НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Архангельской области от 17.02.2022 № А05-2356/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 февраля 2022 года

Дело №

А05-2356/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Лесозаготовитель» Левчикова Д.С. (доверенность от 18.11.2021),

рассмотрев 14.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лесозаготовитель» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 по                              делу № А05-2356/2021,   

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Лесозаготовитель»,                        адрес: 165160, Архангельская обл., Шенкурский р-н, д. Бобыкинская, ул. 50 лет МТС, д. 8, стр. 5, ОГРН 1142907000235, ИНН 2924005540 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), о признании недействительными решений, изложенных в письмах от 11.12.2020                                        исх. № 204-04/12250, 204-04/12251, 204-04/12252, об отмене аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков: с кадастровым номером 29:20:000000:1382, расположенного по адресу: Архангельская обл., Шенкурский муниципальный р-н, Шенкурское лесничество, Шенкурское участковое лесничество (участок Шенкурское) кв. № 16 (далее – Участок 1382); с кадастровым номером 29:20:000000:1384, расположенного по адресу: Архангельская обл., Шенкурский муниципальный р-н, Шенкурское лесничество, Шенкурское участковое лесничество (участок Шенкурское) кв. № 8, 9, 17 (далее – Участок 1384); с кадастровым номером 29:20:000000:1387, расположенного по адресу: Архангельская обл., Шенкурский муниципальный р-н, Шенкурское лесничество, Шелашское участковое лесничество (участок Шелашское) кв. № 27, 28 (далее – Участок 1387); об обязании Министерства принять все необходимые решения и действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и провести аукционы на право заключения договоров аренды Участков 1382, 1384, 1387; о признании незаконными действий Министерства по направлению писем от 11.12.2020                       исх. № 204-04/12250, 204-04/12251, 204-04/12252 в адрес Контрактного агентства Архангельской области.

 Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Контрактное агентство Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск,                ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1082901013580, ИНН 2901186555 (далее - Агентство).

Решением суда первой инстанции от 12.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.10.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, вывод судов о пропуске Обществом месячного срока обращения в суд (который должен исчисляться с момента опубликования именно извещения), не основан на материалах дела и нарушает право Общества на судебную защиту. Опубликованные на сайте торгов 14.12.2020 письма Министерства от 11.12.2020, адресованные в адрес Агентства, не являются извещениями, в связи с чем месячный срок для обращения в суд был соблюден. Кроме того, в графе «организатор торгов» значится только Агентство, доказательств того, что Министерство являлось вторым организатором торгов, в материалы дела                                    не представлено. Таким образом, Министерство, не являясь организатором спорных аукционов, не имело право ссылаться на положения  пункта 19 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.

В отзывах Министерство и Агентство возразили против доводов жалобы.

Министерство и Агентство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3  статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось к Министерству с письмом от 20.09.2018, в котором просило согласовать формирование лесных участков для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды, указав их конкретное местоположение в том числе             в Шенкурском участковом лесничестве.

Рассмотрев данное обращение, Министерство направило в адрес Общества письмо от 22.10.2018 исх. № 204-04-24/8743, в котором отметило, что указанные в заявлении Общества лесные кварталы являются свободными и возможны для предоставления в аренду.

В связи с этим Общество ссылается, что  заключило договоры с федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» на подготовку  расчета размера ежегодной заготовки древесины, сведений о товарной структуре и разрядах лесных такс, межевых планов лесных участков с постановкой на кадастровый учет.

В дальнейшем Общество 16.10.2020 обратилось в Министерство                                  с заявлениями о проведении аукциона на право заключения договоров аренды Участков 1382, 1384, 1387.

Министерство издало распоряжения от 16.11.2020 «О проведении аукциона         на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в электронной форме»:

- № 1369р об организации аукциона на право заключения договора аренды Участка 1387, находящегося в государственной собственности, для целей заготовки древесины площадью 816,2 га;

- № 1370р об организации аукциона на право заключения договора аренды Участка 1382, находящегося в государственной собственности, для целей заготовки древесины площадью 5328,7 га;

-  № 1371р об организации аукциона на право заключения договора аренды Участка 1384, находящегося в государственной собственности, для целей заготовки древесины площадью 945,8 га.

