ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
19 апреля 2021 года | г. Вологда | Дело № А05-12864/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено апреля 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 января 2021 года по делу № А05-12864/2020,
установил:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию «Коношское» в лице администрации муниципального образования «Коношское» (ОГРН 1052918024488, ИНН 2912004704; адрес: 164010, Архангельская область, рабочий поселок Коноша, проспект Октябрьский, дом 19; далее – Администрация) о взыскании 100 000 руб. в связи с допущенной ответчиком просрочкой исполнения плана-графика устранения выявленных нарушений.
Решением суда от 20 января 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. План-график устранения недостатков качества жилья подписан главой муниципального образования «Коношское». Поскольку просрочка допущена Администрацией, а не Архангельской областью, следует применять положения об ответственности в порядке регресса.
Администрация в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 № 173-пп утверждена адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2018 годы» (далее – адресная программа переселения).
Адресная программа переселения реализуется в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ).
В рамках исполнения указанной Программы в соответствии с частью 3.1 статьи 19 Федерального закона № 185-ФЗ заключены следующие соглашения: договор от 28.10.2008 № 72-ЗС между Фондом и Архангельской областью, дополнительное соглашение к нему от 19.08.2014 № 23; договор от 29.07.2013 №5ФП-1-13 между Министерством и муниципальным образованием «Коношское», дополнительные соглашения к нему от 29.07.2013, без даты № 2, от 28.07.2014 № 3, от 10.10.2014 № 4, от 13.07.2015 № 5, от 22.08.2015 № 6.
В целях выработки дополнительных мер, направленных на обеспечение качества предоставляемых жилых помещений гражданам при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, приказом Минстроя России от 01.10.2015 № 709/пр утвержден Порядок рассмотрения обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – Порядок № 709/пр).
Во исполнение приказа Минстроя России от 01.10.2015 № 709/пр постановлением Министерства от 17.11.2015 № 182-п утвержден Порядок рассмотрения обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – Порядок № 182-п), а также создана Региональная комиссия.
Пунктом 12 Порядка № 182-п установлено, что в случае нарушения исполнения планов-графиков без уважительных причин муниципальное образование несет финансовую ответственность в соответствии с соглашением, заключенным между Министерством и муниципальным образованием.
Администрацией допущена просрочка устранения недостатков и строительных дефектов в многоквартирном доме, расположенном по адресу: п. Коноша, ул. Пионерская, д. 100.
В соответствии с планом-графиком, утвержденным и подписанным главой муниципального образования «Коношское», и предоставленным в Фонд, Администрация в срок до 07.07.2018 должна была устранить выявленный Региональной комиссией в ходе проведенной 13.10.2017 выездной комиссионной проверки многоквартирного дома, построенного в рамках адресной программы переселения и расположенного по адресу: п. Коноша, ул. Пионерская, д. 100, недостаток качества жилья, а именно затопление техподполья.
Во исполнение письма Министерства от 26.10.2017 № 203/09-06/9324 Администрацией предоставлен план-график со сроком устранения нарушения до 07.01.2018.
При повторном осмотре данного дома, проведенном 24.01.2018, Региональной комиссией было установлено, что мероприятия по устранению причин затопления техподполья выполнены не в полном объеме, в связи с чем обращение было оставлено на контроле Фонда.
Согласно вновь согласованному плану-графику срок для устранения затопления техподполья установлен до 07.07.2018.
При осмотре дома, расположенного по адресу: п. Коноша, ул. Пионерская, д. 100, проведенном 15.08.2018, Региональной комиссией выявлено наличие воды в подвале, мероприятия по устранению причин затопления и работы по осушению подвала не выполнены.
В ходе выездной комиссионной проверки 30.11.2018 Региональной комиссией установлено, что мероприятия по устранению подтопления техподполья выполнены в полном объеме.
На основании вышеизложенного, правление Фонда пришло к выводу, что Архангельской областью допущена длительная (более чем три месяца) просрочка устранения недостатков и строительных дефектов в многоквартирном доме по адресу: п. Коноша, ул. Пионерская, д. 100.
