НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Забайкальского края от 10.07.2014 № А78-5382/14


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г. Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Чита                                                                                                   Дело № А78-5382/2014

июля 2014 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе:

председательствующего:  Литвинцева А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галицкой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1

к Государственной инспекции труда в Забайкальском крае

об оспаривании решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении

при участии:

от заявителя: не явился (извещена);

от административного органа: не явился (извещена),

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (местожительства: <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – предприниматель ФИО1) обратилась в арбитражный суд с заявлениями об отмене решений Государственной инспекции труда в Забайкальском крае (далее – инспекция труда) №№ 2, 3, 5 от 12.05.2014 г. по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и обязании Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае рассмотреть ее жалобы на постановления о привлечении к административной ответственности №№ 4-249-14-ТПР/175/44/18, 4-249-14-ТПР/175/44/16, 4-249-14-ТПР/175/44/19. 

Определением суда заявленные предпринимателем ФИО1 требования объединены в одно производство.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд находит, что производство по делу подлежит прекращению как не подлежащему рассмотрению в арбитражном суде по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Как установлено материалами дела, на основании распоряжения от 27.03.2014 г. № 4-249-14-ТПР/175/44/1 инспекцией труда проведена внеплановая выездная проверка в отношении предпринимателя ФИО1

Результаты проверки оформлены Актом проверки № 4-249-14-ТПР/175/44/2.

В ходе проверки инспекцией труда были выявлены следующие нарушения трудового законодательства, допущенные работодателем – предпринимателем ФИО1, в том числе:

1) в нарушение п.12 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, работодатель не ознакомил ФИО2 с издаваемыми приказами в личной карточке формы Т-2;

в нарушение ч.1 ст.136 ТК РФ работодатель не извещал ФИО2 в письменной форме о составных частях заработной платы, причитающейся работнику за соответствующий период; размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате, расчетные листы заработной платы в ходе проведения проверки представлены не были;

в нарушение ст.153 ТК РФ ФИО2 не оплачены нерабочие праздничные дни в январе 2014 г., в феврале 2014 г. Согласно табелю учета рабочего времени за январь 2014 г. ФИО3 (работник структурного подразделения магазина 1 – Царский, <...>) осуществляла трудовую деятельность в выходные и нерабочие праздничные дни;

в нарушение ст.152 ТК РФ ФИО2 не оплачена сверхурочная работа, согласно табелю учета рабочего времени в январе 2014 г. отработано 165 ч. при норме 136 ч.

За данные нарушения постановлением государственного инспектора инспекции труда № 4-249-14-ТПР/175/44/16 от 18.04.2014 г. предприниматель ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

2) в нарушение ч.1 ст.136 ТК РФ работодатель не извещал работников ИП ФИО1 в письменной форме о составных частях заработной платы, причитающейся работнику за соответствующий период; размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате, расчетные листы заработной платы в ходе проведения проверки представлены не были;

в нарушение ст.152 ТК РФ работникам ИП ФИО1 не оплачена сверхурочная работа за январь 2014 г., февраль 2014 г., март 2014 г. Согласно табелю учета рабочего времени за март 2014 г. ФИО4 (работник структурного подразделения магазин 2 – Эльдорадо, <...>) отработано 165 ч. при норме 159 ч.

За данные нарушения постановлением государственного инспектора инспекции труда № 4-249-14-ТПР/175/44/18 от 18.04.2014 г. предприниматель ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

3) в нарушение ч.1 ст.136 ТК РФ работодатель не извещал работников ИП ФИО1 в письменной форме о составных частях заработной платы, причитающейся работнику за соответствующий период; размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате, расчетные листы заработной платы в ходе проведения проверки представлены не были;

в нарушение ст.127 ТК РФ при увольнении ФИО5 не выплачена денежная компенсация отпуска при увольнении. Согласно пункту 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, которые утверждены НКТ СССР от 30.04.1930 № 169, каждый работник, проработавший у данного работодателя не менее 15 дней, имеет право на компенсацию отпуска при увольнении;

в нарушение ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся ФИО5 и ИП ФИО1, не была произведена в день увольнения.

За данные нарушения постановлением государственного инспектора инспекции труда № 4-249-14-ТПР/175/44/19 от 18.04.2014 г. предприниматель ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

Указанные постановления предпринимателем ФИО1 были обжалованы в Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае в порядке главы 30 КоАП РФ.

Решениями руководителя инспекции труда от 12.05.2014 г. №№ 2, 3, 5 вышеуказанные постановления государственного инспектора инспекции труда в отношении предпринимателя ФИО1 оставлены без удовлетворения в виду пропуска заявителем срока для обжалования постановлений.

Считая вышеназванные решения незаконными, предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с указанными заявлениями.

Частью 1 статьи 27 АПК РФ предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", подсудность дела об оспаривании решения, вынесенного вышестоящим органом, должностным лицом по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, определяется исходя из подсудности дела об обжаловании указанного постановления, поскольку при рассмотрении соответствующего заявления арбитражным судом оценивается также и само постановление.

Порядок рассмотрения указанных дел определяется параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

Частью 2 статьи 207 АПК РФ предусмотрено, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

В пункте 11 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 КоАП, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

При этом указанные Постановления могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 22 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом; предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям; создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей; осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В главе 21 Трудового кодекса РФ регулируются отношения, возникающие между работодателем и работником, по выплате заработной платы.

Так, в статье 136 Трудового кодекса РФ установлен порядок, место и сроки выплаты заработной платы.

В статьях 152 и 153 Трудового кодекса РФ предусмотрена оплата за сверхурочные работы и оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни.

В статье 140 Трудового кодекса РФ установлены сроки расчета работника при увольнении.

Предметом проверки оспариваемых предпринимателем ФИО1 решений руководителя инспекции труда являлись постановления государственного инспектора инспекции труда о назначении предпринимателю ФИО1 наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, то есть за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Выступая работодателем, предприниматель ФИО1 выполняла в отношении нанятых ею работников функции и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, следовательно, она привлечено к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участник трудовых правоотношений, допустивший нарушение законодательства о труде.

Таким образом, спор между индивидуальным предпринимателем и Государственной инспекцией труда возник из трудовых правоотношений, поэтому такой спор подведомствен суду общей юрисдикции и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.11.2003 N 8908/03 по делу N А54-4024/02-С4.

При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению.

Вместе с тем, прекращение производства по делу в арбитражном суде не лишает заявителя права обратиться с соблюдением правил подведомственности с заявлением об оспаривании постановления административного органа в районный суд, что согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.11.2003 N 8908/03.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.150, 151 АПК РФ, арбитражный суд

о п р е д е л и л:

Производство по делу по заявлениям индивидуального предпринимателя ФИО1 об отмене решений Государственной инспекции труда в Забайкальском крае №№ 2, 3, 5 от 12.05.2014 г. по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и обязании Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае рассмотреть ее жалобы на постановления о привлечении к административной ответственности №№ 4-249-14-ТПР/175/44/18, 4-249-14-ТПР/175/44/16, 4-249-14-ТПР/175/44/19 прекратить.

На определение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.

Судья:                                                                                               А.Б. Литвинцев.