В соответствии с указанными распоряжениями Министерства Агентством 10.12.2020 на электронной площадке «РТС-тендер» размещены сведения о проведении аукционов № 25-20 (номер извещения 45313), 26-20 (номер извещения 47333), 27-20 (номер извещения 47335), которые также размещены на сайте torgi.gov.ru.

Дата и время окончания приема заявок на участие в аукционе: 18.01.2021                     до 16.00 часов (время московское).

11.12.2020 Министерство направило Агентству письма № 204-04/12250,                  204-04/12251, 204-04/12252, содержащие просьбу об отмене настоящих аукционов, размещенных на электронной площадке, на основании пункта 19 статьи 78 ЛК РФ. Министерство просило Агентство в соответствии с пунктом 20 статьи 78 ЛК РФ известить участников об отказе в проведении аукциона в установленный срок, в том числе заявителя на проведение аукциона (Общество).

На основании указанных писем Министерства 14.12.2020 названные выше аукционы отменены, о чем Агентством размещена соответствующая информация на электронной площадке и на официальном сайте torgi.gov.ru.

Агентство направило Министерству письмо от 15.12.2020 исх. № 314-05-1080, в котором указало, что не имеет возможности и правовых оснований для уведомления заявителя об отказе в проведении аукционов, поскольку Общество  не является участником аукционов.

Как указал заявитель, 10.01.2021, намереваясь подать заявки для участия в аукционе на право заключения договоров аренды лесных участков, он обнаружил, что по названным выше трем лотам  в графе «статус» содержится информация «отказ от лота». При этом возможность подачи заявок для участия в аукционе                   у Общества уже отсутствовала. Кроме этого, 17.02.2021 заявитель обнаружил на электронной площадке адресованные Агентству письма Министерства                               от 11.12.2020 № 204-04/12250, 204-04/12251, 204-04/12252, содержащие просьбу об отмене аукционов на основании пункта 19 статьи 78 ЛК РФ.

Полагая, что указанные выше решения и действия Министерства незаконны и нарушают права Общества, заявитель обратился в суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.

Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно пункту 19 статьи 78 ЛК РФ организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка.

В соответствии с пунктом 20 указанной статьи извещение об отказе в проведении аукциона размещается организатором аукциона на официальном сайте торгов в течение двух рабочих дней с даты принятия решения об отказе в проведении аукциона. Организатор аукциона в течение двух рабочих дней с даты размещения извещения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и в течение пяти дней возвратить им внесенные задатки.

Согласно пункту 21 статьи 78 ЛК РФ в тридцатидневный срок со дня размещения организатором аукциона извещения об отказе в проведении аукциона решение организатора аукциона об отказе в проведении аукциона может быть оспорено в судебном порядке лицом, права и законные интересы которого нарушены таким отказом.

В рассматриваемом случае судами двух инстанций установлено, что  14.12.2020 на электронной площадке «РТС-тендер», официальном сайте torgi.gov.ru размещено извещение об отказе в проведении спорных аукционов.

Таким образом, суды посчитали, что в целях соблюдения тридцатидневного срока, установленного пунктом 21 статьи 78 ЛК РФ, Общество должно было обратиться в суд с заявлением не позднее 14.01.2021, однако подало такое заявление с пропуском срока - 05.03.2021.

В обоснование уважительности причин пропуска срока обращения в суд Общество указало, что нарушение его прав является длящимся и иного способа защиты прав у него не имеется, считает необходимым учесть отсутствие информации об извещениях об отказе от аукционов.

Суд первой инстанции не признал указанные Обществом обстоятельства уважительными причинами пропуска срока на обращение в суд, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

Ввиду общедоступности информации об отказе в проведении спорных аукционов суды отметили, что указанные Обществом обстоятельства не являются объективными препятствиями для обращения в арбитражный суд в установленный законом срок, а вызваны лишь субъективной правовой позицией и поведением заявителя, выразившимися в его бездействии в принятии всесторонних мер к отслеживанию статуса торгов и реализации права на судебную защиту.                            В рассматриваемой ситуации выбор момента обращения в арбитражный суд обусловлен исключительно волеизъявлением и поведением Общества,                                     а не какими-либо не зависящими от него обстоятельствами.

В вопросе своевременности обращения в суд необходимо исходить не из субъективной оценки целесообразности, а из момента, с которого лицо узнало  либо должно было узнать о нарушении своих прав и законных интересов.