Решением правления Фонда от 19.10.2018, протокол № 873, принятым в соответствии с частью 5 статьи 23.1 Федерального закона № 185-ФЗ, подпунктом «г» пункта 3 Порядка возврата субъектом Российской Федерации финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда, в случаях, предусмотренных договором между Фондом и субъектом Российской Федерации (в редакции утвержденной правлением Фонда 10.08.2018, протокол № 857), и пунктом 6.5 договора о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда от 28.10.2008 № 72-ЗС (с учетом соглашения от 29.08.2016 № 31), на Архангельскую область возложена обязанность осуществить возврат в Фонд средств финансовой поддержки в размере 100 000 руб. за нарушения, связанные с устранением недостатков качества жилья и строительных дефектов в доме по адресу: п. Коноша, ул. Пионерская, д. 100.
Полагая, что просрочка исполнения плана-графика устранения выявленных нарушений допущена именно Администрацией, Министерство в соответствии с письмом от 20.07.2020 № 203/09-10/5002 обратилось в адрес главы Коношского муниципального района Архангельской области Реутова О.Г. и главы городского поселения «Коношское» Коношского муниципального района Архангельской области Капустинского Б.А. с просьбой осуществить возврат средств в размере 100 000 руб.
Поскольку муниципальное образование «Коношское» в добровольном порядке не обеспечило возврат указанной выше суммы в областной бюджет, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их необоснованными, в удовлетворении иска отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 № 173-пп утверждена адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2018 годы» (далее – адресная программа переселения).
В целях выработки дополнительных мер, направленных на обеспечение качества предоставляемых жилых помещений гражданам при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, приказом Минстроя России от 01.10.2015 № 709/пр утвержден Порядок рассмотрения обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – Порядок № 709/пр).
Во исполнение приказа Минстроя России от 01.10.2015 № 709/пр постановлением Министерства от 17.11.2015 № 182-п утвержден Порядок рассмотрения обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – Порядок № 182-п), а также создана Региональная комиссия.
Пунктом 12 Порядка № 182-п установлено, что в случае нарушения исполнения планов-графиков без уважительных причин муниципальное образование несет финансовую ответственность в соответствии с соглашением, заключенным между Министерством и муниципальным образованием.
Министерством и муниципальным образованием «Коношское» заключен договор от 29.07.2013 № 5ФП-1-13 о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, с дополнительными соглашениями.
Исполнение требований, установленных Порядком № 709/пр и Порядком № 182-п, договором от 29.07.2013 № 5ФП-1-13 не предусмотрено.
Каких-либо иных соглашений, предусматривающих финансовую ответственность муниципального образования в случае нарушения исполнения планов-графиков, Администрацией не заключалось.
В силу положений статьи 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения относится к полномочиям Российской Федерации.
Ответственность за совершение бюджетных нарушений в установленной сфере предусмотрена положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (статьи 306.1, 306.8 БК РФ).
Тогда как порядок и случаи возврата финансовой поддержи, предоставленной за счёт средств Фонда, установлены в статье 23.1 Федерального закона № 185-ФЗ.
Пунктом 3 части 1 статьи 23.1 Федерального закона № 185-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка, предоставленная за счет средств Фонда, подлежит возврату в случае, предусмотренном договором, заключаемым между Фондом и субъектом Российской Федерации в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 185-ФЗ.
Принятие решений о возврате средств Фонда по основаниям и размере, не предусмотренным частями 1 и 3 статьи 23.1 указанного Закона, не допускается.
Более того, как верно отмечено судом, возможность установления иных видов ответственности (в том числе договорной) за нарушение бюджетного законодательства в части правоотношений, возникающих в сфере предоставления межбюджетных трансфертов, за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением нецелевого использования бюджетных средств) Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрена. Субъекты Российской Федерации таким полномочием не наделены.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось. В иске отказано правомерно.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 января 2021 года по делу № А05-12864/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Н. Шадрина |
Судьи | А.Я. Зайцева О.Б. Ралько |