101/2023-15603(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: председательствующего судьи Гребенщикова С.И.
судей Бурловой-Ульяновой М.Ю., Новиковой С.Н.
при участии:
от ООО «Аварийно-восстановительная компания»: ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2023 (до перерыва)
от остальных участвующих в деле лиц: представители не явились
рассмотрев в проведенном с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аварийно-восстановительная компания»
на решение от 20.01.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023
по делу № А04-8576/2022 Арбитражного суда Амурской области
по иску администрации города Благовещенска
к обществу с ограниченной ответственностью «Аварийно-восстановительная компания»
третьи лица: ФИО2, ФИО3, ФИО4
о понуждении к совершению определенных действий
Администрация города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015, адрес: 675004, г. Благовещенск, ул. Ленина, 133-309; далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской
области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Аварийно-восстановительная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675004, <...>; далее – ООО «АВК», общество, ответчик) о понуждении привести знаки адресации на многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, по адресам: <...>, д. 130, в соответствие с Правилами благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской думы от 18.07.2019 № 58/70.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены председатели советов многоквартирных домов (МКД) – ФИО2, ФИО3, ФИО4.
Решением суда от 20.01.2023, оставленным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 без изменения,
требования администрации удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ООО «АВК» выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами и считает, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, не исследованы и не оценены все представленные ответчиком доказательства, в связи с чем необоснованно удовлетворены исковые требования.
По мнению заявителя, общество не может выступать надлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку не является собственником МКД, а только осуществляет их содержание как управляющая компания. При этом полагает, что работы по замене адресных указателей не входят
в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – Перечень № 290).
Кроме того, суды не учли, что в силу ном статей 25, 44, 46 Жилищного кодекса РФ для выполнения спорных работ необходимо соответствующее решение общего собрания собственников помещений в МКД, поскольку это связано с проведением реконструкции и модернизацией инженерных коммуникаций (прокладкой новых электрических сетей для подсветки адресных указателей). В связи с изложенным заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных администрацией требований.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области (статья 153.1 АПК РФ), представитель ООО «АВК» дал необходимые пояснения по обстоятельствам спора, подержал доводы поданной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 11.07.2023 (на 11 часов 20 минут).
Администрация и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (включая информацию об объявленном перерыве), в том числе с учетом публикации соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в пределах доводов поданной жалобы и с учетом пояснений представителя заявителя, Арбитражный суд Дальневосточного округа
не выявил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалам дела, ООО «АВК» на основании договоров управления (технического обслуживания, содержания и ремонта) от 06.07.2021 № 36/У, от 12.04.2016
№ 30/У, от 03.20.2016 № 24/У осуществляет управление общим имуществом многоквартирных домов по адресам: <...>,
д. 97/1, д. 130.
Администрацией в связи с изменением требований, предъявляемых к знакам адресации на территории города Благовещенска, письмом
от 18.03.2022 № 02-19/2875 в адрес управляющих компаний и товариществ собственников жилья направлены уведомления с рекомендацией обновить указатели наименований улиц и номерные знаки, расположенные
на обслуживаемых зданиях на территории города Благовещенска.
Ввиду несоответствия размещенных на фасаде МКД, находящихся в управлении ООО «АВК», знаков адресации требованиям Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской думы от 18.07.2019 № 58/70 (далее – Правила благоустройства № 58/70), в адрес общества направлено требование об обновлении знаков адресации, неисполнение которого зафиксировано по результатам осмотров фасадов МКД от 23.09.2022 и от 26.09.2022.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и неисполнение ответчиком обязательных требований Правил благоустройства № 58/70, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском, удовлетворяя который суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ благоустройство территории – деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
К вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ).
Согласно абзацу восемнадцатому части 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) – это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В силу части 1 статьи 45.1 Закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в том числе, вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ (подпункты 1-3 части 2 статьи 45.1 Закона № 131-ФЗ).
