НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Ярославской области от 15.06.2022 № А82-9042/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ярославль

Дело № А82-9042/2012

12 июля 2022 года

Резолютивная часть определения принята 15 июня 2022 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Русаковой Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Силантьевой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявлениеконкурсного управляющего Бурмакинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Горшкова Константина Геннадьевича

об исключении из конкурсной массы должника имущества, согласно прилагаемому перечню объектов,

об обязании Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества Бурмакинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства,

о взыскании за счет казны Некрасовского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу должника денежных средств в сумме 17 228 000 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы,

по делу о несостоятельности (банкротстве) Бурмакинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ИНН 7621001440, ОГРН 1027601603633),

при участии в судебном заседании:

конкурсного управляющего – Жидражков Д.К., представитель по доверенности от 28.09.2020;

от Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области – Будилко Ю.Е., представитель по доверенности от 29.12.2020,

от УФНС по Ярославской области – Рыбакова А.С., представитель по доверенности от 31.03.2022

установил:

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.11.2013 Бурмакинское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее – Бурмакинское МУП ЖКХ, должник) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, в отношении должника применены правила банкротства субъектов естественных монополий.

Конкурсный управляющий Бурмакинского МУП ЖКХ Горшков К.Г. обратился в арбитражный суд с заявлением об исключении из конкурсной массы должника имущества, согласно прилагаемому перечню объектов, об обязании Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (далее – Администрация) принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества Бурмакинского МУП ЖКХ, о взыскании за счет казны Некрасовского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу должника денежных средств в сумме 17 228 000 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы, по делу о несостоятельности (банкротстве) Бурмакинского МУП ЖКХ.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 02.07.2021 заявление принято к производству, назначено судебное заседание по его рассмотрению.

Определениями Арбитражного суда Ярославской области судебное заседание по рассмотрению заявления неоднократно откладывалось.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 12.05.2022 судебное заседание по рассмотрению заявления отложено на 15.06.2022 на 09 час. 15 мин. Указанным определением судом отказано в удовлетворении ходатайства конкурсного кредитора ПАО «ТНС энерго Ярославль» об обращении в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности взаимосвязанных положений части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 2 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Представитель конкурсного управляющего в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, указав объекты, подлежащие исключению из конкурсной массы и передаче их в муниципальную собственность, а также заявленный размер компенсации за уменьшение конкурсной массы, а именно:

1.Нежилое здание площадью 10,1 кв.м., кадастровый номер 76:09:040101:2539, расположенное по адресу: Ярославская область. Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Новая, д.3 — 70 000 рублей.

2.Нежилое здание площадью 8,6 кв.м., кадастровый номер 76:09:040101:2540, расположено по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Калинина — 58 000 рублей.

3.Водонапорная станция высотой 24м., кадастровый номер 76:09:040101:2541, расположенная по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Калинина – 338 000 рублей.

4.Сооружение КТП площадью 1,9 кв.м., протяженностью 2м., кадастровый номер 76:09:040101:636, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Чеботько, д.34 – 337 000 рублей.

5.Нежилое здание площадью 461,8 кв.м., кадастровый номер 76:09:040107:110, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Чеботько, д.34 — 3 781 000 рублей.

6.Нежилое здание площадью 30,6 кв.м., кадастровый номер 76:09040109:115, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино -66 000 рублей.

7.Нежилое здание площадью 244,3 кв.м., кадастровый номер 76:09:120101:635, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, с.Никольское -1 109 000 рублей.

8.Нежилое здание площадью 206,3 кв.м., кадастровый номер 76:09:120101:636, расположенное по адресу: Ярославская область. Некрасовский район, с.Никольское -614 000 рублей.

9.Сети теплотрассы протяженностью 3200 м., кадастровый номер 76:09:120101:908, расположенные по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, с.Никольское -4 180 000 рублей.

10.Подземный резервуар объемом 4 куб.м., кадастровый номер 76:09:121401:128, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, п.Сосновый Бор -21 000 рублей.

11.Подземный резервуар объемом 4 куб.м., кадастровый номер 76:09:121401:129, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, п.Сосновый Бор — 21 000 рублей.

12.Нежилое здание площадью 7,2 кв.м., кадастровый номер 76:09:150101:142, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, д.Якушиха – 53 000 рублей.

13.Земельный участок площадью 8453+/-32Д8 кв.м., кадастровый номер 76:09:040107:119, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, п.Бурмакино, ул.Чеботько, д.34 — 2 223 000 рублей.

