ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
12 октября 2020 года | г. Вологда | Дело № А05-1798/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2020 года .
В полном объёме постановление изготовлено октября 2020 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.
при участии от акционерного общества «Управление отходами» Пиляевой А.П. по доверенности от 10.09.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества «Управление отходами» и Правительства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 августа 2020 года по делу № А05-1798/2020,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Управление отходами» (адрес: 117447, Москва, улица Черёмушкинская Б., дом 13, строение 4, этаж 2, помещение II, комнаты 1,3,4; ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149, далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (адрес: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111, далее – Министерство природных ресурсов), Министерству имущественных отношений Архангельской области (адрес: 163004, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49; ОГРН 1022900540167, ИНН 2901025815, далее – Министерство имущественных отношений) со следующими требованиями:
- расторгнуть концессионное соглашение от 31.10.2013 в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Архангельской области, заключенное между акционерным обществом «Управление отходами» и Архангельской областью в лице Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области;
- взыскать с Архангельской области в лице Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области 14 519 250 руб. 25 коп. расходов, понесенных в связи с исполнением концессионного соглашения, в том числе 3 440 893 руб. 75 коп. за выполненные инженерно-геодезические изыскания по договору генерального подряда от 15.12.2015 № 31502872287, 1 880 485 руб. арендной платы, внесенной по договорам аренды за 2015- 2019 годы, 4 908 000 руб. платежей за страхование гражданской ответственности, 4 282 244 руб. 39 коп. расходов в виде выплаты заработной платы и отчислений с нее в связи с принятием на работу для реализации концессионного проекта Максимова И.В.
- расторгнуть договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, № 9/15 от 15.09.2015, № 6/15 от 15.09.2015, № 8/15 от 15.09.2015, заключенные между акционерным обществом «Управление отходами» и министерством имущественных отношений Архангельской области (с учетом уточнения состава лиц, участвующих в деле, и исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Архангельской области (далее – Правительство).
Решением суда от 03 августа 2020 года исковые требования удовлетворены частично. Судом расторгнуто концессионное соглашение от 31.10.2013 в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Архангельской области, заключенное между акционерным обществом «Управление отходами» и Архангельской областью в лице Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. Расторгнуты договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, № 9/15 от 15.09.2015, № 6/15 от 15.09.2015, № 8/15 от 15.09.2015, заключенные между акционерным обществом «Управление отходами» и Министерством имущественных отношений Архангельской области. С Архангельской области в лице Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области за счет казны Архангельской области в пользу акционерного общества «Управление отходами» взыскано 10 237 005 руб. 86 коп. в возмещение расходов, понесенных на создание объекта концессионного соглашения. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Общество и Правительство с решением суда не согласились и обратились с апелляционными жалобами.
Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что расходы на оплату труда персонала являются административными расходами и учитываются при расчете тарифа в соответствии с пунктом 32, 42 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484. Поскольку концессионное соглашение досрочно расторгнуто указанные расходы не будут возмещены за счет получения выручки от оказания услуг по тарифам.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Правительство в апелляционной жалобе просит обжалуемое решение суда отменить в части взыскания расходов на создание объекта концессионного соглашения. В обоснование доводов жалобы ссылается на следующее. Истцом не представлено экспертное заключение на результаты инженерных изысканий. Договор страхования заключен концессионером на условиях, отличных от условий, установленных концессионным соглашением. Риски, понесенные в связи с этим, не подлежат компенсации концедентом.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу Правительства просит в ее удовлетворении отказать.
Министерство имущественных отношений в отзывах на жалобы просит Обществу в удовлетворении жалобы отказать, апелляционную жалобу Правительства удовлетворить.
Министерство природных ресурсов в отзыве на апелляционную жалобу поддержало доводы, изложенные Правительством. Дополнительно заявило возражения в отношении взыскания с Министерства природных ресурсов 1880 485 руб. арендной платы, внесенной по договорам аренды за 2015- 2019, ввиду того что арендодателем по договорам №9/15, №6/15 №8/15 являлось Министерство имущественных отношений.