В порядке реализации указанных полномочий на территории города Благовещенска утверждены и действуют Правила благоустройства № 58/70, которые устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства территории, в том числе требования к надлежащему состоянию и содержанию зданий и объектов, расположенных на территории муниципального образования города Благовещенска, земельных участков,
на которых они расположены, мест производства земляных, ремонтных и иных видов работ, порядок уборки и содержания территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, внутренних производственных территорий, а также требования по обеспечению чистоты и порядка на территории муниципального образования города Благовещенска, обязательные к исполнению для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории муниципального образования города Благовещенска земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 1.1).
Пунктом 1.4 Правил определено, что элементы благоустройства – декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения и освещения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы и городская мебель, уличное коммунально-бытовое, техническое, игровое и спортивное оборудование, водные устройства, ограждения, заборы, средства размещения информации и рекламные конструкции, некапитальные нестационарные строения и сооружения, применяемые как составные части благоустройства территории.
Знаки адресации – унифицированные элементы городской ориентирующей информации, обозначающие наименования улиц, номера зданий, сооружений, корпусов, подъездов и квартир в них.
Пунктами 16.6-16.6.6 Правил № 58/70 определены требования к размещению знаков адресации. Знаки адресации являются обязательным элементом благоустройства, размещаемым на сооружении, фасаде здания, многоквартирного дома и индивидуального домовладения. Требования к размещению знаков адресации определяются настоящими правилами и порядком, утвержденным администрацией города Благовещенска. Знаки адресации должны соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки, внешнему архитектурному облику объекта и обеспечивать зрительное восприятие с дальних дистанций. Знаки адресации изготавливаются и устанавливаются с учетом обеспечения прочности, удобства крепежа, минимального контакта с поверхностями фасада, удобства обслуживания (очистки, ремонта, замены деталей), безопасности эксплуатации.
Согласно пункту 16.6.4 Правил № 58/70 конфигурация, размеры, изготовление и установка знаков адресации должны соответствовать унифицированным формам и требованиям, утвержденным администрацией города Благовещенска.
Постановлением администрации от 27.07.2009 № 132
«Об упорядочении размещения указателей наименований улиц и номерных знаков зданий на территории муниципального образования города Благовещенска» (в редакции Постановления от 19.01.2021 № 130) утверждены:
- форма, размеры и требования, предъявляемые к изготовлению и оформлению номерного знака здания (приложение № 1);
- форма, размеры и требования, предъявляемые к изготовлению и оформлению указателя наименования улицы (приложение № 2);
- форма, размеры и требования, предъявляемые к изготовлению и оформлению указателя наименования улицы, содержащего наименование
на английском языке (приложение № 3);
- Положение о размещении указателей наименования улиц и номерных знаков зданий (приложение № 4).
Указанным нормативным актом установлены основные характеристики номерного знака (вид покрытия, цветовое решение, шрифт, высота цифр, размещение цифр, высота букв), а также требование о выполнении конструкции в коробе с подсветкой.
Пунктом 6.6 Положения о размещении указателей наименования улиц и номерных знаков зданий (приложение № 4) установлено, что требования по изготовлению и размещению указателей наименований улиц и номерных знаков зданий в форме коробов с подсветкой распространяют свое действие на все объекты недвижимости.
Данное требование введено в действие с 01.12.2020, исключение составляют индивидуальные жилые дома, жилые дома блокированной застройки и многоквартирные жилые дома с количеством квартир менее 10.
В соответствии с пунктом 16.6.5 Правил № 58/70 размещение, надлежащее содержание, ремонт и замена объектов и знаков адресации обеспечиваются лицом, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, организациями, осуществляющими управление (обслуживание) многоквартирными домами.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе в виде управления управляющей организацией.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу статьей статей 36, 39, 161 Жилищного кодекса РФ, Правил
и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, номерные знаки,
а также таблички с указанием наименований улиц относятся к общему имуществу многоквартирного дома, исходя из их предназначения, а также, поскольку являются элементами фасада здания, являются частью общего имущества многоквартирного дома. Обязанность по надлежащему
содержанию, а в случае необходимости – восстановлению номерных знаков и табличек с указанием улиц, возложено на управляющую компанию, принявшую на себя обслуживание многоквартирного дома.
В данном случае материалами дела подтверждается, что управление общим имуществом названных в иске МКД, осуществляет ООО «АВК»,
в связи с чем доводы кассационной жалобы о том, что общество не является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору отклоняются судом округа, как прямо противоречащие приведенным выше нормам права.
