АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 мая 2021 года | Дело № | А05-10642/2020 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Корабухиной Л.И., рассмотрев 19.05.2021 без вызова сторон кассационную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по делу № А05-10642/2020, у с т а н о в и л: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга, адрес: 197136, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 37, лит. Б, ОГРН 1027806883202, ИНН 7813171527 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17, ОГРН 1022900517793, ИНН 2901039102 (далее - Университет), 6 156 руб. 22 коп. ущерба, возникшего в связи с несвоевременным предоставлением страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, что повлекло незаконную выплату страховой пенсии Рыбину Андрею в завышенном размере за период с 01.09.2019 по 31.03.2020. Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Решением суда первой инстанции от 23.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.01.2021, в удовлетворении иска Управлению полностью отказано. Управление, не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанций, подало кассационную жалобу на принятые по делу решение от 23.11.2020 и постановление от 25.01.2021. В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») с 01.10.2019 кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон. В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. В рассматриваемом случае Управление в кассационной жалобе указывает на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение от 23.11.2020 и постановление от 25.01.2021 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций необоснованно не учтено, что до момента предоставления страхователем сведений по форме СЗВ-М за пропущенный отчетный месяц Управление не имело оснований для уменьшения сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к пенсии застрахованному лицу. Как полагает Управление, материалами дела подтверждена причинно-следственная связь между неправомерными действиями Университета, выразившимися в непредставлении в установленный законом срок достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года в отношении Рыбина А., и возникшими убытками в виде излишних выплат указанному лицу индексированных сумм пенсии за период с 01.09.2019 по 31.03.2020. Податель жалобы считает, что у него отсутствует обязанность проверять факт осуществления (прекращения) пенсионером работы каким-либо иным способом, не предусмотренным действующим законодательством. В отзыве на кассационную жалобу Университет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон. Законность обжалуемых судебных актов, принятых по настоящему делу, рассмотренных в порядке упрощенного производства, проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ. Как следует из материалов дела, Рыбину А., осуществляющему трудовую деятельность в Университете, назначена на основании его заявления выплата страховой пенсии по старости с 14.04.2018. Университет представил в Управление индивидуальные сведения персонифицированного учета об указанном застрахованном лице по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года только 06.03.2020, то есть с нарушением установленного срока. В связи с поздним поступлением сведений об указанном сотруднике, как о застрахованном работающем лице, Управление посчитало, что Рыбин А. прекратил свою трудовую деятельность в Университете, в связи с чем произвело индексацию размера его страховой пенсии в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) за период с 01.09.2019 по 31.03.2020. Указывая на то, что в связи с непредставлением Университетом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года в установленный срок Рыбину А. в период с 01.09.2019 по 31.03.2020 необоснованно произведена выплата страховой пенсии с учетом индексации как неработающему пенсионеру, что повлекло возникновение переплаты пенсии в сумме 6 156 руб. 22 коп., Управление письмом от 20.04.2020 № 0247/5259 уведомило страхователя о данном обстоятельстве и потребовало возместить убытки в срок до 20.05.2020 (том 1 л.д. 23-24). Поскольку действий по возмещению излишне выплаченной страховой пенсии от Университета не последовало, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), статьей 28 Закона № 400-ФЗ, полностью отказал Управлению в удовлетворении исковых требований. Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не усматривает оснований для отмены принятых по делу решения от 23.11.2020 и постановления от 25.01.2021 в кассационном порядке, поскольку изложенные в ней доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела. Статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ). Согласно пунктам 1 и 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица). В этой связи в силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета также ежемесячно. В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ). Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ). Статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Как разъяснено в пунктах 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. В силу части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ). В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). В рассматриваемом случае Управление в обоснование своей правовой позиции указывало на то, что выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации за период с 01.09.2019 по 31.03.2020 осуществлялась работающему пенсионеру исключительно по вине Университета, несвоевременно представившего сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года. Между тем судами установлено и материалами дела подтверждается, что по состоянию на дату принятия решения об индексации страховой пенсии и в дальнейшем Управление располагало сведениями о том, что Рыбин А. осуществляет трудовую деятельность в Университете, что подтверждалось своевременно и ежемесячно представляемыми страхователем сведениями об указанном застрахованном лице по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года (сведения представлены 12.11.2019) и последующие периоды. Частью 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу положений части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ именно Управление обязано было на основании представляемых страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно уточнять (выявлять) факт продолжения пенсионерами трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка. Аналогичные положения содержатся и в пункте 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Вопреки приведенным выше нормам Закона № 400-ФЗ, а также корреспондирующим им положениям Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н, Управление, своевременно получив от Университета сведения о факте осуществления застрахованным лицом работы за октябрь 2019 года и последующие периоды, которые влияли на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), не только приняло решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 01.09.2019, но и приступило к спорным выплатам. Между тем, как верно установили суды, Управление имело возможность на основании представленных страхователем сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года, полученных 12.11.2019, принять в декабре 2019 года (до начала выплат) решение о прекращении индексации пенсии. Однако истец вынесенное решение не пересмотрел и новое решение о прекращении выплаты пенсии не принял. При указанных обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у Управления на дату начала спорных выплат актуальных сведений по форме СЗВ-М о работающем пенсионере, доводы Управления о наличии причинно-следственной связи между фактом причинения ущерба и действиями страхователя обоснованно признаны судами несостоятельными. Выводы судебных инстанций основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Совокупность условий, необходимых для возложения на Университет ответственности в виде возмещения излишне выплаченной суммы страховой пенсии в размере 6 156 руб. 22 коп., Управлением не доказана. При указанных обстоятельствах суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правомерно отказали Управлению в удовлетворении заявленных требований. Доводы кассационной жалобы Управления не свидетельствуют о существенном нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела. В этой связи предусмотренных частью 3 статьи 288.2 АПК РФ оснований для пересмотра в порядке кассационного производства обжалуемых решения от 23.11.2020 и постановления апелляционного суда от 25.01.2021, рассмотренных в порядке упрощенного производства, суд округа не усматривает. Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по делу № А05-10642/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения. | ||||
Судья | Л.И. Корабухина | |||