемом в соответствии с                                    частями 1.1 и 1.2 статьи 14 названного Закона, уплачивают индивидуальные предприниматели,  не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Частью 2 статьи 14 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного частью 2                   статьи 12 настоящего Закона, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

В случае найма работников по трудовым или иным договорам, КФХ является страхователем в отношении указанных работников (застрахованных лиц) и уплачивает страховые взносы исходя из выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу указанных физических лиц в рамках трудовых отношений.

Согласно частям 1 и 2 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.05.2005                                 № 15749/04, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования.

Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что исходя из особого правового статуса крестьянского хозяйства, которое может осуществлять свою деятельность как в форме юридического лица, так и без образования юридического лица, и учитывая необходимость соблюдения принципа равенства обложения страховыми взносами глав и членов крестьянских хозяйств независимо от того, в какой форме действует крестьянское хозяйство, вопрос о том, кто может являться объектом проверки со стороны Пенсионного фонда: само крестьянское хозяйство или его глава, правового значения не имеет, поскольку двойного обложения страховыми взносами в виде фиксированного платежа одновременно крестьянского хозяйства и его главы не происходит.

Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 104/13.

В определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 №1551-О указано, что в силу пункта 3 статьи 2 Закона № 212-ФЗ в числе индивидуальных предпринимателей названы также главы КФХ. Они уплачивают страховые взносы в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства (часть 2 статьи 14 указанного Закона). При этом каких-либо ограничений, связанных с организационно-правовой формой данных хозяйств, данный Федеральный закон не содержит. Таким образом, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном для индивидуальных предпринимателей. При этом из положений данного Закона не следует возможность двойного обложения страховыми взносами в виде фиксированного платежа - одновременно крестьянского хозяйства (как юридического лица) и его главы.

Судом первой инстанции установлено, что уплата взносов за 2016 год 28.11.2016 своевременно произведена ФИО1 как индивидуальным предпринимателем.

Основания для повторного начисления страховых взносов главе КФХ по тому же основанию отсутствуют. Обратное привело бы к двойному зачислению страховых взносов на индивидуальный лицевой счет ФИО1 в пенсионный фонд как застрахованного лица, что приведет к двойному взысканию одной и той же суммы с одного лица по одинаковым основаниям.

Формальная регистрация самостоятельного юридического лица -                  КФХ «Коскошина», глава которого приравнен в целях уплаты страховых взносов к индивидуальным предпринимателям, и отдельно индивидуального предпринимателя ФИО1 не может влечь обязанности застрахованного лица ФИО1 уплачивать страховые взносы за себя дважды.

Приведенный подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2016 № 309-КГ16-6659.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, тот факт, что в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве видов деятельности ФИО1 указаны виды деятельности, не связанные с осуществлением руководства КФХ «Коскошина», как и регистрация                   ФИО1 в другом территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, нежели территориальный орган Пенсионного фонда, в котором зарегистрировано само КФХ «Коскошина», вопреки доводам ответчика, не является основаниями для повторной уплаты (взыскания) страховых взносов в виде фиксированного платежа за ФИО1

Ссылки Управления в апелляционной жалобе на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерацииот 02.07.2013 № 58/13 по делу № А60-7424/2012 коллегией судей не принимаются.

В указанном постановлении разъяснено, что глава КФХ должен уплачивать страховые взносы за членов КФХ независимо от того, возложена ли на них обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать страховые взносы по другим основаниям. Член КФХ - индивидуальный предприниматель является застрахованным лицом по двум основаниям. Следовательно, уплата таким членом фермерского хозяйства страховых взносов за себя как за индивидуального предпринимателя не освобождает главу КФХ от уплаты страховых взносов за него как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства. Двойного обложения страховыми взносами в этом случае не возникает, так как уплата взносов осуществляется из разных источников.

Вместе с тем в рассматриваемом случае уплата страховых взносов произведена главой КФХ, который одновременно является индивидуальным предпринимателем и уплачивает страховые взносы как глава КФХ, а не членом КФХ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.05.2015 по делу № А13-3748/2014, на которое сослался апеллянт, содержит вывод о том, что глава КФХ является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за себя лично и за членов крестьянского хозяйства. Указанный вывод и обязанность вносить взносы главой КФХ в рассматриваемом деле не оспариваются.

Решением инспекции от 08.11.2017 № 9079 с КФХ «Коскошина» взысканы страховые взносы в сумме 46 306 руб. 66 коп. и пени по страховым взносам - 3 887 руб. 31 коп.

Взыскание половины указанных сумм, приходящихся на страховые взносы, начисленные за члена КФХ «Коскошина» ФИО3, заявителем не оспаривается.

Поскольку страховые взносы в сумме 23 153 руб. 33 коп. внесены своевременно, оснований для начисления и требования уплаты пеней в сумме 1 943 руб. 66 коп., котораяприходится (начислена) именно на спорную сумму страховых взносов, что подтверждено ответчиком и Управлением при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не имелось.

Следовательно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования КФХ полностью.

Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Основания для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 октября              2018 года по делу № А05-9479/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области (межрайонного) – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Алимова

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина