НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Архангельской области от 20.06.2022 № А05-976/2022

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 июня 2022 года

г. Вологда

Дело № А05-976/2022

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено июня 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Колтаковой Н.А. и                 Ралько О.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания                   Бахориковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Архангельск» на решение Арбитражного суда Архангельскойобласти от 07 апреля 2022 годапо делу                № А05-976/2022 ,

у с т а н о в и л :

администрация городского округа «Город Архангельск»                      (адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5;                            ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к жилищно- строительному кооперативу «Северный» (адрес: 163060, город Архангельск, улица Тимме,  дом 2, корпус 3, квартира 49; ОГРН 1042900011736, ИНН 2901039279; далее – Кооператив) о возложении на ответчика обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонтно-восстановительные работы спортивной площадки, расположенной в районе дома № 2 корп. 3 по ул. Тимме в г. Архангельске, а именно:

– восстановить целостность ограждения площадки;

– установить стойки ворот;

– установить сетку на баскетбольных кольцах и на баскетбольной стойке восстановить распорку баскетбольного щита;

– отремонтировать замок на двери калитки;

– покрасить стойки забора (ограждения).

Решением суда от 07 апреля 2022 года в удовлетворении иска отказано.

Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на следующее. Спортивная площадка входит в состав общего имущества, так как предназначена для облуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.

Кооператив в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с пунктами 1.1 и 1.8 Устава Кооператив является формой объединения членов кооператива для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме № 2 корп. 3 по ул. Тимме в г. Архангельске, для обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и установленных законодательством пределах распоряжения имуществом в многоквартирном доме.

В Администрацию 31.10.2017 ответчиком  была подана заявка на участие в отборе дворовых территорий многоквартирных домов для формирования адресного перечня на проведение работ  по комплексному благоустройству дворовых территорий в 2018 году на территории муниципального образования «Город Архангельск», с предложением создание новой спортивной площадки, освещение площадки, обустройство тротуаров, по адресу: г. Архангельск, улица Тимме, внутридворовая территория домов 2, 2/2, 2/3, 2/4.

К заявлению был приложен протокол проведения очного собрания членов Кооператива, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Архангельск, ул. Тимме, д. 2, корп. 3 от 06.10.2017 № 01/10-17, где положительно рассмотрен вопрос о последующем содержании за счет средств собственников помещений в доме № 2 корп. 3 по ул. Тимме в г. Архангельске и текущем ремонте объектов внешнего благоустройства по предлагаемому обслуживающей организацией размеру платы за содержание жилого помещения (вопрос № 7 в протоколе).

По итогам рассмотрения вопроса «за» проголосовали 82,71 %, «против» - нет. «воздержавшихся» - нет. Собственники помещений в доме № 2 корп. 3 по ул. Тимме в г. Архангельске выразили согласие на содержание и ремонт объектов внешнего благоустройства за счет своих средств.

Сторонами 26.04.2018 заключено соглашение финансового участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории многоквартирного жилого дома № 2 корп. 3 по ул.Тимме в г.Архангельске.

Согласно пункту 1.1 соглашения указанным документом регламентируются отношения сторон по финансовому участию представителя заинтересованных лиц в целях реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории, включенной в адресный перечень дворовых территорий многоквартирных домов, подлежащих благоустройству, муниципальной программы «Формирование современной комфортной среды на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденной постановлением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 31.10.2017 № 1294, в рамках минимального и дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий.

В соответствии с пунктом 2.1.1 соглашения ответчик обязан обеспечить финансовое участие в целях реализации мероприятий по благоустройству дворовой территорий многоквартирного дома по адресу: 163000, Россия, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Тимме Я., д. 2, корп. 3, включенной в адресный перечень дворовых территорий многоквартирных домов, подлежащих благоустройству, муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «Город Архангельск» с учетом требований жилищного законодательства по управлению многоквартирными домами.

Пунктами 1.5. и 1.6 соглашения предусмотрено, что доля финансового участия Кооператива в реализации указанных мероприятий составляет -               5,1 %., что соответствует 277 011 руб. 96 коп.

Платежным поручением от 15.05.2018 № 71 денежные средства в размере 277 011 руб. 96 коп.  по поручению ответчика иным лицом были перечислены Администрации по соглашению о финансовом участии.

В целях реализации указанных мероприятий между Администрацией (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Северная водолазная компания» (подрядчик) был заключен муниципальный контракт от 02.07.2018 № 23.

Работы по благоустройству дворовой территории дома № 2 корп. 3 по ул. Тимме в г. Архангельске были выполнены в полном объеме.

Администрацией 01.10.2018 с участием представителя ответчика был  составлен акт приемки выполненных работ в рамках муниципального контракта от 02.07.2018 № 23, согласно которому в рамках реализации мероприятий по благоустройству выполнены:

– спортивная площадка(включая подготовительные работы, установку мини-ворот футбольных с баскетбольным щитом, волейбольная стойка, спортивное покрытие);

– ограждение(включая установку металлических столбов, заграждений и калиток);

– освещение (устройство кабель-канала, монтаж опор освещения, установка светильников).

Распоряжением Администрации от 04.06.2019 № 1725р ответчику разрешено использование земельных участков в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска у домов № 2, 2, корп. 2, 2, корп.3 и 2, корп. 4 по ул. Я. Тимме для размещения элементов благоустройства территории сроком на 49 лет: площадью 1674 кв. м в кадастровом квартале 29:22:050102, площадью 1422 кв. м на части земельного участка с кадастровым номером 29:22:050102:53.

В адрес ответчика 24.01.2020 Администрацией направлено для подписания соглашение о содержании объектов благоустройства, устройство которых осуществлено в рамках исполнения контракта и муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды» (далее – соглашение о содержании).

Согласно пункту 2.1 соглашения о содержании ответчик обязуется принять и выполнить работы по надлежащему содержанию и ремонту объекта, а истец обязуется передать объект и всю необходимую техническую документацию.

В соответствии с пунктом 2.2 соглашения о содержании объектом указанного соглашения является спортивная площадка в количестве 1 ед., опоры освещения со светильниками (включая элементы подключения) в количестве 8 ед. При этом в соглашении указано, что спорные объекты передаются Администрацией в общую долевую собственность собственников дома.

Разделом 3 соглашения о содержании предусмотрено, что объект передан Кооперативу до момента подписания соглашения о содержании на основании акта от 01.10.2018 (пункт 3.1 соглашения о содержании).

Кооператив обязуется осуществить действия, необходимые для внесения изменений в паспорт многоквартирного дома, не позднее одного месяца с момента подписания соглашения о содержании (пункт 3.2 соглашения о содержании).

Соглашение о содержании Кооперативом не подписано.

Письмом от 05.04.2021 № 31-09/2345 Администрация предложила Кооперативу принять меры по надлежащему содержанию названных объектов благоустройства, в том числе устранить следующие нарушения:

– отсутствует стойка ворот, на других воротах отсутствует сетка;

– отсутствует сетка на баскетбольных кольцах, на баскетбольной стойке, отсутствует распорка баскетбольного щита;

– замок на двери сломан;

– на стойках забора (ограждения) имеются царапины и сколы краски.

В рамках осуществления мероприятий муниципального контроля заместителем главы администрации Ломоносовского территориального округа - начальником отдела ЖКХ и благоустройства 30.11.2021 составлен акт осмотра указанной выше спортивной площадки, согласно которому объекты благоустройства имеют значительные повреждения и не содержатся. В частности: отсутствует стойка ворот, на других воротах отсутствует сетка; отсутствует сетка на баскетбольных кольцах, на баскетбольной стойке, отсутствует распорка баскетбольного щита; замок на двери сломан; на стойках забора (ограждения) имеются царапины и сколы краски.

Поскольку нарушения в содержании объекта благоустройства не были устранены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.

При принятии решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включаются, в том числе, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящиеся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома.

Согласно подпунктам «ж», «е» пункта 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

При этом согласно пункту 1 Правил № 491 в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил № 491). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (пункт 28 Правил № 491).

В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из приведенных норм права следует, что элементы благоустройства должны размещаться на земельном участке, который принадлежит собственникам помещений МКД, при условии получения разрешения общего собрания собственников помещений МКД на такое использование.

В данном случае, как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и подателем жалобы не опровергнуто, возведенные по муниципальному контракту элементы благоустройства не входят в состав общего имущества МКД, расположены за пределами придомовой территории, но в непосредственной близости к ней; предназначены для обслуживания нескольких МКД, к ним имеется открытый доступ для использования неопределенным кругом лиц.

Аналогичные обстоятельства устанавливались и в рамках дела                             № А05-10183/2020 по иску Администрации к Кооперативу об обязании последнего исполнить пункт 7 протокола общего собрания собственников от 06.10.2017 № 01/10-17 о принятии на содержание за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме № 2 корп. 3 по ул. Тимме в городе Архангельске спортивную площадку, включая баскетбольные щиты, футбольные ворота, волейбольную стойку, покрытие, ограждение в виде металлических столбов, заграждений и калиток, опоры освещения со светильниками, включая элементы подключения, в количестве 8 единиц.

Судом кассационной инстанции в постановлении от 19.10.2021 по вышеуказанному делу отражено следующее.

В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что спорный объект находится в границах земельного участка указанного МКД.

Как видно из дела, спорный объект находится не только на территории МКД по адресу: город Архангельск, улица Тимме, дом № 2, корпус 3, но и других МКД по адресам: город Архангельск, улица Тимме, дом № 2; дом № 2, корпус 2; дом № 2, корпус 4.

Следовательно, спорный объект не относится к общему имуществу собственников помещений МКД № 2 корпус 3 по улице Тимме в городе Архангельске.

Соглашением финансового участия от 26.04.2018 предусматривалось со стороны Кооператива только финансовое участие в создании спортивной площадки с элементами благоустройства.

Соглашение от 24.12.2020, направленное Администрацией для подписания в адрес Кооператива о содержании объектов благоустройства, устройство которых осуществлено в рамках муниципального контракта от 02.07.2018 № 23, Кооперативом не подписано.

Поскольку доказательств передачи спорного объекта в общую долевую собственность собственников помещений спорного МКД (статья 65 АПК РФ) в материалы дела не представлено, судом апелляционной инстанции сделан верный вывод о том, что спорный объект предназначен для обслуживания нескольких МКД и не может быть отнесен к составу общего имущества МКД по адресу: город Архангельск, улица Тимме, дом № 2, корпус 3.

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Фактически, заявляя требования о выполнении ремонтно-восстановительных работ спортивной площадки, расположенной в районе дома № 2 корп. 3 по  ул. Тимме в г. Архангельске, истец преследует цель возложить на ответчика обязанность по ее содержанию.

Вместе с тем договорные обязательства между сторонами о принятии на содержание объектов внешнего благоустройства отсутствуют. Данные объекты ответчику ни на каком праве не принадлежат.

Изложенные в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельскойобласти от 07 апреля             2022 годапо делу  № А05-976/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Архангельск» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Н. Шадрина

Судьи

Н.А. Колтакова

О.Б. Ралько