НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Алтайского края от 11.01.2024 № А03-4878/2023





СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД  ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск Дело № А03-4878/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2024 года. 

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Зайцевой О.О.,
 Кривошеиной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А.А., 

с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную  жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края  ( № 07АП-9924/2023) на решение от 10.10.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу   № А03-4878/2023 (судья Трибуналова О.В.) по иску Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (ОГРН 1132225020377, ИНН 2225145249), г.  Барнаул, к Администрации г. Барнаула Алтайского края (ИНН 2225066259, ОГРН  1042202280251), г. Барнаул, о взыскании суммы субсидии в размере 2 720 341 руб. 88 коп., 

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, Комитета по финансам, налоговой и кредитной  политике города Барнаула, Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула,  Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула,  Минстроя России. 

В судебном заседании приняли участие: без участия сторон, извещены

УСТАНОВИЛ:


Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее –  истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Администрации города Барнаула Алтайского края (далее – ответчик, Администрация  города) о взыскании по соглашению от 27.01.2021 № -01701000 -1-2021- 003 о предоставлении субсидии из бюджета Алтайского края бюджету г. Барнаула на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» денежных средств в размере 2 720 341  руб. 88 коп., подлежащих возврату из бюджета городского округа – города Барнаула в бюджет Алтайского края. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула, Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула,  Минстрой России. 

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 10.10.2023 в удовлетворении исковых требований отказано. 

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в суд с  апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования Министерства удовлетворить. 

В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о несогласованности условий Соглашения об ответственности  Администрации города за неисполнение взятых на себя обязательств; вывод суда об исполнении муниципальных контрактов, заключенных комитетом жилищно-коммунального хозяйства города и комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи  города в качестве подтверждения достижения Администрацией города установленных значений результатов использования субсидии не соответствует Методике формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской  Федерации от 23.03.2019 № 510-р. 

В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ) Администрация города представила отзыв на апелляционную жалобу, в  котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную  жалобу – без удовлетворения. 

Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156,  266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. 


Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим  отмене или изменению по следующим основаниям. 

Из материалов дела следует, между Минстроем России и Правительством Алтайского  края заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету  Алтайского края на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» от 20 декабря 2020 года № 069-09- 2021-026. 

Указанное соглашение заключено в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными постановлением Правительства Алтайского края  от 23.12.2019 № 532 (далее - Правила № 532). 

На основании пункта 1.1 соглашения его предметом является предоставление из бюджета Алтайского края в 2021 - 2023 годах бюджету городского округа города Барнаул субсидии на реализацию программы формирования современной городской среды (далее – Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как  получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации  расходов бюджетов Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 4.1.4 соглашения, в случае если Муниципалитетом по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии допущены нарушения обязательств,  предусмотренных пунктом 4.3.3 настоящего Соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении результатов использования Субсидии в году, следующем за  годом предоставления Субсидии, установленной в соответствии с Правилами, указанные  нарушения не устранены, рассчитать в соответствии с пунктами 13-16 Правил предоставления и распределения субсидий объем средств, подлежащий возврату из бюджета городского  округа города Барнаула в бюджет Алтайского края, и направить Муниципалитету требование  о возврате средств Субсидии в бюджет Алтайского края в указанном объеме. 


Согласно пункту 4.3.3 Соглашения ответчик обязуется обеспечить достижение показателей результативности использования субсидии установленных в соответствии с приложением № 5 к Соглашению. 

В приложении № 5 к Соглашению установлены показатели результативности исполнения мероприятий на 2021-2023 год, в целях софинансирования которых предоставляется  Субсидия: 

В 2021 году ответчиком не достигнуты показатели:

- по обеспечению индекса качества городской среды при плане 195 фактически достигнуто 184; 

- по приросту среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году  при плане 9% фактически достигнуто 2,8%. 

Согласно пункту 13 Правил, объем средств за нарушение указанных выше обязательств рассчитывается по формуле и подлежит возврату из бюджета муниципального образования в краевой бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии. 

Министерством в адрес Администрации города направлено требование о возврате  средств субсидии в краевой бюджет от 12.05.2022 № 29-04/ПА/5354 в сумме 2 720 341 руб.  88 коп. 

Ответчиком требование о возврате в краевой бюджет суммы в размере 2 720 341 руб.  88 коп. не исполнено, что явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный  суд с соответствующим иском. 