14.Здание насосной 1992г. с канализационными сетями, с.Никольское — 2 090 000 рублей.

15.Воздушная линия ВЛ-0,4кВ, протяженностью 1,7 км - 421 000 рублей.

16.Воздушная линия ВЛ-10кВ, протяженностью 0,84 км – 167 000 рублей.

17.3ТП-250 кВа Новоберезка - 349 000 рублей.

18.КТП-63 кВА Кирпичный – 295 000 рублей.

19.КТП-100 кВА БЗМ - 295 000 рублей.

20.Кабель подземный от TP №9 2*320 кВА 6 Арсенал ВМФ протяженностью 600 м – 197 000 рублей.

21.Воздушная линия ВЛ-0,4 кВ протяженность 1440 м. бетонные опоры 22 шт., деревянные опоры 10 шт. п.Бурмакино, ул.Заречная – 426 000 рублей.

22.Воздушная линия ВЛ-0,4 кВ протяженность 360, бетонные опоры 8 шт., деревянные опоры 2 шт. п.Бурмакино, ул.Заречная – 107 000 рублей.

23. Насосная над артскважиной №14 в р.п. Бурмакино Некрасовского района -70 000 рублей.

Заявитель просил обязать Администрацию Некрасовского муниципального района принять указанные объекты в муниципальную собственность и выплатить компенсацию за уменьшение конкурсной массы в общем размере 17 228 000 рублей.

Суд, уставив, что изменение предмета требований (уточнение перечня объектов) заявлено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы других лиц, принимает его и рассматривает требования исходя из указанного уточненного перечня.

Представитель уполномоченного органа в лице Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области в судебном заседании поддержала заявление конкурсного управляющего в полном объеме.

ПАО «ТНС энерго Ярославль» в письменных отзывах поддержало позицию конкурсного управляющего в полном объеме.

Представитель Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области возражал против удовлетворения заявления в части взыскания денежных средств за передаваемые Администрации объекты холодного водоснабжения и водоотведения в связи с их полной амортизацией. В остальной части, по мнению представителя Администрации, имущество должника может быть передано Администрации безвозмездно лишь после проведения торгов и при отсутствии покупателей на него, в связи с чем просил отказать в удовлетворении заявления конкурсного управляющего в заявленном виде.

Иные лица, участвующие в деле о банкротстве, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания с учетом норм статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает заявление в отсутствие не явившихся лиц.

Судебное заседание проводилось с объявлением перерыва на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 16 час. 00 минут.

После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие явки лиц.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2022 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выделено в отдельное производство требование конкурсного управляющего об исключении из конкурсной массы должника имущества Бурмакинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства, об обязании Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества Бурмакинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства и о взыскании за счет казны Некрасовского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу должника компенсации за уменьшение конкурсной массы, в отношении следующих объектов:

1. Сооружение КТП площадью 1,9 кв.м., протяженностью 2м., кадастровый номер 76:09:040101:636, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Чеботько, д.34 – 337 000 рублей.

2. Нежилое здание площадью 461,8 кв.м., кадастровый номер 76:09:040107:110, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Чеботько, д.34 — 3 781 000 рублей.

3. Нежилое здание площадью 30,6 кв.м., кадастровый номер 76:09040109:115, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино -66 000 рублей.

4. Нежилое здание площадью 244,3 кв.м., кадастровый номер 76:09:120101:635, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, с.Никольское -1 109 000 рублей.

5. Нежилое здание площадью 206,3 кв.м., кадастровый номер 76:09:120101:636, расположенное по адресу: Ярославская область. Некрасовский район, с.Никольское -614 000 рублей.

6. Сети теплотрассы протяженностью 3200 м., кадастровый номер 76:09:120101:908, расположенные по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, с.Никольское -4 180 000 рублей.

7. Подземный резервуар объемом 4 куб.м., кадастровый номер 76:09:121401:128, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, п.Сосновый Бор -21 000 рублей.

8. Подземный резервуар объемом 4 куб.м., кадастровый номер 76:09:121401:129, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, п.Сосновый Бор — 21 000 рублей.

9. Земельный участок площадью 8453+/-32Д8 кв.м., кадастровый номер 76:09:040107:119, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, п.Бурмакино, ул.Чеботько, д.34 — 2 223 000 рублей.