Правительство в отзыве на апелляционную жалобу Общества просит отказать в удовлетворении жалобы Общества.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 31.10.2013 между Архангельской областью, от имени которой действовало Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области (правопредшественник Министерства природных ресурсов) и Обществом заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Архангельской области (далее - Соглашение).
По условиям пункту 2.1 Соглашения Общество (концессионер) принимает на себя обязательства обеспечить на территории Архангельской области проектирование, строительство и эксплуатацию Объекта концессионного соглашения - системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, предназначенной для переработки (захоронения) твердых бытовых отходов суммарным объемом не менее 220 000 тонн в год, состоящей из не менее чем одного полигона твердых бытовых отходов мощностью не менее 132 000 тонн в год (с размещением на его территории одного мусороперерабатывающего комплекса мощностью не менее 200 000 тонн в год), а также трех мусороперегрузочных станций (суммарный объем перегрузки твердых бытовых отходов не менее 220 000 тонн в год) с привлечением инвестиций в размере не менее 818 000 000 руб.
В соответствии с пунктом 2.3 Соглашения концедент (Архангельская область) обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования Объектом концессионного соглашения, а также права на земельные участки в порядке, на условиях и в сроки, предусмотренные в разделе V соглашения.
Согласно пункту 3.1 Соглашения объектом концессионного соглашения является система коммунальной инфраструктуры - межмуниципальная системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в составе: один полигон твердых бытовых отходов (с размещением на его территории мусороперерабатывающего комплекса) и трех мусороперегрузочных станций, подлежащих созданию (проектированию и строительству) и последующей эксплуатации.
Сведения о составе и описание объекта концессионного соглашения, в том числе его технико-экономические показатели приведены в приложении 1 к соглашению.
Согласно пункту 5.1 Соглашения для размещения объекта концессионного соглашения концедент предоставляет концессионеру в аренду земельные участки, описание которых приведено в приложении 5 к договору.
Предоставляемые земельные участки должны быть сформированы, в частности, иметь надлежащую категорию и вид разрешенного использования, в отношении них должен быть проведен кадастровый учет, право собственности на земельные участки зарегистрировано за концедентом в установленном порядке.
В соответствии с приложением 5 предоставляемые в аренду земельные участки должны отвечать следующим требованиям:
а) площадь земельного участка для размещения полигона твердых бытовых отходов - не менее 30 гектаров;
б) удаление земельного участка для размещения полигона бытовых отходов от города Архангельска, Северодвинска и Новодвинска - не более 35 километров;
в) площадь каждого земельного участка для строительства мусороперегрузочных станций в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске - не менее 0,5 гектаров;
г), д) земельные участки должны располагаться на землях промышленности, энергетики, транспорта связи и иметь вид разрешенного использования в соответствии с планируемой деятельностью.
Земельный участок для строительства полигона твердых бытовых отходов должен быть расположен в Приморском районе Архангельской области.
Земельный участок для строительства мусороперегрузочной станции в г. Архангельске расположен в районе существующего предприятия ООО «АМПК» по адресу: г. Архангельск, шестой проезд, Кузнечихинский промузел, строение 8.
Земельный участок для строительства мусороперегрузочной станции в г. Северодвинске расположен в районе существующего полигона твердых бытовых отходов: г. Северодвинск Архангельской области, Грузовой проезд (строение 8).
Земельный участок для строительства мусороперегрузочной станции в г. Новодвинске расположен в районе существующего полигона твердых бытовых отходов г. Новодвинска.
Согласно пункту 5.2.3 Соглашения концедент обязуется заключить договор аренды земельных участков не позднее чем через 90 рабочих дней со дня оформления права собственности Архангельской области на данные земельные участки. При этом в срок не позднее 01 июня 2014 года концедент должен осуществить мероприятия, необходимые для выделения, формирования, кадастрового учета земельных участков.
Согласно пункту 5.2.5 Соглашения концедент считается исполнившим свои обязательства по предоставлению земельных участков с даты подписания сторонами последнего из актов приема-передачи земельных участков.