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из  отсутствия оснований у Министерства для начисления денежных средств, подлежащих возвращению в краевой бюджет, и отсутствия на стороне органов местного самоуправления виновных действий по недостижению индикаторов Государственной программы. 

Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в  связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных  фактических обстоятельств дела и следующих норм права. 

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных  средств. 

В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов  участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий 


должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием  наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием  определенного бюджетом объема средств. 

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных  получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые  действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. 

В соответствии с частью 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из  бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных  обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления  по вопросам местного значения. 

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из  бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для  предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными  правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ (часть 3 статьи 139 БК РФ). 

Постановлением Правительства Алтайского края от 23.12.2019 № 532 утверждены  Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета  бюджетам муниципальных образований Алтайского края (далее - Правила № 532). 

В соответствии с пунктом 8 Правил № 532 предоставление субсидии осуществляется  на основании соглашения между главным распорядителем средств краевого бюджета и администрацией муниципального образования Алтайского края. 

Соглашение заключается в электронной форме в системе учета соглашений Министерства с использованием квалифицированной электронной подписи. При отсутствии технической возможности - на бумажном носителе. 

В целях повышения качества и комфорта городской среды, создания благоприятных  условий для жизнедеятельности населения Алтайского края, постановлением Правительства  Алтайского края от 31.08.2017 № 326 утверждена государственная программа Алтайского  края «Формирование современной городской среды» (далее - Государственная программа). 


Приложением № 10 к государственной программе определен адресный перечень дворовых территорий, подлежащих благоустройству, в соответствии с которым в городе Барнауле в 2021 году подлежали благоустройству 66 дворов. 

Приложением № 11 к государственной программе определен адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству, в соответствии с которым в городе  Барнауле в 2021 году подлежали благоустройству зеленая зона от ул. Герцена, 6 до ул. Белинского и Мизюлинская роща. 

Из анализа Государственной программы следует, что она направлена только на благоустройство дворов и общественных территорий. 

Во исполнение Государственной программы постановлением администрацией города  от 22.01.2018 № 98 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды города Барнаула» на 2018 - 2025 годы (далее - Муниципальная программа). 

Приложениями № 1 и № 11 к Муниципальной программе определены адресные перечни дворовых территорий и общественных территорий, подлежащих благоустройству на 2018  - 2025 годы. 

Исходя из анализа Государственной программы и Муниципальной программы перечень территорий, подлежащих благоустройству в городе Барнауле в 2021 году является аналогичным. 

Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием предъявления Министерством требований о взыскании 2 720 341 руб. 88 коп. является недостижение Администрацией города индекса качества городской среды. 

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что представленными в материалы дела документами, подтверждается  выполнение муниципальным образованием в 2021 году работ по благоустройству территорий, которые были предусмотрены Приложениями № 10 и № 11 к Государственной программе, замечаний и недостатков по качеству и объему выполненных работ Министерство в адрес органов местного самоуправления не предъявляло, суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод об отсутствии со стороны Администрации города виновных действий по недостижению индикаторов Государственной программы, т.к. все мероприятия по  благоустройству территорий, запланированных на 2021 год были исполнены в полном объеме. 

Кроме того, в нарушение статьи 65 АПК РФ Министерством не представлен расчет с  обоснованием начисления баллов индекса качества городской среды городу Барнаулу за  2021 год и доказательства на основании которых Министерство пришло к выводу о не достижении необходимого количества баллов. Доводы о не оспаривании Администрацией 


г. Барнаула индекса качества подлежит отклонению как не соответствующий материалам  дела и не освобождает истца от обязанности доказывания своих материально правовых требований. 

Установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет  в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из  бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. 

Таким образом, для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате. 

Между тем, факт нарушения Администрацией города условий предоставления субсидии не нашел своего подтверждения материалами дела. 

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований. 

Иное толкование истцом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции  норм материального права. 

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции,  установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у  суда апелляционной инстанции не имеется. 

Поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной  пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации,  вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается. 

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.10.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-4878/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев 

со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края. 


Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется  лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети  «Интернет». 

 Председательствующий С.Н. Хайкина 

 судьи О.О. Зайцева 

 С.В. Кривошеина