НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Архангельской области от 15.06.2021 № А05-14091/20

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 июня 2021 года

г. Вологда

Дело № А05-14091/2020

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 марта 2021 года по делу № А05-14091/2020,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром энерго»                   (ОГРН 1027739841370, ИНН 7736186950; адрес: 119311, Москва,                           улица Строителей, дом 8, корпус 1; далее – общество)  обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Северному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования                             (ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831; адрес: 163069, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 14; далее – управление) о признании незаконным решения об отказе в возврате сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду от 21.09.2020 № 11, о возложении обязанности возвратить 26 010 руб. 59 коп. излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 марта                 2021 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение управления признано незаконным, на управление возложена обязанность в срок не позднее 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу настоящего решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем совершения действий, направленных на возврат из бюджета 26 010 руб. 59 коп. излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, с управления в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой (с учетом ее дополнения в возражениях на отзыв на апелляционную жалобу), в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что на момент принятия решений о зачете излишне уплаченной суммы плату за негативное воздействие на окружающую среду в распоряжении управления отсутствовала информация о размере фактически исчисленной платы за негативное за негативное воздействие на окружающую среду за 2017, 2018 и 2019 годы соответственно, что не позволяло конкретизировать сумму для зачета. Считает, что судом первой инстанции не принят во внимание подход, сформулированный в Определении Верховного суда Российской Федерации от 11.10.2017 № 305-КГ17-6968, в соответствии с которым составление акта сверки является обязанностью контролирующего органа, от исполнения которой он не вправе отказаться.

Общество в отзыве отклонило доводы жалобы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается в материалах дела, общество обратилось в управление с заявлением от 27.07.2020 № 51-51-07/1347 о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) в размере 28 910 руб. 44 коп.

Решением управления от  21.09.2020 № 11 заявителю со ссылкой на пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) отказано в возврате 26 010 руб. 59 коп. платы за НВОС за 2016 год в связи с истечением срока исковой давности взыскания излишне уплаченной суммы платы за 2016 год.

Не согласившись с указанным решением управления, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Из статьи 16.5 названного Закона следует, что контроль за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.

В силу статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Правительством Российской Федерации постановлением от 13.09.2016 № 913 утверждены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, а постановлением от 03.03.2017 № 255 – Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила                    № 255).

Согласно пункту 36 Правил № 255 сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения названной Федеральной службой соответствующего заявления.

В соответствии с пунктом 48 Правил № 255 решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы принимаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 4 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую сред, утвержденного приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 (далее – Порядок № 334), зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по месту нахождения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на которых лицами, обязанными вносить плату, осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность, и куда данными лицами представляется декларация о плат

Зачет или возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора на основании заявления лица, обязанного вносить плату, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в срок не позднее 3 месяцев с даты получения территориальным органом Росприроднадзора заявления о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы (пункт 5 Порядка № 334).

На основании представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции правильно установил, что истцом в 2016 году исчислены на основании платежной базы 2015 года и внесены авансовые платежи в размере 31 944 руб.:

за выбросы квартальный платеж 23 руб. (уплачен аванс 69 руб.);

за сбросы квартальный платеж 10 189 руб. (уплачен аванс 30 567 руб.);

за отходы квартальный платеж 436 руб. (уплачен аванс 1 308 руб.).

Фактически исчисленная плата за 2016 год составила 7 706,62 руб., в том числе за выбросы 34,90 руб., за сбросы 4 556,41 руб., за отходы 3 115,31 руб.

Таким образом, за 2016 год излишне внесено платы за НВОС в сумме 26 044,69 руб., в том числе за выбросы 34,10 руб., за сбросы                                          26 010,59 руб.

В письме от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194 управление обратило внимание, что при выявлении излишне уплаченных сумм платы лиц, обязанных в соответствии со статьей 16.4 Закона № 7-ФЗ вносить ежеквартальные авансовые платежи, приоритетным является принятие решения о зачете денежных средств в счет платежей будущего периода. Возврат излишне уплаченных сумм платы оформляется только после зачета сумм излишне уплаченной платы в счет погашения задолженности, пеней, начисленных на сумму задолженности. Согласно письму управления от 23.06.2017 № 07-02-05/4244 порядок возврата сумм излишне уплаченной платы за НВОС отсутствовал.

Руководствуясьуказанными разъяснениями управления, общество направило заявление о зачете излишне уплаченных в 2016 году 26 044,69 руб. в счет будущих платежей в 2017 году (письмо от 09.08.2017 № 51-51-07/1730, заявление от 20.07.2017 № 51-51-07/1585).

В ответ на заявление общества от 20.07.2017 № 51-51-07/1585 в письме от 18.08.2017 № 07-02-05/5445 управление сообщило о принятом решении о зачете указанной в заявлении от 20.07.2017 № 51-51-07/1585 суммы в счет уплаты платежей за НВОС за предстоящие периоды, в том числе за 2017 год.