Во исполнение Соглашения Обществом и Министерством имущественных отношений Архангельской области 15.09.2015 заключены договоры аренды земельных участков, а именно:
- № 6/15 в отношении земельного участка площадью 2 га с кадастровым номером 29:26:010501:3582 местоположением примерно в 1180 метрах по направлению на юго-восток от ориентира - жилой дом по ул. Южная, 19 в г. Новодвинске для строительства мусороперегрузочной станции в г. Новодвинске;
- № 7/15 в отношении земельного участка площадью 80, 09 га с кадастровым номером 29:16:071201:150 местоположением: Архангельская область, Приморский район, МО «Уемское» для строительства полигона для захоронения отходов для нужд муниципального образования «Город Архангельск»;
- № 8/15 в отношении земельного участка площадью 1,45 га с кадастровым номером 29:22:040214:107 местоположением г. Архангельск, Октябрьский территориальный округ , по Шестому проезду (Кузнечихинский промузел) для строительства комплекса здания и сооружения, предназначенных для приема и перегрузки ТБО;
- № 9/15 в отношении земельного участка площадью 0,5 га с кадастровым номером 29:28:109300: 442 местоположением: г. Северодвинск, Грузовой проезд, д.8 примерно в 170 метрах по направлению на юго-восток.
Как указано в пункте 2.1 договоров, договоры аренды заключены на период срока действия концессионного соглашения, право собственности Архангельской области на вышеуказанные земельные участки зарегистрировано в установленном порядке.
В соответствии с разделом 12 конкурсной документации на право заключения Соглашения одним из способов обеспечения исполнения концессионером обязательств по Соглашению являлось страхование риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по соглашению.
Победитель конкурса был обязан представить Организатору конкурса документы, подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по Соглашению за 2 дня до истечения срока подписания Соглашения.
Документ об обеспечении ответственности концессионера вступает в силу с даты заключения Соглашения и действует до полного исполнения концессионером обязательств по созданию объекта концессионного соглашения.
Обязательства по обеспечению исполнения обязательств по Соглашению также отражены в пункте 13.6 соглашения.
Общество и ОАО «СОГАЗ» 01.12.2014 заключили договор № 14GL0626 страхования своего риска гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по концессионному соглашению (том 1, листы 163-174).
Согласно пункту 4.1 договора размер страховой премии составляет 4 908 000 руб.
Также, Общество 15.12.2015 как заказчик заключило с ООО «Строительная Компания «Гидрокор» договор генерального подряда № 31502872287 (том 1, листы 109-133), по условиям которого Общество поручило генподрячику выполнить разработку Проектной документации по объекту: «Межмуниципальная система переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Архангельской области» на отведенных земельных участка: а) с площадью не менее 80 га - для размещения полигона твердых коммунальных отходов б) с площадью не менее 1,5 га для размещения мусороперерабатывающего комплекса, в) с площадью не менее 2,0 га для строительства каждой мусороперегрузочной станций.
Согласно пункту 1.2 договора генподряда наименование и содержание работ определено в Техническом задании (приложение 1).
Как следует из Технического задания к договору генподряда, Общество поручило генподрядчику, в частности, выполнить по каждому из проектируемых объектов в составе в соответствии с требованиями строительных правил и нормативно-правовых актов комплексные инженерные изыскания, в том числе инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические и гидрологические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания и инженерно-экологические изыскания.
20.10.2015 в адрес Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса поступило письмо ООО «Газпром Трансгаз Ухта» от 13.10.2015 (том 2, лист 53), в котором, рассмотрев запрос о согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 29:16:071201:150 площадью 80, 09 га на территории Приморского района, МО «Уемское» для размещения полигона складирования ТКО, ООО «Газпром Трансгаз Ухта» отказало в согласовании предоставления названного земельного участка, предложив переместить место размещения на северо-запад за пределы зоны минимальных расстояний ГРС Архангельск.
Как указано в письме, предлагаемым вариантом размещения полигона не соблюдены минимальные расстояния до расположенных в непосредственной близости ГРС Архангельск и газопровода - отвода к ней.