10. Воздушная линия ВЛ-0,4кВ, протяженностью 1,7 км - 421 000 рублей.

11. Воздушная линия ВЛ-10кВ, протяженностью 0,84 км – 167 000 рублей.

12. 3ТП-250 кВа Новоберезка - 349 000 рублей.

13. КТП-63 кВА Кирпичный – 295 000 рублей.

14. КТП-100 кВА БЗМ - 295 000 рублей.

15. Кабель подземный от TP №9 2*320 кВА 6 Арсенал ВМФ протяженностью 600 м – 197 000 рублей.

16. Воздушная линия ВЛ-0,4 кВ протяженность 1440 м. бетонные опоры 22 шт., деревянные опоры 10 шт. п.Бурмакино, ул.Заречная – 426 000 рублей.

17. Воздушная линия ВЛ-0,4 кВ протяженность 360, бетонные опоры 8 шт., деревянные опоры 2 шт. п.Бурмакино, ул.Заречная – 107 000 рублей.

Судом рассматриваются требования в оставшейся части.

Исследовав материалы дела, заслушав позиции сторон, суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.11.2013 Бурмакинское МУП ЖКХ признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, в отношении должника применены правила банкротства субъектов естественных монополий.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 29.11.2013 конкурсным управляющим утвержден Гулаков Игорь Альбертович, член саморегулируемой организации – Некоммерческое партнерство Саморегулируемая межрегиональная общественная организация «Ассоциация антикризисных управляющих», регистрационный № 6228, ИНН 503701087873.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 03.07.2019 Гулаков И.А. отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника в виду дисквалификации за совершение административного правонарушения.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 29.07.2019 (резолютивная часть от 29.07.2019) конкурсным управляющим должника утвержден Ралдугин Николай Владимирович, член Саморегулируемой межрегиональной общественной организации «Ассоциация антикризисных управляющих».

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 17.01.2020 (резолютивная часть от 15.01.2020) Ралдугин Н.В. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника, конкурсным управляющим утверждена Панева Александра Игоревна – член Саморегулируемой межрегиональной общественной организации «Ассоциация антикризисных управляющих».

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 06.05.2020 Панева А.И. освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника, судебное заседание по рассмотрению вопроса об утверждении конкурсного управляющего должника отложено судом.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 23.11.2020 (резолютивная часть от 17.11.2020) конкурсным управляющим Бурмакинского МУП ЖКХ утвержден Горшков Константин Геннадьевич, член саморегулируемой организации Крымского Союза профессиональных арбитражных управляющих «Эксперт».

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости за Бурмакинским МУП ЖКХ на праве хозяйственного ведения зарегистрировано следующее имущество:

1. Нежилое здание площадью 10,1 кв.м., кадастровый номер 76:09:040101:2539, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Новая, д.3. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава Бурмакинского МП ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области.

2. Нежилое здание площадью 8,6 кв.м., кадастровый номер 76:09:040101:2540, расположено по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Калинина. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава Бурмакинского МП ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области.

3. Водонапорная станция высотой 24м., кадастровый номер 76:09:040101:2541, расположенная по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Калинина. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава Бурмакинского МП ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области.

4. Сооружение КТП площадью 1,9 кв.м., протяженностью 2м., кадастровый номер 76:09:040101:636. расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Чеботько, д.34. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава Бурмакинского МП ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области.

5. Нежилое здание площадью 461,8 кв.м., кадастровый номер 76:09:040107:110, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Чеботько, д.34. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава Бурмакинского МП ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области.

6. Нежилое здание площадью 30,6 кв.м., кадастровый номер 76:09040109:115, расположенное по адресу: Ярославская область. Некрасовский район, р.п. Бурмакино. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава Бурмакинского МП ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области.

7. Нежилое здание площадью 244,3 кв.м., кадастровый номер 76:09:120101:635, расположенное по адресу: Ярославская область. Некрасовский район, с.Никольское. Основание государственной регистрации: Распоряжение «О передаче и закреплении муниципального имущества», №32, Выдан 24.05.2011 Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Некрасовского муниципального района.

8. Нежилое здание площадью 206,3 кв.м., кадастровый номер 76:09:120101:636, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, с.Никольское. Основание государственной регистрации: Распоряжение «О передаче и закреплении муниципального имущества», №32, Выдан 24.05.2011 Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Некрасовского муниципального района.