В 2017 году авансовые платежи за НВОС исчислены и уплачены обществом в размере 5 779,98 руб. в том числе:

за выбросы квартальный платеж 8,73 руб. (уплачен аванс 26,19 руб.);

за сбросы квартальный платеж 1 139,10 руб. (уплачен аванс 3 417,30 руб.);

за отходы квартальный платеж 778,83 руб. (уплачен аванс 2 336,49 руб.).

Фактически исчисленная плата за НВОС за 2017 год составила 1 901,82 руб., в том числе за выбросы 35,99 руб.; за сбросы 672,63 руб.; за отходы 1 193,20 руб.

Таким образом, за 2017 год образовались следующие суммы для зачета в счет будущих периодов:

за выбросы 24,30 руб. (26,19 (уплаченные авансы в 2017 году) + 34,10 (сумма зачета за 2016 год) – 35,99 (исчисленная плата за выбросы за 2017 год) = 24,30 руб.);

за сбросы 28 755,26 руб. (3 417,30 (уплаченные авансы в 2017 году) + 26 010,59 (сумма зачета за 2016 год) – 672,63 (исчисленная плата за 2017 год) = 28 755,26 руб.);

за отходы 1 143,29 руб. (2 336,49 (уплаченные авансы в 2017 году) – 1 193,20 = 1 143,29 руб.).

Следовательно, сумма переплаты за 2017 год составила 29 922,85 руб. (с учетом зачета переплаты за 2016 год).

Заявителем в адрес управления направлено заявление от 21.02.2018                              № 51-51-07/359 о зачете излишне уплаченной платы за НВОС за 2017 год, учитывающей переплату за 2016 год, в счет предстоящих платежей, в том числе авансовых, в 2018 году.

В ответ на указанное заявлением управлением письмом от 07.05.2018               № 07-02-05/2853 сообщило обществу о зачете излишне уплаченную сумму в размере 29 922,85 руб. в счет уплаты платежей за НВОС в 2018 году.

Обществом в управление представлены уточненные декларации платы за НВОС за 2016, 2017 годы в части исключения расчета платы за отходы, относящиеся к ТКО (в Северном филиале это «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» и заявление о зачете излишен уплаченных сумм платы за НВОС с учетом исключения платы за размещение ТКО.

В письме от 25.07.2018 № 07-02-05/4645 управление сообщило обществу, что уточненные декларации и заявление общества о зачете излишне уплаченных сумм от 24.04.2018 № 51-51-07/894 не приняты в связи с отсутствием документов, обосновывающих исключение платы за размещение отхода «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» (акты приема-передачи специализированной организацией данного вида отхода).

Этим же письмом управление подтвердило действие решения о зачете излишне уплаченной суммы платы за НВОС, направленное письмом                                от 07.05.2018 № 07-02-05/2853.

В 2018 году авансовые платежи (1/4 от фактически исчисленной платы за предыдущий год) должны были составлять:

квартальный платеж за выбросы 9 руб., всего 27 руб.;

квартальный платеж за сбросы 168,16 руб., всего 504,48 руб.;

квартальный платеж за отходы 298,30 руб., всего 894,90 руб.

С учетом зачета излишне уплаченных сумм платы за предыдущие периоды фактически в 2018 году обществом уплачены авансы:

за выбросы 2,70 руб. (27 – 24,30);

за сбросы 0,00 руб. (504,48 руб. зачтены, остаток зачета составил 28 755,26 – 504,48 = 28 250,78 руб.);

за отходы 298,30 руб. (596,60 руб. зачтены, остаток зачета составил 1 143,29 – 596,48 = 546,69 руб.).

Фактическая плата за НВОС за 2018 год составила за выбросы 35,06 руб., за сбросы 0,00 руб., за отходы 9,74 руб.

Ввиду изложенного суд первой инстанции верно установил, что сумма  переплаты с учетом использования ранее зачтенных сумм переплаты составила 29 086,03 руб., в том числе за сбросы 28 250,78 руб. (28 250,78 – 0), за отходы 835,25 руб. (546,69 + 298,30 – 9,74).

Общество направило в управление декларацию о плате за НВОС за 2018 год и обратилось с заявлением от 05.02.2019 № 51-51-07/224 о зачете 29 086,03 руб. излишне уплаченных сумм платы за НВОС в счет предстоящих платежей за 20119 год (в том числе авансового платежа).

В письме от 14.03.2019 № 07-02-05/1464 управление отказало в проведении сверки расчетов и зачета излишне уплаченных сумм в связи с наличием замечаний по оформлению документов.

Обществом замечания устранены, документы с пояснениями направлены письмом от 03.04.2019 № 51-51-07/644.

Управлением письмом от 30.04.2019 № 07-02-05/2498 запросило от общества дополнительные пояснения и документы в подтверждение платежной базы исчисления платы за НВОС за 2018 год.