Кроме того в связи с планированием переезда через газопровод - отвод для доставки отходов к участку полигона может потребоваться переукладка участка газопровода.
Общество обратилось к Министерству природных ресурсов и Правительству с письмом от 21.01.2016 (том 2, листы 55-56), в котором указало, что при проведении проектных изысканий по земельному участку с кадастровым номером 29:16:071201:150, предназначенному для размещения полигона, выявлено следующее:
земельный участок находится в защитной полосе аэропорта Талаги;
отсутствует подъездная дорога к полигону, позволяющая движение мусоровозов до 200 машин в сутки, а имеющаяся дорога не входит в границы предоставленного земельного участка;
отсутствует мост через реку Юрас для проезда длинномерной большегрузной техники.
В указанном письме Общество сообщило о невозможности использования для размещения полигона на земельном участке с кадастровым номером 29:16:071201:150 и просило рассмотреть возможность выделения иного земельного участка, например, земельного участка рядом с действующим полигоном г. Новодвинск.
В письме от 26.02.2016 № 38 (том 2, листы 57-58), адресованном Министерству природных ресурсов, в письме от 15.03.2016 № 50 (том 2, листы 59-60) Общество, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, предложило расторгнуть договор аренды № 7/15 от 15.09.2015 в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:16:071201:150.
Уведомлением от 17.11.2016 (том 2, листы 63-64) Общество потребовало расторгнуть договор аренды № 7/15 от 15.09.2015 земельного участка с кадастровым номером 29:16:071201:150 как непригодного для размещения полигона ввиду его нахождения в 6 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта Талаги, что было выявлено при проведении проектных изысканий.
Письмом от 16.01.2017 № 36 (том 2, лист 54) Архангельское межрегиональное территориальное управление Росавиации отказало в согласовании размещения полигона ТБО на земельном участке с кадастровым номером 29:16:071201:150, сославшись на запрет авиационными правилами размещения в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км объектов выбросов (размещения) отходов, животноводческих ферм, скотобойни и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.
26.01.2017 состоялось совещание с участием представителей Общества, Правительства Архангельской области, Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, Министерства имущественных отношений Архангельской области и других заинтересованных лиц по вопросам реализации концессионного соглашения.
Как следует из Протокола от 26.01.2017 (том 2, листы 67- 74), на совещании обсуждались вопросы о расторжении договора аренды № 7/15 от 15.09.2015 и необходимости подбора иного земельного участка для размещения полигона ТБО, в частности, о возможности предоставления для размещения полигона другого земельного участка, расположенного в границах муниципального образования «Северодвинск» в районе железнодорожной станции Рикасиха на территории кадастрового квартала 29:28:605001. На момент обсуждения последний земельный участок находился в постоянном бессрочном пользовании Министерства обороны, на нем располагались неучтенные объекты незавершенного строительства, требовался перевод земельного участка в собственность муниципального образования «Северодвинск», изменение целевого назначения земельного участка путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки, а затем передача в собственность Архангельской области для заключения договора аренды с Обществом.
По итогам совещания были приняты решения о расторжении договора аренды № 7/15 от 15.09.2015 и проведении мероприятий, направленных на предоставление иного земельного участка, расположенного в границах муниципального образования «Северодвинск» на территории кадастрового квартала 29:28:605001.
11.07.2017 Обществом и Министерством имущественных отношений подписано соглашение от 01.06.2017 (том 2, лист 6) о расторжении договора № 7/15 от 15.09.2015 аренды земельного участка с кадастровым номером 29:16:071201:150.
Письмом от 30.05.2018 № 02-29/20 (том 2, листы 77-78) до сведения Общества была доведена информация о том, что обращения в адрес главы Северодвинска о формировании испрашиваемого земельного участка отклонены в связи с многочисленными обращениями жителей г. Северодвинска об использовании территории для отдыха, сбора грибов, ягод.
Постановлением главы Северодвинска № 18 01.06.2018 были объявлены публичные слушания по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, в том числе местом проведения слушаний определен остановочный пункт железнодорожного транспорта станция Рикасиха.