9. Сети теплотрассы протяженностью 3200 м., кадастровый номер 76:09:120101:908, расположенные по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, с.Никольское. Основание государственной регистрации: Распоряжение «О передаче и закреплении муниципального имущества», №32, Выдан 24.05.2011 Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Некрасовского муниципального района.

10. Подземный резервуар объемом 4 куб.м., кадастровый номер 76:09:121401:128, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, п.Сосновый Бор. Основание государственной регистрации: Распоряжение о закреплении муниципального имущества, №86/1, Выдан 22.09.2008 Администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области.

11. Подземный резервуар объемом 4 куб.м., кадастровый номер 76:09:121401:129, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, п.Сосновый Бор. Основание государственной регистрации: Распоряжение о закреплении муниципального имущества, №86/1, Выдан 22.09.2008 Администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области.

12. Нежилое здание площадью 7,2 кв.м., кадастровый номер 76:09:150101:142, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, д.Якушиха. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава Бурмакинского МП ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области.

Кроме того, конкурсным управляющим установлено, что на праве постоянного (бессрочного) пользования за Бурмакинским МП ЖКХ зарегистрирован земельный участок площадью 8453+/-32,18 кв.м., кадастровый номер 76:09:040107:119, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, п.Бурмакино, ул.Чеботько, д.34. Основание государственной регистрации: Постановление, №85. Выдан 15.01.1993 Администрация поселка Бурмакино Ярославской области.

Помимо этого, как указывает заявитель и подтверждается материалами дела, на балансе Бурмакинского МУП ЖКХ числятся:

1. Здание насосной 1992г. с канализационными сетями, с.Никольское.

2. Воздушная линия ВЛ-0,4кВ, протяженностью 1,7 км.

3. Воздушная линия ВЛ-10кВ, протяженностью 0,84 км.

4. 3ТП-250 кВа Новоберезка.

5. КТП-63 кВА Кирпичный.

6. КТП-100 кВА БЗМ.

7. Кабель подземный от TP №9 2*320 кВА 6 Арсенал ВМФ протяженностью 600 м.

8. Воздушная линия ВЛ-0,4 кВ протяженность 1440 м. бетонные опоры 22 шт., деревянные опоры 10 шт. п.Бурмакино, ул.Заречная.

9. Воздушная линия ВЛ-0,4 кВ протяженность 360 бетонные опоры 8 шт., деревянные опоры 2 шт. п.Бурмакино, ул.Заречная.

Также конкурсный управляющий указывает, что первоначальном заявлении не была учтена насосная над артскважиной №14 в р.п. Бурмакино Некрасовского района, основание передачи - Постановление «Об утверждении Устава Бурмакинского МП ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области.

Конкурсный управляющий 27.04.2021 письмом в адрес Некрасовского муниципального района направил предложение о принятии в муниципальную собственность недвижимого имущества, числящегося на балансе Бурмакинского МП ЖКХ, в пользу Администрации Некрасовского муниципального района с выплатой компенсации согласно отчету об оценке №44/12/2017-1.

Письмом от 17.05.2021 №их.12.01-1099/21 Администрация Некрасовского муниципального района сообщила конкурсному управляющему об отсутствии возражений по принятию недвижимого имущества в муниципальную собственность. Вместе с тем в ответе указано об отсутствии возможности осуществить финансирование не предусмотренных бюджетом расходов или принятия нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств в связи с отсутствием источников восполнения таких дополнительных расходов.

Кроме того, в ответе указано, что при определении размера компенсации при передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную стоимость не может применяться рыночная стоимость, размер компенсации должен определяться в разумных пределах.

В связи с возникшим между конкурсным управляющим Бурмакинского МУП ЖКХ Горшковым К.Г. и Администрацией Некрасовского муниципального района Ярославской области спором, конкурсный управляющий обратился в суд с настоящим заявлением.

Учитывая сложившуюся правовую ситуацию, суд считает ходатайство в рассматриваемой части подлежащим удовлетворению частично в силу следующего.

Согласно требованиям статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложена обязанность принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.

Верховный Суд Российской Федерации в ответе на вопрос № 2 раздела «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного 27.11.2019, разъяснил следующее.

Согласно статье 131 Закона о банкротстве объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве).

Вместе с тем, суд исходит из того, что согласно пункту 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно статье 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за муниципальным унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника.

Аналогичное положение закреплено в статье 11 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право хозяйственного ведения относится к вещным правам (статья 216 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из пунктов 5, 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Таким образом, право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации. Право хозяйственного ведения на движимое имущество возникает с момента передачи вещи, а на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации этого права.

Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.

Закон о водоснабжении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.

При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 № 8-П).

Статьей 30.1 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 №178-ФЗ объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства). Условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, являющихся сложными вещами, распространяются на все их составные части.

Положениями Закона о водоснабжении не предусмотрена возможность реализации объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.

Закон о водоснабжении является специальным по отношению к Закону о банкротстве.

Таким образом, поименованные в Законе о водоснабжении объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.

Споры о возврате названных объектов в публичную собственность и (или) споры, связанные с выплатой компенсации за такой возврат, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 № 8-П осуществляемая в силу предписаний пункта 4 статьи 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» передача указанных в нем объектов муниципальным образованиям представляет собой, по буквальному смыслу нормы, один из случаев лишения должника - собственника его имущества. Анализ же сложившейся правоприменительной практики свидетельствует о том, что эти предписания понимаются конкурсными управляющими и арбитражными судами как исключающие и какую-либо возможность компенсации должнику уменьшения конкурсной массы в результате такой передачи.

В этом смысле положения пункта 4 статьи 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» представляют собой чрезмерное, не пропорциональное конституционно значимым целям, а потому произвольное ограничение права собственности должника и, следовательно, конкурсного кредитора в конкурсном производстве и умаляют конституционное право частной собственности, т.е. противоречат статье 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. В связи с этим законодателю надлежит, исходя из принципов правового государства, регламентировать условия перехода права собственности, в частности его утраты, на основе юридического равенства и справедливости в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Данные требования распространяются и на предоставление компенсации должнику - собственнику имущества в процедуре конкурсного производства, - такая компенсация должна быть соразмерной с точки зрения обеспечения справедливого баланса между публичными и частными интересами. Аналогичную правовую позицию сформулировал Европейский Суд по правам человека, который исходит из того, что компенсация за вмешательство в осуществление права собственности вытекает из статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающей, в частности, что «никто не может быть лишен своего имущества кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».

С учетом указанных правовых подходов лицо, требующее выплаты компенсации, должно представить доказательства того, что передача имущества повлекла уменьшение конкурсной массы, доказать размер такого уменьшения, с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость.

Лица, возражающие против взыскания компенсации должны представить доказательства того, что в результате передачи должником в пользу муниципального образования объектов теплоснабжения конкурсная масса должника не уменьшилась и возможность удовлетворения требований кредиторов за счет имущества должника не изменилась.

При этом суд исходит из того, что отсутствие у должника на момент вынесения судебного акта государственной регистрации права хозяйственного ведения не влечет недействительность сделки по передаче имущества в хозяйственное ведения предприятия, таким образом, отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на имущество за должником, переданное ему собственником имущества – муниципальным образованием в установленном порядке, не может являться основанием для отказа во взыскании компенсации за уменьшение конкурсной массы.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы, Бурмакинского МУП ЖКХ зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 27.12.1993 Администрацией Некрасовского муниципального округа, 15.12.2022 ему присвоен ОГРН 027601603633.

Учредителем и собственником имущества Бурмакинского МУП ЖКХ является Администрация Некрасового муниципального района.

Основным видом деятельности Бурмакинского МУП ЖКХ является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

Как следует из материалов дела, должнику на праве хозяйственного ведения, зарегистрированном в установленном порядке, принадлежат следующие объекты водоснабжения и водоотведения:

1. Нежилое здание площадью 10,1 кв.м., кадастровый номер 76:09:040101:2539, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Новая, д.3. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава Бурмакинского МП ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области.

2. Нежилое здание площадью 8,6 кв.м., кадастровый номер 76:09:040101:2540, расположено по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Калинина. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава Бурмакинского МП ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области.

3. Водонапорная станция высотой 24м., кадастровый номер 76:09:040101:2541, расположенная по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Калинина. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава Бурмакинского МП ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области.

4. Нежилое здание площадью 7,2 кв.м., кадастровый номер 76:09:150101:142, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, д.Якушиха. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава Бурмакинского МП ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области.

Помимо этого, как указывает конкурсный управляющий и подтверждается материалами дела, на балансе Бурмакинского МП ЖКХ числятся:

1. Здание насосной 1992г. с канализационными сетями, с.Никольское.

2. Насосная над артскважиной №14 в р.п. Бурмакино Некрасовского района, основание передачи - Постановление «Об утверждении Устава Бурмакинского МП ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области.