В письме от 17.05.2019 № 51-51-07/937 общество представило пояснения по расчету платы за НВОС за 2018 год, а также сообщило, что не оспаривает суммы переплаты с учетом платы за размещение ТКО и принимает излишне уплаченную сумму за НВОС в соответствии с письмом управления от 07.05.2018 № 07-02-05/2853.

Рассмотрев предоставленные обществом пояснения по расчету платы за НВОС, управление в письме от 13.06.2019 № 07-02-05/3313 сообщило обществу о принятом решении о зачете излишне уплаченных сумм платы за НВОС за 2018 год в счет платежей 2019 года, указанных в ранее направленном заявлении от 04.02.2019 (письмо исх. № 51-51-07/224 от 05.02.20219).

Декларация о плате за НВОС за 2018 год с устраненными замечаниями направлена в управление посредством электронного сервиса «Личный кабинет природопользователя» в форме электронного документа.

В 2019 году авансовые платежи (1/4 от фактически исчисленной платы за
предыдущий год) составили:

за выбросы квартальный платеж 8,77 руб., уплачено в 2019 году 26,31 руб.;

за сбросы 0 руб.;

за отходы квартальный платеж 2,44, руб., уплачено 2,44 руб., 4,88 руб. зачтено в счет авансов за 2,3 кв.

Фактическая плата включат в себя плату за выбросы в размере 120,33 руб., плату за сбросы в размере 26,51 руб. и плату за отходы в размере 146,64 руб.

Согласно письму управления от 13.06.2019 № 07-02-05/3313 переплата за НВОС зачтена в счет платежей 2019 года, указанных в ранее направленном заявлении от 05.02.2019 № 51-51-07/224, то есть в сумме 29 086,03 руб.

Таким образом, сумма, подлежащая зачету (возврату) за 2019 год, составила 28 910,44 руб., в том числе за сбросы – 28 224,27 руб. (28 250,78 – 26,51); за отходы – 686,17 руб. (835,25 – 4,88 + 2,44 – 146,64).

Общество представило в управление декларацию о плате за НВОС за 2019 год с подтверждающими расчет документами и пояснительной запиской, на бумажном носителе, на электронном носителе, а также обратилось с заявлением от 14.02.2020 № 51-51-07/261 о проведении совместной сверки расчетов.

По результатам рассмотрения заявления общества о возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС в размере 28 910 руб. 44 коп. ответчиком принято решение от 22.09.2020 № 07-02-03/1841 о возврате излишне уплаченной суммы платы за НВОС в части 2 899,85 руб.

В отношении суммы платы за НВОС в размере 26 010,59 руб. принято оспариваемое решение 21.09.2020 № 11 об отказе в ее возврате заявителю.

Факт наличия переплаты в сумме 26 010 руб. 59 коп. управлением не опровергнут, материалами дела подтвержден и судом первой инстанции верно установлен. Доводы подателя жалобы основаны на позиции о пропуске срока исковой давности при обращении с заявлением о возврате спорной суммы.

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Пунктом 1 статьи 196 ГК РФ установлено, что общий срок исковой давности составляет три года. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Пунктом 1 статьи 203 ГК РФ предусмотрено, что течение срока исковой давности прерывается, в том числе, совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43                        «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом.

Как верно отметил суд первой инстанции, спорная сумма переплаты образовалась ввиду излишнего внесения платы за НВОС за 2016, 2017, 2018, 2019 годы, с учетом использования для зачетов в счет последующих периодов 2017, 2018, 2019 годов.

Таким образом, доводы управления о том, что начало течения срока исковой давности в рассматриваемом случае следует исчислять с даты представления обществом декларации о плате за НВОС за 2016 год, является ошибочным. Фактически с учетом принятых управлением решений о зачете переплат в счет платы за НВОС будущих периодов основания считать свое право нарушенным у заявителя отсутствовали.

Доводы подателя жалобы о необоснованности ссылки суда первой инстанции на признание управлением долга при направлении обществу решений о зачете излишне уплаченных платежей в счет будущего периода, ввиду того, что направление таких решения является обязанностью управления, не опровергают правильность принятого по делу судебного акта.

Названными решениями о зачете управление создавало условия для квалификации спорной суммы не как излишне уплаченной за 2016 год, а как относящейся к исполнению обществом обязанности по внесению платы за НВОС за последующие периоды, что исключало на указанную управлением дату основания считать отсутствие возврата спорной суммы нарушающим права общества.

Таким образом, вывод о пропуске срока исковой давности, заявленный управлением в качестве основания принятия оспариваемого решения об отказе в возврате переплаты, ответчиком не доказан.

Иных оснований для отказа в возврате спорной суммы переплаты в оспариваемом решении управления не приведено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно заключил о том, что требования общества подлежат удовлетворению.

Несогласие управления с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.

Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 марта                    2021 года по делу № А05-14091/2020оставить без изменения, апелляционную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования– без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                      Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                             Е.Н. Болдырева