236/2023-32987(2)
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2023 года. В полном объёме постановление изготовлено 13 июля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Колтаковой Н.А., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «УЛК» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 марта 2023 года по делу № А05-13090/2022,
у с т а н о в и л:
территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Управление лесничествами (ОГРН 1162901060376; ИНН 2902083136; адрес: 164501, Архангельская обл., Северодвинск, ул. Бойчука, д. 3, оф. 10)
(далее - Управление лесничествами) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний «УЛК» (ОГРН 1112907000898;
ИНН 2922008546; адрес: 165210, Архангельская обл., Устьянский р-н, п. Октябрьский, ул. Заводская, д. 17, оф. 1) (далее – Общество) о возложении обязанности выполнить лесовосстановительные мероприятия (компенсационное лесовосстановление) на площади 60,1 га по договору аренды лесного участка от 12.09.2018 № 2224 в вегетационный период 2023 года в срок до 01.11.2023.
Решением арбитражного суда от 14.03.2023 исковые требования удовлетворены.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в решении суда первой инстанции не указаны доказательства и нормы законодательства на
основании которых им сделаны выводы по делу, также Общество считает что суд неправомерно возложил лишь на ответчика обязанности по лесовосстановлению, так как кроме него имелись и иные лица, осуществляющие лесозаготовку. Полагает, что судом первой инстанцией были применены нормы, не подлежащие применению в данном деле, и в тоже время не применены необходимые, по мнению Общества, нормы лесного и гражданского законодательства.
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
(далее – АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная коллегия считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (арендодатель; далее – Министерство) и общество с ограниченной ответственностью «Устьянская лесоперерабатывающая компания» (арендатор; далее – ООО «УЛК») заключили договор аренды лесного участка от 12.09.2018 № 2224. По этому договору арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 60,13 га, имеющий категорию защитности: защитные леса (леса, расположенные в водоохранных зонах), эксплуатационные леса.
Согласно пункту 1.2 названного договора место нахождения лесного участка – Архангельская область, Пинежский район, Карпогорское лесничество, Карпогорское участковое лесничество, (участок Карпогорское), части кварталов № 90, 91, 101, 102, 113 – 116, 136, 137; вид разрешённого использования лесного участка – строительство, реконструкция, эксплуатация линейного объекта.
Как указано в пункте 1.3 данного договора, лесной участок передаётся арендатору с целью строительства лесовозной автомобильной дороги.
Пунктом 6.1 договора предусмотрено, что срок действия договора устанавливается с 12.09.2018 до 12.08.2019 и составляет 11 месяцев.
По акту приёма-передачи от 12.09.2018 лесной участок передан арендатору в аренду в целях строительства лесовозной дороги.
В соответствии с лесной декларацией от 09.10.2018 № 1 ООО «УЛК» заявило об использовании лесов по договору аренды лесного участка от 12.09.2018 № 1 в период с 19.10.2018 по 31.12.2018 на площади 60,1 га для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта (строительства лесовозной дороги). По заявлению ООО «УЛК» Управление лесничествами уведомлением от 26.12.2018 № 559 продлило срок действия названной декларации на период с 01.01.2019 по 11.08.2019.
В Единый государственный реестр юридических лиц 28.12.2018 внесена запись о прекращении деятельности ООО «УЛК» путём реорганизации в форме присоединения к Обществу. Права и обязанности арендатора по названному договору аренды лесного участка перешли к Обществу.
Согласно отчёту об использовании лесов за октябрь – декабрь 2018 года ООО «УЛК» осуществило рубку лесных насаждений на площади 7,8 га.
В свою очередь, согласно отчёту об использовании лесов за январь – декабрь 2019 года Общество осуществило рубку лесных насаждений на площади 52,3 га.
Ссылаясь на то, что Общество, используя леса на площади 60,1 га, не выполнило установленную законом обязанность по осуществлению мероприятий по лесовосстановлению на той же площади, Управление лесничествами в июне 2022 года направило Обществу претензионное письмо с требованием в срок не позднее 30.09.2022 выполнить в полном объёме мероприятия по лесовосстановлению.
Поскольку Общество в период лесокультурного сезона 2022 года каких-либо мероприятий по компенсационному лесовосстановлению не провело, Управление лесничествами обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
С учётом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ). К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции – лесного комплекса). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со
статьями 81 – 84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со статьёй 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Статьёй 45 ЛК РФ регламентирован порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута).