Рассчитанная конкурсным управляющим рыночная стоимость указанных объектов водоснабжения и водоотведения, определенная на основании отчета об оценке №44/12/2017-1 от 23.06.2018, по состоянию на 21.06.2018 составляет 2 679 000 рублей.

По расчету конкурсного управляющего, остаточная стоимость вышеуказанного имущества, представляющая собой балансовую стоимость (исходя из определенной рыночной стоимости 2 679 000 руб.) с учетом амортизации по состоянию на дату обращения в суд, составляет 2 349 585,60 рубля.

Кроме того, конкурсным управляющим по предложению суда представлен расчет остаточной стоимости рассматриваемого имущества исходя из его оценки на 15.01.2015, что составило в общей сумме 2 040 326,14 рубля.

При этом конкурсный управляющий полагает, что поскольку в силу статьи 201 Закона о банкротстве имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом, все недвижимое имущество, числящееся на балансе Бурмакинского МП ЖКХ, являющегося субъектом естественной монополии, подлежит продаже единым лотом.

В то же время, как указывает заявитель, в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.

Конкурсный управляющий полагает, что все имущество, числящееся на балансе должника, подлежит передаче органам власти, а именно в пользу Администрации Некрасовского муниципального района с выплатой органами власти соразмерной компенсации, определение которой возможно на основании отчета об оценке №44/12/2017-1 от 23.06.2018 по состоянию на 21.06.2018.

Из материалов дела следует, что рассматриваемое спорное имущество представляет собой объекты коммунальной инфраструктуры, входящие в обслуживание систем водоснабжения и водоотведения.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд исходит из того, что поскольку в силу положений статьи 9 Закона о водоснабжении отчуждение объектов водоснабжения и водоотведения в частную собственность не допускается, указанные объекты не могут быть включены в конкурсную массу должника и быть реализованы в ходе процедур банкротства, в связи с чем подлежат возвращению в муниципальную казну.

Как следует Устава Некрасовского муниципального района Ярославской области, принятого решением Собрания представителей Некрасовского муниципального округа от 28.06.2005 №81, органы местного самоуправления Некрасовского муниципального района, которым является в том числе Администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области, от имени Некрасовского муниципального района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Думы Некрасовского муниципального района. Органы местного самоуправления Некрасовского муниципального района вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Ярославской области) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ст. 45).

Таким образом, имущество коммунальной инфраструктуры, состоящее из объектов водоснабжения и водоотведения, подлежит передаче в казну Некрасовского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, а именно:

1. Нежилое здание площадью 10,1 кв.м., кадастровый номер 76:09:040101:2539, расположенное по адресу: Ярославская область. Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Новая, д.3 (артскважина).

2. Нежилое здание площадью 8,6 кв.м., кадастровый номер 76:09:040101:2540, расположено по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Калинина (артскважина),

3. Водонапорная станция высотой 24м., кадастровый номер 76:09:040101:2541, расположенная по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Калинина,

4. Нежилое здание площадью 7,2 кв.м., кадастровый номер 76:09:150101:142, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, д.Якушиха (артскважина),

5. Здание насосной 1992г. с канализационными сетями, с.Никольское,

6. Насосная над артскважиной №14 в р.п. Бурмакино Некрасовского района.

Исходя из расчета конкурсного управляющего Бурмакинского МУП ЖКХ Горшкова К.Г., рыночная стоимость указанного имущества, составляющего объекты водоснабжения и водоотведения, принадлежащего должнику на праве хозяйственного ведения (как зарегистрированном, так и не зарегистрированном), определенная на основании отчета об оценке №44/12/2017-1 от 23.06.2018 по состоянию на 21.06.2018, составляет 2 679 000 рублей.

При этом, остаточная стоимость указанных объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся на балансе должника, исчисленная исходя из рыночной по состоянию на 2018 год с учетом их амортизации на дату обращения в суд с настоящим заявлением, по расчету конкурсного управляющего составляет 2 349 585,60 рубля.

По предложению суда конкурсным управляющим представлен расчет остаточной стоимости имущества должника, определенной исходя из балансовой стоимости по состоянию на 15.01.2015 (самая ранняя дата оценки балансовой стоимости имущества с момента открытия конкурсного производства в отношении должника) с учетом его амортизации на дату обращения в суд с настоящим заявлением, из которой остаточная стоимость объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся на балансе должника, составляет 2 040 236,14 рубля.

