НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Архангельской области от 19.12.2023 № А05-6796/2023

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 декабря 2023 года

г. Вологда

Дело № А05-6796/2023

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2023 года .

В полном объеме постановление изготовлено декабря 2023 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Колтаковой Н.А. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Трактородеталь Групп» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 сентября 2023 года по делу № А05-6796/2023,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Трактородеталь Групп» (адрес: 197101, Санкт-Петербург, внутренняя территория города муниципальный округ Посадский, улица Большая Монетная, дом 16, корпус 30, литера А, помещение 9Н, № 41, ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации городского округа «Город Архангельск» (адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5;                   ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Администрация) о признании незаконным расчета арендной платы по договору от 17.06.2016 № 1/249 (мг) аренды земельного участка и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет арендной платы, подлежащей уплате в 2023 году, исходя из ставки арендной платы в  размере 1,5%.

Решением суда от 29.09.2023 в удовлетворении требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.

Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что суд необоснованно посчитал правомерной ставку арендной платы, указанную в пункте 9 приложения к Положению об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Архангельск», утвержденному решением Архангельского городского Совета от 21.11.2007 № 559 (далее – Положение № 559), поскольку ставка арендной платы в размере 8% устанавливается в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, которые на спорном земельном участке отсутствуют. Земельный участок расположен в границах охранной зоны особо охраняемых природных территорий и в границах водоохраной зоны, размер ставки арендной платы составляет 1,5% согласно пунктам 14, 16 приложения к Положению № 559. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 (далее – Классификатор), не содержит такой вид разрешенного использования как размещение складских объектов (временный открытый склад песка без права капитального строительства и создания объектов недвижимости).

Администрация в отзыве на жалобу возразила против изложенных в ней доводов и требований, просила решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 17.08.2023 муниципальному образованию «Город Архангельск» на праве собственности (дата государственной регистрации права 19.08.2015) принадлежит земельный участок площадью 888 кв.м, кадастровым номером 29:22:060703:1157, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, почтовый адрес ориентира: Архангельская область, город Архангельск, территориальный округ Майская  горка, улица Лермонтова; вид разрешенного использования - для  размещения складских объектов (временный открытый склад песка без права капитального строительства и создания объектов недвижимости).

В соответствии с договором от 17.06.2016 № 1/249 (мг) аренды земельного участка с учетом соглашений от 26.12.2016, 18.04.2018 о внесении изменений в договор аренды указанный земельный участок предоставлен на праве аренды  Обществу для размещения складских объектов (временный открытый склад песка без права капитального строительства и создания объектов недвижимости). Срок действия  договора определен до 30.07.2019 (пункт 1.2 договора).

По окончания срока действия договора арендатор продолжил использование земельного участка.

Для внесения арендной платы по договору № 1/249 (мг) за 2023 год Администрация 05.03.2023 направила Обществу расчет, согласно которому арендную плату в 2023 году надлежит уплатить в размере 27 755 руб. равными долями в установленные сроки исходя из ставки арендной платы в размере 8% от кадастровой стоимости земельного участка.

Не согласившись с полученным расчетом, Общество 06.04.2023 просило Администрацию пересмотреть порядок расчета арендной платы по договору с применением ставки арендной платы в размере 1,5%.

Администрация 28.04.2023 отказала в удовлетворении заявленных требований, указала, что земельный участок, кадастровым номером 29:22:060703:1157, имеет вид разрешенного использования - для размещения складских объектов (временный открытый склад песка без права капитального строительства и создания объектов недвижимости), и это, согласно      Положению № 559, соответствует ставке арендной платы 8% от кадастровой стоимости земельного участка. На земельном участке, переданном в аренду, располагается временный открытый склад песка без права капитального строительства и создания объектов недвижимости. Несмотря на то, что земельные участки являются ограниченными в обороте, ставка арендной платы, исчисляемая из размера земельного налога,  а также ставка 1,5% от кадастровой стоимости не может быть применена, так как арендатор не обладает правовым статусом собственника зданий, сооружений.

Полагая, что расчет арендной платы по договору от 17.06.2016 № 1/249 (мг) аренды земельного участка является незаконным, считая, что  Администрация обязана произвести перерасчет арендной платы, подлежащей уплате в 2023 году, исходя из ставки арендной платы в  размере 1,5%, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их необоснованными, отказал в их удовлетворении.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1, пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с  обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных               ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.

Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В соответствии со статьями 606, 614  ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды.

В силу пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Как правомерно указал суд первой инстанции, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в публичной собственности, является регулируемым.

В пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» разъяснено, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 ЗК РФ. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.