В силу статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, повреждённые леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
Статьёй 62 ЛК РФ предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений, естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, повреждённых лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Введённой в действие с 01.01.2019 статьёй 63.1 ЛК РФ предусмотрены особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения для отдельных категорий лиц.
Так, частью 1 данной статьи (в редакции, действовавшей до 01.09.2021) установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 указанной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 – 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 07.05.2019 № 566 утвердило Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 – 46 ЛК РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (далее – Правила № 566), устанавливающие порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, в том числе лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 – 46 ЛК РФ, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений.
Согласно пункту 2 Правил № 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с ЛК РФ, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 ЛК РФ, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 ЛК РФ, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 ЛК РФ соответственно.
Пунктом 5 Правил № 566 было предусмотрено, что лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 – 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 данных Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьёй 26 ЛК РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
По смыслу указанных норм ЛК РФ и Правил № 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 – 46 названного Кодекса, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. При этом не имеет правового значения, кто именно осуществил заготовку древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со
статьями 43 – 46 ЛК РФ, поскольку рубка осуществляется в целях освобождения участков от лесных насаждений для строительства (размещения) объектов, указанных в приведённых нормах Кодекса.
С учетом изложенного судом верно указано, что на основании
статьи 63.1 ЛК РФ и пункта 5 Правил № 566 у Общества, осуществившего рубку лесных насаждений в 2018 – 2019 годах на площади 60,1 га по договору от 12.09.2018 № 2224 аренды лесного участка, предоставленного для строительства линейного объекта – лесовозной дороги, возникла обязанность выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на лесном участке (компенсационное лесовосстановление) площадью, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее, чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации. С учётом того, что окончание срока действия лесной декларации от 09.10.2018 № 1 приходится на 11.08.2019, обязанность выполнить компенсационное лесовосстановление должна была быть исполнена ответчиком не позднее 11.08.2020.
В настоящее время действуют Правила лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления, утверждённые приказом Минприроды России от 29.12.2021 № 1024 (далее – Правила № 1024).
В силу пункта 6 Правил № 1024 лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления, в том числе лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43 – 46 ЛК РФ.
Пунктом 3 приложения 2 к Правилам № 1024 предусмотрено, что проект лесовосстановления направляется на согласование в органы государственной власти. Пунктом 9 приложения 2 к Правилам № 1024 установлено, что для проектирования работ по лесовосстановлению производится отвод земель, предназначенных для лесовосстановления, который включает в себя работы по определению геодезических координат (геодезической широты и геодезической долготы) и характерных (поворотных) точек, в том числе с применением глобальных навигационных спутниковых систем (например, GPS, ГЛОНАСС).
Как установлено судом, ответчик доказательств осуществления мероприятий по лесовосстановлению на площади лесного участка, равной площади, использованной по договору аренды лесного участка от 12.09.2019 № 2224, не представил.
Доводы ответчика об отсутствии обязанности по выполнению лесовосстановительных мероприятий (компенсационного восстановления) на площади 60,1 га обоснованно отклонены судом как ошибочные, основанные на неверном толковании норм права.
Поскольку Общество не исполнило возложенную на него законодательством как на лицо, использующее лесной участок в соответствии со статьёй 45 ЛК РФ (для строительства линейного объекта), обязанность по проведению работ по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, Управление лесничествами обоснованно, с учетом положений статьи 12 ГК РФ, заявило исковые требования о возложении на Общество обязанности выполнить лесовосстановительные мероприятия (компенсационное восстановление) на площади 60,1 га по договору аренды лесного участка от 12.09.2018 № 2224.
В порядке статьи 174 АПК РФ суд определил срок для выполнения работ – в вегетационный период 2023 года, до 01.11.2023
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и приведенные ими доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и
иные выводы, правовые основания для которых у апелляционного суда отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, апелляционная инстанция не усматривает правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционных жалоб расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на их подателей.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 марта 2023 года по делу № А05-13090/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «УЛК» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд
Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Н.А. Колтакова
Судьи А.Я. Зайцева
О.Б. Ралько
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 02.03.2023 10:43:00
Кому выдана Ралько Ольга Богдановна
Электронная подпись сформирована некорректно. Подпись не соответствует файлу или подписанный файл был изменён
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 12.04.2023 8:42:00
Кому выдана Колтакова Наталия Александровна
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 03.03.2023 2:37:00
Кому выдана Зайцева Алена Яковлевна