Администрацией в материалы дела представлен контррасчет остаточной стоимости объектов, заявленных к исключению из конкурсной массы и передаче муниципальному образованию, согласно которому остаточная стоимость объектов с учетом амортизации составляет 0 руб. с учетом их полной амортизации с момента ввода объектов в эксплуатацию.

Оценив методики расчета амортизации, суд соглашается с методикой расчета амортизации, примененной конкурсным управляющим. При этом судом учитывается баланс частных и публичных интересов, а также то, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость, а компенсация за изымаемое из конкурсной массы имущество определяется судом с определенной степенью точности.

Доказательств того, что расчеты конкурсным управляющим произведены ненадлежащим образом, заинтересованными лицами в дело не представлено. Конкурсным управляющим не представлены точные характеристики объектов, без которых не представляется возможным проверить расчеты амортизации и отнесение спорных объектов к амортизационным группам.

Таким образом, по мнению суда, при расчете размера компенсации с учетом принципа справедливости и разумности, следует исходить из остаточной стоимости имущества, подлежащего исключению из конкурсной массы, определенной на основании сведений о балансовой стоимости на 15.01.2015. При этом доказательств того, что балансовая стоимость имущества, определенная по состоянию на дату введения процедуры конкурсного производства в отношении должника, имела иные значения, материалы дела не содержат.

Следовательно, за счет казны Некрасовского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу Бурмакинского МУП ЖКХ подлежат взысканию денежные средства в сумме 2 040 326,14 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы.

В остальной части требование о взыскании компенсации за уменьшение конкурсной массы суд оставляет без удовлетворения.

При этом суд отклоняет доводы Администрации об отсутствии оснований взыскания компенсации по причине полной амортизации имущества должника в связи с предусмотренной законодательством о бухгалтерском учете возможности переоценки имущества, поставленного на баланс организации. Ходатайств об экспертизе остаточной стоимости Администрацией не заявлено, каких-либо иных доказательств того, что остаточная стоимость у объектов, заявленных к исключению из конкурсной массы, отсутствует, не представлено.

Остальные доводы и возражения лиц, участвующих в деле, заявленные применительно к рассматриваемому вопросу, судом проверены и отклонены, как не имеющие правового значения для разрешения настоящего спора и не способные повлиять на выводы суда по результатам рассмотрения заявленных требований.

Руководствуясь статьей 131, 132 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 49, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Исключить из конкурсной массы Бурмакинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства объекты водоснабжения и водоотведения, а именно:

1. Нежилое здание площадью 10,1 кв.м., кадастровый номер 76:09:040101:2539, расположенное по адресу: Ярославская область. Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Новая, д.3 (артскважина).

2. Нежилое здание площадью 8,6 кв.м., кадастровый номер 76:09:040101:2540, расположено по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Калинина (артскважина),

3. Водонапорная станция высотой 24м., кадастровый номер 76:09:040101:2541, расположенная по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Калинина,

4. Нежилое здание площадью 7,2 кв.м., кадастровый номер 76:09:150101:142, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, д.Якушиха (артскважина),

5. Здание насосной 1992г. с канализационными сетями, с.Никольское,

6. Насосная над артскважиной №14 в р.п. Бурмакино Некрасовского района.

Обязать Администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области в двухмесячный срок с даты вступления настоящего определения суда в законную силу принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения, а именно:

1. Нежилое здание площадью 10,1 кв.м., кадастровый номер 76:09:040101:2539, расположенное по адресу: Ярославская область. Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Новая, д.3 (артскважина).

2. Нежилое здание площадью 8,6 кв.м., кадастровый номер 76:09:040101:2540, расположено по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Калинина (артскважина),

3. Водонапорная станция высотой 24м., кадастровый номер 76:09:040101:2541, расположенная по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул.Калинина,

4. Нежилое здание площадью 7,2 кв.м., кадастровый номер 76:09:150101:142, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, д.Якушиха (артскважина),

5. Здание насосной 1992г. с канализационными сетями, с.Никольское,

6. Насосная над артскважиной №14 в р.п. Бурмакино Некрасовского района.

Взыскать за счет казны Некрасовского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу Бурмакинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства 2 040 326,14 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы.

В остальной части в удовлетворении требований конкурсного управляющего Бурмакинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Горшкова Константина Геннадьевича отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Ю.А. Русакова