Как следует из ответа администрации Северодвинска от 21.07.2020 № 04-06-01/5150, на основании постановления от 01.06.2018 № 18 было проведено 12 очных собраний публичных слушаний, решение о внесении в Правила землепользования и застройки изменений, допускающих размещение на территории кадастрового квартала 29?28:605001 полигона ТКО, принято не было.
Общество обратилось к Министерству природных ресурсов, Министерству имущественных отношений и Правительству с письмом от 17.12.2018 (том 2, листы 141-144) с требованием о расторжении концессионного соглашения, договоров аренды и возмещении убытков, понесенных на создание объекта концессионного соглашения (в том числе внесенная арендная плата за земельные участки, расходы на проведение изыскательских работ, расходы на оплату труда привлеченного специалиста и связанные с оплатой труда обязательные отчисления, расходы на страхование), в обоснование которого сослалось на то, что Обществу предоставлены земельные участки под мусороперегрузочные станции, однако земельный участок под создание основного объекта - полигона ТБО до настоящего времени не предоставлен, разумные сроки предоставления земельного участка затянуты.
Письмом от 18.01.2019 № 204-12/621 (том 2, листы 145-146) Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса отказало в расторжении соглашения, сославшись на то, что обязательства концедента по предоставлению земельных участков были выполнены надлежащим образом путем заключения договоров аренды от 15.09.2015, а соглашение от 01.06.2017 о расторжении договора аренды № 7/15 от 15.09.2015 пописано по инициативе концессионера.
Общество направило в адрес Министерства природных ресурсов, Министерства имущественных отношений и Правительства повторное требование от 18.08.2019 № 231/19 (том 1, листы 98-102) о расторжении с 01.07.2019 концессионного соглашения и договоров аренды, сославшись на неисполнение в разумные сроки обязательства по предоставлению земельного участка для размещения полигона, потребовало возместить понесенные Обществом расходы. К обращению от 19.08.2019 приложен проект соглашения от 15.08.2019 о расторжении концессионного соглашения, расчет расходов, понесенных в целях реализации концессионного соглашения.
Министерство природных ресурсов в письме от 16.09.2019 (том 1, листы 107-108), Министерство имущественных отношений в письме от 02.10.2019 (том 2, лист 33) отказали в расторжении концессионного соглашения.
Министерство имущественных отношений также указало в своем ответе, что расторжение договоров аренды № 6/15, № 8/15 и № 9/15 от 15.09.2015 может быть осуществлено только после расторжения концессионного соглашения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил частично.
Апелляционная инстанция полагает, что решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ) концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.
Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концедентом являются невыполнение в установленный срок обязанности по передаче концессионеру объекта концессионного соглашения;
передача концессионеру объекта концессионного соглашения, не соответствующего условиям концессионного соглашения (в том числе описанию, технико-экономическим показателям, назначению объекта концессионного соглашения), в случае, если такое несоответствие выявлено в течение одного года с момента подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи объекта концессионного соглашения, не могло быть выявлено при его передаче концессионеру и возникло по вине концедента; невыполнение принятых на себя концедентом обязательств по его расходам на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или выплате платы концедента по концессионному соглашению.
В обоснование иска Общество указало, что расторжение Соглашения инициировано истцом в связи с нарушение порядка и сроков заключения договоров аренды земельных участков (подпункт «а» пункта 16.4. соглашения), а также на основании подпункта «б» пункта 16.4 Соглашения, согласно которому к существенным нарушениям условий соглашения концедентом относится нарушение требований к земельному участку, предусмотренных соглашением (а именно, требований к площади участка, сроку использования, категории земель, разрешенному использованию).
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что размещение полигона на земельном участке, изначально предоставленном истцу по договору аренды №7/15 от 15.09.2015, оказалось невозможным ввиду отказа в согласовании такого размещения ООО «ООО «Газпром Трансгаз Ухта» и Архангельским МТУ Росавиации.
Договор аренды № 7/15 от 15.09.2015 расторгнут.