Из материалов дела видно, что расчет платы на 2023 год произведен Администрацией в соответствии с Положением № 559, пунктом 2.1 которого предусмотрено, что размер арендной платы при аренде земельного участка рассчитывается по формуле: А = Упкс x Sзу x Ст x Квр x Кинф, где: А – размер арендной платы (руб.); Упкс – удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (руб./кв.м); Sзу - общая площадь земельного участка               (кв. м); Ст – ставка арендной платы за  кв.м земельного участка по видам разрешенного использования в процентах (размеры ставок арендной платы приведены в приложении к Положению); Квр – коэффициент времени, учитывающий срок аренды земельного участка пропорционально количеству дней в году; Кинф – коэффициент инфляционных процессов, который равен индексу потребительских цен за период с начала года (среднегодовой), утверждаемый распоряжением правительства Архангельской области о прогнозе социально-экономического развития Архангельской области на следующий год и умноженный на коэффициенты инфляционных процессов, которые применялись ранее. Примененная в расчете ставка арендной платы в размере 8% от кадастровой стоимости установлена пунктом 9 приложения 1 к Положению № 559 для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

Общество, не оспаривая иные примененные Администрацией при расчете показатели, не согласилось со ставкой арендной платы, полагает, что, поскольку земельный участок расположен  в границах охранной зоны особо охраняемых природных территорий и в границах водоохранной зоны и береговой полосы, размер арендной платы следует определять по ставке 1,5%, предусмотренной пунктами 14 и 15 приложения 1 к Положению № 559.

Согласно пункту 14 приложения 1 к Положению № 559 ставка арендной платы в размере  1,5% установлена для земельных участков, занятых особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами.

Пунктом 15 приложения 1 к Положению № 559 такой же размер ставки предусмотрен для земельных участков улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельных участков земель резерва; земельных участков, занятых водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельных участков под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных.

Расположение земельного участка, кадастровым номером 29:22:060703:1157, в границах охранной зоны особо охраняемых природных территорий (Беломорский государственный природный биологический заказник регионального значения), границы которого определены Положением о заказнике, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 26.05.2015 № 197-пп, а также в границах береговой полосы и водоохранной зоны  с ограничениями, предусмотренными статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, подтверждается письмом Департамента градостроительства Администрации от 29.03.2023 № 043/3622/194-15 и выпиской из ЕГРН от 17.08.2023.

Администрация не оспаривает расположение земельного участка в границах охранной зоны особо охраняемых природных территорий и в границах водоохранной зоны, полагает, что применение к земельному участку арендованному по договору   № 1/249 (мг), ставок, установленных  пунктами 14 и 15 приложения 1 к Положению № 559, невозможно.

Ссылка Общества на отсутствие на арендованном земельном участке принадлежащих ему объектов недвижимого имущества является необоснованной.

В силу статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЗК РФ и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Исходя из пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 94 ЗК РФ особо охраняемые природные территории входят в состав категории земель особо охраняемых территорий.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее –                        Правила № 582), арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Как правомерно указал суд первой инстанции, из материалов дела следует, что на земельном участке, арендуемом истцом по договору  № 1/249 (мг), не имеется объектов недвижимого имущества. Земельный участок используется в соответствии с видом разрешенного использования – для  размещения складских объектов (временный открытый склад песка без права капитального строительства и создания объектов недвижимости). Правовых оснований для применения в расчете  арендной платы по договору № 1/249 (мг) льготы, установленной Правилами № 582, не имеется, поскольку данная льгота к размеру арендной платы относится к ограниченным в обороте земельным участкам, которые не могут быть получены в собственность арендаторами этих земельных участков по основанию  наличия объекта недвижимости на таком земельном участке. Размер арендной платы, приравненный к сумме земельного налога, направлен на компенсацию потерь собственника объекта недвижимости, расположенного на ограниченном в обороте земельном участке, связанных с невозможностью выкупа земельного участка и необходимостью вносить арендные платежи, которые исходя из вида разрешенного использования земельного участка могут быть выше ставки земельного налога. Поскольку Общество объектами недвижимости, расположенными на земельном участке, не обладает, земельный участок предоставлен в аренду без права капитального строительства, то,  несмотря на отнесение  земельного участка к ограниченным в обороте объектам, у Общества в любом случае не имеется права на выкуп этого земельного участка в связи с нахождением на нем объекта недвижимого имущества.

При этом суд указал, что, поскольку в соответствии с пунктом 2.1 Положения № 559 размер арендной платы за земельный участок устанавливется по ставке арендной платы по видам разрешенного использования, выбор ставки арендной платы, подлежащей применению в расчете, определяется  видом разрешенного использования земельного участка.

Учитывая вид разрешенного использования земельного участка, кадастровым номером 29:22:060703:1157, а также формулировку пункта 9 приложения 1 к Положению № 559, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности применения Администраций при расчете арендной платы по договору ставки арендной платы в размере 8%.

В соответствии с Классификатором такой вид разрешенного использования как склад предполагает его использование в следующих целях: размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.

Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку согласно Классификатору виду разрешенного использования «временное хранение» соответствует распределение и перевалка грузов (за исключением хранения стратегических запасов) на открытом воздухе, земельный участок, арендованный по договору № 1/249 (мг), не отнесен к  видам разрешенного использования (и не используется истцом фактически), указанным в                           пунктах  14 и 16 приложения 1 к Положению № 559, Администрация правомерно применила ставку  арендной платы в размере 8%, установленную для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований Общества у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции  у апелляционной инстанции не имеется.

Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 сентября                   2023 года по делу № А05-6796/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Трактородеталь Групп»– без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

        А.Я. Зайцева

Судьи

        Н.А. Колтакова

        О.Б. Ралько