ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
25 июля 2017 года | г. Вологда | Дело № А05-1010/2017 | |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2017 года .
В полном объёме постановление изготовлено июля 2017 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от ответчика Коваленко И.А. по доверенности от 25.01.2017 № 16,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Северодвинская станция скорой медицинской помощи» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 мая 2017 года по делу № А05-1010/2017 (судья Болотов Б.В.),
у с т а н о в и л:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Северодвинская станция скорой медицинской помощи» (ОГРН 1062902019355, ИНН 2902054897; место нахождения: 164507, Архангельская область, город Северодвинск, улица Лесная, дом 59; далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1; далее – фонд) о признании недействительным акта проверки от 21.11.2016 № 09.3/67 в части нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 531 736 руб. 56 коп., а также начисления 53 173 руб. 65 коп. штрафа.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 мая 2017 года по делу № А05-1010/2017 производство по делу в части требований о признании недействительным акта проверки от 21.11.2016 № 09.3/67 в части нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 462 791 руб. 46 коп., а также начисления штрафа в размере 10 процентов от указанной суммы прекращено в связи с частичным отказом учреждения от заявленных требований. В удовлетворении требований о признании недействительным акта проверки от 21.11.2016 № 09.3/67 в части нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 68 945 руб. 10 коп., а также начисления штрафа в размере 10 процентов от указанной суммы отказано.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что расходы на оплату дополнительного страхования работников учреждения неправомерно признаны судом первой инстанции нецелевыми, поскольку Тарифным соглашением на 2015 год и за плановый период 2016 и 2017 годов от 29.01.2015 (далее – Тарифное соглашение) предусмотрена подстатья расходов 226 «Прочие услуги» для расходования средств фонда на оплату иных услуг, прямо не предусмотренных другими статьями Тарифного соглашения. В данном случае, по мнению подателя жалобы, расходы на оплату дополнительного страхования работников учреждения как раз относятся к таким прочим услугам.
Фонд в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть судебного акта и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Учреждение надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, учреждение зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1062902019355 и в 2015 году оказывало скорую медицинскую помощь, оплачиваемую согласно Тарифному соглашению.
Фондом на основании приказа от 25.10.2016 № 480-О в период с 01.11.2016 по 21.11.2016 проведена проверка использования учреждением средств, направленных на реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования, за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
В ходе указанной проверки фондом установлено, что заявителем за счет средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) произведена замена оконных и дверных блоков, что является капитальным ремонтом, нарушает раздел VIII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 14.10.2014 № 430-пп, пункт 16 Тарифного соглашения и свидетельствует о нецелевом использовании средств ОМС в размере 462 791 руб. 46 коп.
Кроме этого, фонд также установил, что в проверяемом периоде расходы средств ОМС в сумме 68 945 руб. 10 коп. осуществлялись по подстатье «Прочие работы, услуги» по договору от 24.04.2015 № 12-061241-50/15 с открытым акционерным обществом «Государственная страховая компания «Югория» (далее – страховая компания) на страхование от несчастных случаев (общая страховая премия – 57 237 руб. 76 коп., объект страхования – имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни, здоровью застрахованных лиц (сотрудников учреждения)) и по договору от 24.04.2015 № 12-061242-50/15 со страховой компанией на страхование от несчастных случаев (общая страховая премия – 12 049 руб. 16 коп., объект страхования - имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни, здоровью застрахованных лиц (сотрудников учреждения)).
При этом фонд пришел к выводу о том, что данные расходы не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, использование средств ОМС на общую сумму 68 945 руб. 10 коп. является нецелевым.
Указанные обстоятельства отражены в акте от 21.11.2016 № 09.3/67 проверки использования средств, направленных на реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Архангельской области «Северодвинская станция скорой медицинской помощи».
В указанном акте учреждению предложено в течение 10 дней перечислить использованные не по целевому назначению средства ОМС, а также штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств.
Не согласившись с актом фонда, учреждение обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с рассматриваемым заявлением.
Поскольку в части прекращения производства по делу учреждение судебный акт не обжалует, апелляционная коллегия, руководствуясь положениями части 5 статьи 268 АПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 № 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Постановлением правительства Архангельской области от 14.10.2014 № 430-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (далее - Территориальная программа).