Несмотря на принимавшиеся попытки подобрать на замену иной земельный участок для размещения полигона, такой земельный участок подобран не был; реальной возможности подобрать подходящий участок в настоящее время и в определенном будущем не имеется.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для расторжения концессионного соглашения на основании подпункта «а» пункта 16.4.
Согласно пункту 5.9. Соглашения прекращение настоящего соглашения влечет прекращение договоров аренды земельных участков.
Поскольку аренда земельных участков по договорам № 5/19, № 8/15 и № 9/15 от 15.09.2015 не имеет правовых оснований и экономической целесообразности в отсутствие действующего концессионного соглашения, суд принял решение о расторжении указанных договоров аренды.
В части расторжения Соглашения и договоров аренды решение суда не обжалуется.
В отношении требования Общества о взыскании расходов на создание объекта концессионного соглашения в сумме 14 519 250 руб. 25 коп. расходов суд установил следующее.
Согласно части 5 статьи 15 Закона №115-ФЗ в случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, за исключением понесенных концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.
Согласно пункту 17.5 Соглашения порядок расчета возмещаемых расходов установлен в приложении № 8 к соглашению (том 1, листы 80-82).
В приложении № 8 к соглашению отражено, что случае досрочного расторжения соглашения по основаниям, предусмотренным соглашением, концессионер вправе потребовать от концедента возмещения документально подтвержденных расходов на создание объектов концессионного соглашения в соответствии с проектной документацией, а также расходов, связанных с оказанием услуг по утилизации твердых бытовых отходов, по тарифам в сфере коммунальной инфраструктуры и подлежащих возмещению, но не возмещенных на момент досрочного расторжения соглашения.
Размер расходов концессионера, подлежащих возмещению концедентом, рассчитывается по формуле: В= ОИф + ЭРТБОф - Дф, где ОИф - фактически произведенные, документально подтвержденные инвестиционные затраты, включая расходы, связанные с привлечением и обслуживанием заемных средств, в том числе:
строительство (создание), включая расходы по организации подготовки документов, необходимых для реализации проекта, расходы на подготовку рабочей проектной документации;
комиссии, сборы и другие платежи в местный и федеральный бюджеты, уплачиваемые в ходе организации проектирования, строительства, регистрации и других мероприятий в целях реализации проекта;
расходы по приобретению строительных материалов, оборудования, оплата услуг подрядных организаций;
административные и управленческие расходы в период строительства (расходы на заработную плату управленческого персонала, сопутствующие налоги, коммунальные расходы);
финансовые издержки (расходы на страхование, расходы, связанные с организацией финансирования);
ЭРТБОф - фактически произведенные эксплуатационные расходы за весь период эксплуатации объекта концессионного соглашения, Дф - фактически полученные доходы от эксплуатации объекта концессионного соглашения.
Обществом в качестве расходов заявлены следующие позиции:
3 440 893 руб. 75 коп. – расходы за выполненные инженерно-геодезические изыскания по договору генерального подряда от 15.12.2015 №31502872287;
1 880 485 руб. - расходы по внесению арендной платы за период с 2015- 2019 годы;
4 908 000 руб. – расходы на страхование гражданской ответственности;
4 282 244 руб. 39 коп. - расходы на выплату заработной платы и отчислений с нее в связи с принятием на работу для реализации концессионного проекта Максимова И.В.
Судом установлено и ответчиками не отрицалось, что истец не приступил к непосредственному строительству и эксплуатации объекта концессионного соглашения, однако понес расходы на подготовку проектной документации.
Так, 15.12.2015 Обществом был заключен договор с ООО «Строительная Компания «Гидрокор» на разработку Проектной документации по объекту: «Межмуниципальная система переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Архангельской области» на отведенных земельных участка: а) с площадью не менее 80 га - для размещения полигона твердых коммунальных отходов б) с площадью не менее 1,5 га для размещения мусороперерабатывающего комплекса, в) с площадью не менее 2,0 га для строительства каждой мусороперегрузочной станций.
