ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
18 марта 2021 года | г. Вологда | Дело № А05-10758/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено марта 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Селивановой Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коряжме Архангельской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 декабря 2020 года по делу № А05-10758/2020,
у с т а н о в и л:
федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 3 Федеральной службы исполнения наказаний (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 165650, <...>; далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коряжме Архангельской области (межрайонному) (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 165650, <...>; далее – управление) о признании недействительным решения от 10.07.2020 № 039S19200005228 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 декабря 2020 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным, на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. Считает, что требование о необходимости корректировки индивидуального лицевого счета в части снятия кода особых условий труда 27-ОС является законным и обоснованным. Указывает на то, что судом первой инстанции к спорным отношениям не применены положения нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления мероприятий по идентификации вредных (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусматривающих проведение специальной оценки условий труда специализированной организацией, а также устанавливающих порядок оспаривания результатов специальной оценки условий труда рабочего места.
Учреждение в отзыве доводы жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, управлением проведена проверка документов страхователя, связанных с назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), по результатам проверки составлен акт от 24.04.2020 № 2.
Согласно акту, управление пришло к выводу о предоставлении учреждением недостоверных сведений в части страхового стажа, дающего право на пенсию по старости (возрасту) в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет за период с 2015 по 2019 годы в отношении 6 застрахованных лиц.
Уведомлением от 29.04.2020 об устранении ошибок и (или) несоответствий между предоставленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, учреждению предложено в течение пяти рабочих дней представить индивидуальные сведения по форме СЗВ-КОРР за 2015 – 2019 годы по соответствующим застрахованным лицам.
Корректирующие сведения в установленный срок учреждением не предоставлены, в связи с чем управлением составлен акт от 03.06.2020 № 039S18200004894 о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением управления от 10.07.2020 № 039S19200005228 учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 3 000 руб. за представление недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 данного Закона в отношении 6 застрахованных лиц.
Не согласившись с решением управления, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В силу абзаца третьего статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Учреждение осуществляет среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.
Штатными расписаниями учреждения предусмотрены следующие должности: директор, заместитель директора по учебно-производственной работе, преподаватель, мастер производственного обучения.
В силу части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу согласно части 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Закону).
Согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 30 Закона досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Исходя из части 2 той же статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании подпункта «к» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее – Список).
Пунктом 4 Списка предусмотрено, что правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются работники общеобразовательных школ воспитательных колоний, а также образовательных учреждений и их учебно-консультационных пунктов (филиалов), которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, замещающие должности директора, заместители директора (заведующего, начальника) по учебно-воспитательной (учебной, воспитательной) работе, мастера производственного обучения, преподаватели.
В соответствии с разъяснением Министерства труда Российской Федерации от 20.05.1994 № 39 «О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня.
Управлением не оспаривается выполнение работниками учреждения в спорные периоды работы, соответствующей по характеру требованиям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 85.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 Закона № 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Закона № 400-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в данной норме соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В силу части 8 статьи 35 Закона № 400-ФЗ положения части 6 статьи 30 настоящего Закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 – 18 части 1 статьи 30 настоящего Закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 НК РФ. При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 – 18 части 1 статьи 30 настоящего Закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Исходя из части 2 статьи 428 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 – 18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).
Дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении работников учреждения, замещавших должности директора, заместителя директора по учебно-производственной работе, мастера производственного обучения, преподавателя в связи с их фактической занятостью на соответствующих видах работ выплачивались в размере, установленном часть 2 статьи 428 НК РФ.
В спорный период характер работы застрахованных лиц не менялся, их постоянная занятость на работах с осужденными управлением не оспорена, в связи с чем работодатель обязан был представлять в Пенсионный фонд в отношении застрахованных лиц соответствующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Возникновение права на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 17 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ поставлено в зависимость от постоянной занятости работника на работах с осужденными.
Как верно отметил суд, то обстоятельство, что по результатам специальной оценки условий труда установлен 2 класс (допустимые условия труда), не является основанием для невключения периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса: 1) тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника; 2) напряженность трудового процесса – показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.
Частью 3 статьи 13 указанного Закона определен перечень исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов производственной среды и трудового процесса.
Согласно пунктам 22, 23 части 3 статьи 13 Закон № 426-ФЗ при определении тяжести трудового процесса подлежат измерению длина пути перемещения груза, мышечное усилие, масса перемещаемых грузов, угол наклона корпуса тела работника и количество наклонов за рабочий день (смену), время удержания груза, количество стереотипных рабочих движений. При определении напряженности трудового процесса проводятся исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов трудового процесса работников, трудовая функция которых заключается в диспетчеризации производственных процессов, управлении транспортными средствами измерению подлежат длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени, число производственных объектов одновременного наблюдения, нагрузка на слуховой анализатор, время активного наблюдения за ходом производственного процесса; трудовая функция которых заключается в обслуживании производственных процессов конвейерного типа - продолжительность выполнения единичной операции, число элементов (приемов), необходимых для реализации единичной операции; трудовая функция которых связана с длительной работой с оптическими приборами и с постоянной нагрузкой на голосовой аппарат.
В силу пункта 1 части 6 статьи 10Закона № 426-ФЗ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховых пенсий по старости.
На основании приведенных правовых норм суд первой инстанции верно заключил, что исследование воздействия на работника постоянной занятости на работах с осужденными Законом № 426-ФЗ при определении оценки условий труда не предусмотрено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, указанный вывод не свидетельствует о переоценке судом первой инстанции результатов специальной оценки условий труда.
Таким образом, поскольку недостоверность представленных заявителем сведений в отношении 6 застрахованных лиц в нарушением статей 65, 200 АПК РФ управлением не доказана, оснований для привлечения учреждения оспариваемым решением к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ не имелось.
Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования учреждения.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 декабря 2020 года по делу № А05-10758/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коряжме Архангельской области (межрайонного) – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Е.Н. Болдырева
Судьи А.Ю. Докшина
Ю.В. Селиванова