Согласно материалам фотофиксации знаки адресации, размещенные на фасадах МКД, находящихся под управлением ООО «АВК», не соответствуют требованиям, установленным Правилами благоустройства № 58/70
и постановлением администрации от 27.07.2009 № 132 (в редакции постановления от 19.01.2021 № 130), что ответчиком в ходе рассмотрения спора не опровергалось.
Доказательств оспаривания указанных нормативных актов, признания их недействующими в судебном порядке или отмены в ином административном порядке, ответчиком также не представлено.
При таких обстоятельствах, суды пришли к единому и обоснованному выводу о том, что именно ООО «АВК» как управляющая компания обязано привести знаки адресации (наименование улиц и нумерация домов)
в соответствие с требованиями действующих на территории муниципального образования нормативных актов.
Довод ответчика о том, что работы по оснащению многоквартирных домов новыми адресными знаками не входят в Перечень № 290 (в редакции от 29.06.2020), проверен судами обеих инстанций и мотивированно отклонен как противоречащий пункту 9 данного перечня, согласно которому в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов управляющая компания должна осуществлять контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки
и т.д.). Оснований для иного вывода по данному вопросу у суда округа
не имеется, в связи с чем аналогичный довод кассационной жалобы также отклоняется как несостоятельный.
Ссылки заявителя жалобы на необходимость проведения общего собрания собственников помещений в МКД для решения вопроса о прокладке дополнительных инженерных сетей для освещения адресных знаков не отменяют обязательных требований Правил благоустройства
№ 58/70 и не свидетельствуют о незаконности выводов судов, положенных в основу удовлетворения иска.
При этом суд округа считает необходимым отметить, что орган местного самоуправления, вводя новые нормативные требования по внешнему виду фасадов МКД и размещению адресных указателей, предусмотрел возможность компенсации возникших дополнительных расходов собственников, что нашло свое отражение в Постановлении администрации от 13.08.2021 № 3113 «Об утверждении Порядка и сроков предоставления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о ремонте фасадов зданий, расположенных вдоль центральных, главных, магистральных улиц или в исторической части города Благовещенска».
Таким образом, общество не лишено возможности возместить понесенные затраты, связанные с установкой (заменой) адресных знаков в целях их приведения в соответствие с новыми требованиями Правил благоустройства № 58/70, при предоставлении необходимого пакета документов в соответствии с вышеуказанным порядком.
С учетом изложенного принятые по делу судебные акты признаются судом округа соответствующими фактическим обстоятельствам спора, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению норма материального права.
Процессуальных нарушений, в том числе являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судами первой и апелляционной инстанций также не допущено.
При подаче кассационной жалобы обществом заявлено ходатайство
о зачете государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 27.12.2021 № 1353 и возращенной на основании постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 № 06АП-720/2023 в сумме 1 410 руб., а также по платежному поручению от 27.07.2022 № 849, возращенной определением Арбитражного суда Амурской области
от 18.01.2023 по делу № А04-5919/2022 в сумме 4 200 руб.
Определением суда округа от 08.06.2023 о принятии кассационной жалобы ООО «АВК» к производству заявителю в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ предлагалось представить подлинники документов (платежное поручение от 27.07.2022
и заверенные судебные акты о возврате государственной пошлины (справки о возврате)). Поскольку указанные требования заявителем не исполнены, подлинники документов, необходимых для осуществления зачета,
не представлены, то оснований для удовлетворения соответствующего ходатайства общества не имеется, в связи с чем государственная пошлина
за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3 000 руб. подлежит
взысканию с последнего в доход федерального бюджета по правилам статьи 110 АПК РФ.
В связи с окончанием кассационного производства приостановление исполнения обжалуемых судебных актов подлежит отмене на основании части 4 статьи 283 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.01.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 по делу № А04-8576/2022 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу –
без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов по настоящему делу, принятое на основании определения Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.06.2023.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аварийно-восстановительная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Арбитражному суду Амурской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.И. Гребенщиков
Судьи М.Ю. Бурлова-Ульянова
С.Н. Новикова