Согласно техническому заданию к договору Общество поручило генподрядчику, в частности, выполнить по каждому из проектируемых объектов в составе в соответствии с требованиями строительных правил и нормативно-правовых актов комплексные инженерные изыскания, в том числе инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические и гидрологические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания и инженерно-экологические изыскания.
По платежному поручению №1973 от 24.12.205 (том 1, лист 162) Общество перечислило генподрядчику аванс в сумме 8 609 280 руб.
В дальнейшем, Общество обратилось к генподрядчику с письмом от 29.12.2015, в котором просило приостановить действие договора генподряда в связи с необходимостью пересмотра формата реализации Соглашения; все выполненные по состоянию на 29.12.2015 работы Общество просило довести до промежуточного результата и запроцентовать по актам выполнения работ.
Между Обществом и генподрядчиком подписаны акты выполненных работ на общую сумму 4 060 254 руб. 62 коп. с НДС ( без НДС -3 440 893 руб. 75 коп.). Согласно указанным актам генподрядчиком выполнены инженерно-геодезические изыскания. Результаты работ оформлены в технических отчетах, которые представлены в материалы дела (том 3).
Письмом от 28.08.2019 (том 2, лист 147) Общество сообщило генподрядчику об отказе от договора генподряда в связи с тем, что приняло решение о нецелесообразности дальнейшей реализации проекта на территории Архангельской области.
Доводы ответчиков и Правительства о том, что данные расходы являлись инициативой истца, необходимости в их несении не имелось, правомерно отклонены судом первой инстанции с учетом положений пунктов 2.1, 3.1, подпунктов «а», «б» пункта 4.1. Соглашения.
Факт того, что исполнение договора генподряда было приостановлено Обществом по обстоятельствам, связанным с отказом в согласовании размещения на земельном участке с кадастровым номером 29:16:071201:150 полигона, то есть обстоятельствами, за которые отвечает концедент, стороны в процессе рассмотрения дела не оспаривали.
Поскольку выполненные Обществом инженерно-геодезические изыскания относятся к расходам по организации подготовки документов, необходимых для реализации проекта ( приложение №8 к Соглашению) иск в данной части удовлетворен судом первой инстанции правомерно.
Также, Обществом заявлены к возмещению расходы на страхование гражданской ответственности в сумме 4 908 000 руб.
Страхование гражданской ответственности осуществлено Обществом в соответствии с разделом 12 конкурсной документации на право заключения Соглашения и положениями пункта 13.6 концессионного соглашения.
Как уже указывалось ранее, 01.12.2014 Общество заключило с ОАО «СОГАЗ» договор №14GL0626 страхования своего риска гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по концессионному соглашению.
Согласно пункту 1.3. договора страхования объектом страхования являются имущественные интересы страхователя (Общества), связанные с его обязанностью возместить убытки, причиненные концеденту неисполнением или ненадлежащим исполнением концессионного соглашения.
Имущественная ответственность страхователя застрахована на сумму 818 000 000 руб., что равно величине его обязательств по инвестированию в создание объекта концессионного соглашения; размер страховой премии составил 4 908 000 руб.; указанная сумма внесена Обществом по платежным поручениям № 38 от 21.01.2015, №1003 от 28.08.2015, №1967 от 22.09.2016 и №1674 от 29.08.2017.
В соответствии с разделом 12 конкурсной документации Победитель конкурса был обязан представить Организатору конкурса документы, подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по Соглашению за 2 дня до истечения срока подписания Соглашения. Документ об обеспечении ответственности концессионера вступает в силу с даты заключения Соглашения и действует до полного исполнения концессионером обязательств по созданию объекта концессионного соглашения.
Согласно пункту 5.1. договора страхования договор страхования вступает в силу с 01.12.2014 и действует до 28.10.2017, страхование по договору распространяется на страховые случаи, произошедшие в период с 29.10.2013 по 28.10.2017.
Поскольку страхование гражданской ответственности было предусмотрено концессионным соглашением как обязательство истца; Приложением №8 к соглашению установлено, что в состав возмещаемых концессионеру расходов в случае досрочного расторжения соглашения включаются, в том числе и расходы на страхование, требование о взыскании 4 908 000 руб. платежей за страхование гражданской ответственности удовлетворено правомерно.