Публикация 14.12.2020 информации об отказе в проведении спорных аукционов не позволяла усомниться в невозможности дальнейшего продолжения аукционов. Само Общество указывает на невозможность подачи заявок при таком статусе аукционов. При этом формальное замечание об отсутствии документа               под наименованием «Извещение» содержания и ясности опубликованной информации с правовой оценки не меняет. Следовательно, Общество, осведомленное об объявлении аукционов и намеревавшееся принять в них участие, с указанного момента могло реализовать право оспаривания, предусмотренное пунктом 21 статьи 78 ЛК РФ, в достаточный тридцатидневный срок.

Кроме того, суды на основе применения положений пункта 19 статьи 78 ЛК РФ отметили, что Министерство как организатор аукциона вправе было отказаться                  от проведения аукционов. Срок такого отказа, установленный пунктом 19 статьи 78 ЛК РФ, соблюден.

При этом ссылки Общества на положения пунктов 6 и 7 статьи 78 ЛК РФ                  не учитывают, что данные нормы касаются случаев (оснований) отказов в проведении лесных аукционов еще на стадии рассмотрения заявления (обращения) о проведении аукциона. Порядок же принятия решения об отказе               от проведения  аукциона после его объявления урегулирован пунктом 19                   статьи 78  ЛК РФ.

В рассматриваемом случае решения об отказе от проведения аукционов направлены в равной степени на всех потенциальных участников и  не создали преимуществ отдельным участникам, при этом  к моменту принятия оспоренных решений ни одна заявка на участие в аукционах еще не поступила.

Министерство, обосновывая отказ от проведения спорных аукционов, сослалось, в частности, на необходимость нового перераспределения лесных ресурсов и соблюдения баланса интересов всех лесопользователей, в том числе теплоснабжающих организаций и населения муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» дровяной древесиной. В свою очередь, Общество не опровергло в нижестоящих судах пояснения Министерства, согласно которым торги по Шенкурскому району проводились в рассматриваемом  периоде  не только по отмененным аукционам. По 4 заявкам Общества  торги  проведены, в указанных аукционах Общество было признано победителем и с ним заключены договоры аренды лесного участка, в настоящее время заявитель осуществляет заготовку древесины по заключенным договорам аренды.

Доводы Общества о неприменимости пункта 19 статьи 78 ЛК РФ к Министерству рассмотрены судами и правомерно отклонены.

Данный вывод следует из положений пунктов 1, 3 и 9 статьи 78 ЛК РФ,              пункта 1 части 1 статьи 5 Закона Архангельской области от 27.06.2007 № 368-19-ОЗ «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений», пунктов 1 и 8 Положения о Министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 04.03.2014 № 92-пп, пунктов 1 и 8 Положения о контрактном агентстве Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 215-пп, Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам и юридическим лицам лесных участков, распоряжение которыми относится к компетенции органов государственной власти Архангельской области, в аренду по результатам аукциона на право заключения договора аренды, утвержденного указом Губернатора Архангельской области от 29.03.2012 № 41-у.

Из анализа указанных норм права вытекает, что к полномочиям Министерства относятся: принятие решения о проведении аукциона, формирование аукционной документации, направление заявки на проведение аукциона в Агентство, отказ о проведения аукциона, заключение договора аренды лесного участка.                                   К полномочиям Агентства относятся полномочия по регистрации запроса заявителя, отказа в допуске к аукциону и проведению аукциона.

Извещения о проведении спорных аукционов в разделе об организаторе аукциона содержат сведения как об Агентстве, так и о Министерстве.

Таким образом, принимая решения об отказе в проведении аукционов и направляя Агентству письма об отмене аукционов, Министерство действовало в рамках предоставленных ему статьей 78 ЛК РФ полномочий.

При таких обстоятельствах решения и действия Министерства                                   не противоречат положениям лесного законодательства. Имущественных требований о взыскании убытков, возникших (согласно позиции Общества как следствие нарушения его прав отменой аукционов) в связи с понесенными расходами на подготовку к аукционам, в настоящем деле не заявлено.

На основании изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.

Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается                     (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации               от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд                   Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 по делу № А05-2356/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лесозаготовитель» - без удовлетворения.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

О.А. Алешкевич

Л.Б. Мунтян