АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тюмень
Дело № А03-12772/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2023 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего
Дружининой Ю.Ф.
судей
Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты
Смоленского района Алтайского края на решение от 24.04.2023 Арбитражного суда
Алтайского края (судья Ильичева Л.Ю.) и постановление от 06.07.2023 Седьмого
арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И.,
Павлюк Т.В.) по делу № А03-12772/2022 по заявлению коммунального муниципального
предприятия «Баланс» Смоленского района Алтайского края (659600, Алтайский край,
<...>, ОГРН <***>,
ИНН <***>) к Контрольно-счётной палате Смоленского района Алтайского края
(659600, Алтайский край, <...>
, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным
представления от 04.07.2022 № 36.
Другое лицо, участвующее в деле, – Администрация Смоленского района
Алтайского края (659600, Алтайский край, <...>
, ОГРН <***>, ИНН <***>).
С у д у с т а н о в и л :
коммунальное муниципальное предприятие «Баланс» Смоленского района Алтайского
края (далее – КМП «Баланс», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Алтайского
края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Контрольно-счетной палате
Смоленского района Алтайского края (далее – контрольно-счетная палата) о признании
недействительным представления от 04.07.2022 № 36.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Смоленского
района Алтайского края (далее – администрация).
Решением от 24.04.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без
А03-12772/2022
изменения постановлением от 06.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда,
заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа,
контрольно-счетная палата просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм
права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный
акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, проверка правомерности начисления
заработной платы КМП «Баланс» проведена по обращению администрации в рамках
осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью
муниципального имущества, выполнением показателей экономической эффективности
деятельности унитарного предприятия.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279
АПК РФ не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов,
изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что
обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, на основании пункта 2.3 Плана работы Контрольно-
счетной палаты Смоленского района Алтайского края на 2022 год, утвержденного
распоряжением Контрольно-счетной палаты Смоленского района Алтайского края
от 20.05.2022 № 4, в период с 30.05.2022 по 17.06.2022 контрольно-счетной палатой в
отношении предприятия проведено контрольное мероприятие «Проверка правомерности
начисления и выплаты заработной платы в КМП «Баланс», в ходе которого выявлены
нарушения требований статей 15, 57, 91, 99, 104, 112, 133, 152, 153, 191 Трудового кодекса
Российской Федерации (далее – ТК РФ), Порядка исчисления нормы рабочего времени на
определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от
установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденного приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
от 13.08.2009 № 588н, пункта 2.6 Устава КМП «Баланс», утвержденного постановлением
администрации от 03.09.2018 № 977; пунктов 2.2.4., 3.9 Положения об оплате труда и
материальном стимулировании работников.
По результатам проведенного мероприятия контрольно-счетной палатой составлен
акт от 20.06.2022 и вынесено представление от 04.07.2022, которым указано на
необходимость: разработать новое положение об оплате труда и материальном
стимулировании работников, новое штатное расписание; согласовать данные документы с
администрацией; принять меры по устранению нарушений при оформлении трудовых
договоров с сотрудниками, работа которых носит сменный характер (указывать, что
работа осуществляется в соответствии с графиком сменности, а также продолжительность
рабочей смены); в локальных актах предприятия предусмотреть введение суммированного
учета рабочего времени для работников, трудящихся по сменному графику работы; при
расчете оплаты труда, произведенного сверх нормы установленного рабочего времени,
А03-12772/2022
руководствоваться статьей 152 ТК РФ; принять меры по устранению нарушений
относительно продолжительности сверхурочной работы; обеспечить устранение
нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов при
исчислении оплаты труда; машинистам насосных установок (4 человека) произвести
выплату разницы, сложившейся между начисленной заработной платой предприятием и
результатами расчетов контрольно-счетной палаты в общей сумме 65 680,18 руб.;
машинистам-кочегарам котельных произвести перерасчет и выплатить разницу,
сложившуюся из фактически начисленной суммы за период отопительного сезона
(с 24.09.2021 по 29.04.2022) и рассчитанной (с учетом всех указанных выше нарушений),
по часовой тарифной ставке 50,45 в 2021 году и 53,88 руб. в 2022 году; отменить
ежемесячную доплату юрисконсульту предприятия и восстановить необоснованно
выплаченную сумму (которая сложится на момент отмены доплаты) на счете
предприятия; восстановить необоснованно выплаченную ФИО1 сумму в размере
7 738,10 руб. на счете предприятия; провести проверку по фактам выявленных нарушений
законодательства Российской Федерации, муниципальных правовых актов, локальных
актов, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной
ответственности лиц, виновных в допущенных в КМП «Баланс» нарушениях.