Также, в Приложении №8 к соглашению отражено, что в состав расходов Общества подлежащих возмещению концедентом относятся платежи в местный и федеральный бюджеты, уплачиваемые в ходе организации проектирования, строительства, регистрации и других мероприятий в целях реализации проекта.
Материалами дела установлено, что до момента расторжения Соглашения и договоров аренды Общество внесло в качестве арендной платы 1 880 485 руб.; при этом, пользование земельными участками по договорам аренды №6/15, №8/15 и №9/15 истец не осуществлял, ввиду отсутствия основного земельного участка, предназначенного для размещения полигона, который так и не был предоставлен.
Данный факт ответчики не оспаривали.
При указанных обстоятельствах данные требования Общества также удовлетворены судом правомерно.
При этом, с учетом положений отраженных в приложении №8 к Соглашению, все заявленные и удовлетворенные судом расходы верно отнесены на концедента – Архангельскую область в лице Министерства природных ресурсов.
В части отказа в удовлетворении требования Общества о взыскании 4 282 244 руб. 39 коп. расходов в виде выплаты заработной платы и отчислений с нее в бюджет и внебюджетные фонды в связи с принятием на работу для реализации концессионного проекта Максимова И.В. суд апелляционной инстанции с решением суда согласен.
Так, судом установлено, что трудовой договор с Максимовым И.В. заключен Обществом 12.05.2015.
Согласно трудовому договору Максимов И.В. принят на должность руководителя региональных проектов для выполнения следующих должностных обязанностей: 1) полное руководство строительным проектом, 2) получение необходимой разрешительной документацией по проекту, взаимодействие с согласующими органами, 3) подготовка смет и бюджета проекта, составление и согласование графика производства работ, 4) взаимодействие с подрядными организациями, контроль сроков и качества выполнения работ, соответствия утвержденной проектно-сметной документации 5) выделение ключевых проектных точек, ведение и контроль всех этапов строительства, 6) планирование, организация, выполнение работ на строительном объекте в соответствии с проектной документацией, 7) контроль и ведение документооборота (договоры, сметы, формы КС), 8) подготовка исполнительной документации по выполненным работам, 9) ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно справке от 19.08.2019 №212/19 (том 1, лист 179) работнику Максимову И.В. за период с 2015 по 2018 годы выплачена заработная плата и произведены обязательные отчисления с нее в общем размере 4 282 244 руб. 39 коп.
Судом установлено, что Максимов И.В. контактировал с органами государственной власти по вопросам, связанным с предоставлением земельных участков; участвовал в совещании, состоявшемся 26.01.2017, наряду с генеральным директором Общества Бесшаповым П.Е., то есть осуществлял представительские функции.
Вместе с тем, исходя из пункта 1 приложения №8 к концессионному соглашению в размер расходов, подлежащих возмещению концедентом в случае досрочного расторжения соглашения, входят фактически произведенные затраты концессионера, в частности, административные и управленческие расходы в период строительства (расходы на заработную плату управленческого персонала, сопутствующие налоги, коммунальные расходы).
Поскольку к стадии строительства объекта концессионного соглашения Общество не приступило, проведение работ закончилось на стадии инженерных изысканий, правовых оснований для взыскания с концедента 4 282 244 руб. 39 коп. расходов на выплату заработной платы Максимову И.В. не имелось.
По существу, доводы заявителей апелляционных жалоб повторяют позицию истца и Правительства при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права. Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 августа 2020 года по делу № А05-1798/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы акционерного общества «Управление отходами» и Правительства Архангельской области – без удовлетворения.
Возвратить Правительству Архангельской области (ОГРН 1032900016016, ИНН 2901116205, адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49) из федерального бюджета 3000 руб., уплаченных по платежному поручению от 26.08.2020 № 27072.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Н. Шадрина |
Судьи | Ю.В. Зорина А.В. Романова |