Территориальной программой установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования компенсируются затраты медицинских организаций в соответствии с целевыми статьями, определяемыми тарифным соглашением.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется как базовой программой обязательного медицинского страхования, так и территориальной программой обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации и, соответственно, расходование средств обязательного медицинского страхования должно осуществляться на условиях данной территориальной программы и быть строго целевым.
Под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В рассматриваемом случае как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе учреждение в обоснование своих требований сослалось на то, что поскольку подстатьей 226 Тарифного соглашения «Прочие услуги» предусмотрено право медицинской организации за счет средств ОМС осуществлять экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на оплату услуг, необходимых ей для оказания медицинской помощи по договорам на оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225, то расходы по страхованию отдельных категорий медицинских, фармацевтических и иных работников, работа которых связана с угрозой их жизни, здоровью, за счет средств ОМС не являются нецелевыми.
Данный довод правомерно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона № 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи установлена частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ, которая включает в себя в том числе прочие расходы.
Согласно части 2 статьи 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что 29.01.2015 Министерство здравоохранения Архангельской области, фонд, страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области, профессиональные союзы медицинских работников, профессиональные медицинские ассоциации заключили Тарифное соглашение.
Пунктом 16 раздела 3 Тарифного соглашения прямо не предусмотрено право медицинской организации осуществлять расходы по страхованию отдельных категорий медицинских, фармацевтических и иных работников, работа которых связана с угрозой их жизни, здоровью, за счет средств ОМС.
Вместе с этим указанным Тарифным соглашением действительно предусмотрена подстатья расходов 226 «Прочие услуги» для расходования средств фонда на оплату услуг, прямо не предусмотренных другими статьями Тарифного соглашения.
Однако в графе «Вид расходов медицинской организации» к указанной подстатье расходов дается пояснение, что расходы на оплату прочих услуг должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными, необходимыми медицинской организации для оказания медицинской помощи, по договорам на оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225 (в том числе расходы на оплату услуг по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов; расходы на оплату медицинскими организациями программного обеспечения и прочих услуг; расходы по страхованию транспортных средств; расходы на техническое обслуживание оборудования (медицинского, информационно-аналитического); расходы по возмещению комиссионных вознаграждений банкам за осуществление операций со средствами ОМС, в целях обеспечения собственных нужд для оказания медицинской помощи в соответствии с действующей классификацией операций сектора государственного управления).
Таким образом, из буквального толкования указанного пункта следует, что под прочими услугами понимаются услуги, сопутствующие и необходимые для оказания учреждением медицинской деятельности.
При этом апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что страхование отдельных категорий медицинских, фармацевтических и иных работников, работа которых связана с угрозой их жизни, здоровью, не относится к категории затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Суд первой инстанции также обоснованно сослался на утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158н Правила обязательного медицинского страхования (далее – Правила ОМС).
Пунктом 158 Правил ОМС предусмотрено, что в расчет тарифов включаются два вида затрат, а именно:
затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления;
затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 158.3 указанных Правил в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат:
- затраты на коммунальные услуги;
- затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги);
- затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества);
- затраты на приобретение услуг связи;
- затраты на приобретение транспортных услуг;
- прочие затраты на общехозяйственные нужды.
Из приведенных норм права также следует, что страхование отдельных категорий медицинских, фармацевтических и иных работников, работа которых связана с угрозой их жизни, здоровью, не относится к категории затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемых непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Законодательством Российской Федерации какой-либо обязанности медицинской организации по страхованию имущественных интересов своих работников, связанных с причинением вреда жизни, здоровью, не предусмотрено.
Проанализировав содержание вышеприведенных норм, суд пришел к правильному выводу о том, что расходы на оплату дополнительного страхования работников учреждения не входят в состав затрат, установленных Правилами ОМС, и не могут быть оплачены за счет средств ОМС. Возместив средства федерального фонда обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению за счет средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, учреждение нарушило нормы действующего законодательства в сфере ОМС.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 мая 2017 года по делу № А05-1010/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Северодвинская станция скорой медицинской помощи» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | А.Ю. Докшина А.В. Романова |