Не согласившись с представлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с
настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции
исходили из отсутствия оснований для выдачи контрольно-счетной палатой
представления, поскольку в ходе проверки выявлены нарушения трудового
законодательства, связь указанных в представлении нарушений с бюджетными
правоотношениями и предметом проверки не подтверждена.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции
исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее –
БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях
обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные
правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные
обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий
государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении
средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль
подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 1);
внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной
деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-
счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(пункт 2).
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля в
А03-12772/2022
соответствии с частью 1 статьи 266.1 БК РФ, частью 4 статьи 9 Закона № 6-ФЗ являются в
том числе и государственные (муниципальные) унитарные предприятия.
Согласно пункту 1 статьи 268.1 БК РФ полномочиями органов внешнего
государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего
государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные
правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные
обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий
государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении
средств из соответствующего бюджета;
контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям
составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов
бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013
№ 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Закон № 41-ФЗ) и
Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и
деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ).
Основные полномочия контрольно-счетных органов муниципального образования
определены частью 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ.
При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному)
финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального)
финансового контроля, в том числе проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования,
мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и
экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Законом № 41-ФЗ и
Законом № 6-ФЗ; направляются объектам контроля представления, предписания (пункт 2
статьи 268.1 БК РФ).
Должностные лица контрольно-счетных органов не вправе вмешиваться в
оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций (часть 3
статьи 14 Закона № 6-ФЗ).
Представления
и
предписания
органов
внешнего
государственного
(муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам
контроля в соответствии с Законом № 41-ФЗ и Законом № 6-ФЗ (пункт 3.1 статьи 270.1
БК РФ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по
результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы
государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации,
органы федеральной территории, органы местного самоуправления и муниципальные
органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для
А03-12772/2022
принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков,
предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации,
федеральной территории, муниципальному образованию или возмещению причиненного
вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных
нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Таким образом, контрольно-счетная палата, являющаяся органом внешнего
государственного финансового контроля, уполномочена на выдачу представлений по
устранению нарушений в рамках полномочий, установленных БК РФ и Законом № 6-ФЗ,
выдача представлений по устранению иных выявленных нарушений, не связанных с
указанными правоотношениями, не относится к полномочиям органа внешнего
государственного (муниципального) финансового контроля.
В обоснование наличия полномочий на проведение проверки, контрольно-счетная
плата указывает, что в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ контрольно-
счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе полномочия по
контролю за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а
также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации (пункт 1); оценке эффективности формирования государственной
собственности субъекта Российской Федерации, управления и распоряжения такой
собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой
собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая
исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, часть 5); иные
полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные
федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской
Федерации (часть 14).
Вместе с тем, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в
порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что в настоящем случае предметом
проверки являлась правомерность начисления и выплаты заработной платы в КМП
«Баланс»; по результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства;
бюджетные средства для выплаты заработной платы предприятием не использовались;
вопрос об оценке эффективности использования муниципальной собственности,
управления и распоряжения такой собственностью предметом проверки не являлся; Устав
муниципального образования и Положение о контрольно-счетной палате Смоленского
района Алтайского края, утвержденное решением Смоленского районного собрания
депутатов Алтайского края от 19.10.2021 № 58, специальных полномочий органа
внешнего муниципального финансового контроля в сфере трудового законодательства не
содержат.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленное
требование признав оспариваемое представление недействительным.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а
также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении
А03-12772/2022
судами норм права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
п о с т а н о в и л :
решение от 24.04.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 06.07.2023
Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-12772/2022 оставить без
изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда
Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в
порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Председательствующий
Ю.Ф. Дружинина
Судьи
О.Ю. Черноусова
Г.А. Шабанова