НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Вологодской области от 28.06.2018 № А13-6608/2018

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 июня 2018 года                       г.Вологда                    Дело № А13-6608/2018

Резолютивная часть определения объявлена 28 июня 2018 года.

Полный текст определения  29 июня 2018 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Селивановой Ю.В.,   при  ведении  протокола судебного  заседания секретарем судебного заседания Мальчиковой Д.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общественная организация – Профсоюз работников образования города Череповца Вологодской области к общественной организации – Череповецкое городское объединение профсоюзов «Профцентр» о признании незаконным решения от 26.01.2018 № 08,  при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, мэрии города Череповца,

при участии от заявителя – Кузьминой А.Б. по доверенности от 02.04.2018, от ответчика – Бродкова Д.М., Кузнецовой Ю.М. по доверенности от 01.06.2018, от третьего лица – Мещаниновой А.Г. по доверенности от 09.06.2018 № 392/01-01-30,

у с т а н о в и л:

общественная организация – Профсоюз работников образования города Череповца Вологодской области (далее профсоюз)  обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к общественной организации – Череповецкое городское объединение профсоюзов «Профцентр» (далее  - общественная организация «Профцентр», организация) о признании незаконным решения от 26.01.2018 № 08.

В обоснование заявленных требований ссылается на нарушение прав профсоюза действиями по отказу во включении представителя профсоюза в состав городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Общественная организация «Профцентр» в отзыве на заявление  и его представители в судебном заседании требования  отклонили, указали на отсутствие правовых оснований для включения заявителя в трехстороннюю комиссию.

Мэрия города Череповца в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании поддержали позицию  общественной организации «Профцентр».

Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что производство по делу подлежит прекращению.

Как следует из материалов дела, профсоюз обратился к общественной организации «Профцентр» с заявлением от 20.10.2017 о включении представителя профсоюза в состав стороны городской трехсторонней комиссии.

Организация  в письме от 26.01.2018 № 08 со ссылкой на  Положение о городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденное постановлением Череповецкой городской Думы от 24.12.2002 № 174 (далее –Положение о трехсторонней комиссии) отказала во включении представителя профсоюза в состав комиссии.

Профсоюз, не согласившись с отказом организации, обратился в арбитражный суд в порядке статьи 24 АПК РФ с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Часть 1 статьи 27 АПК РФ содержит общую норму о том, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. На то, что арбитражным судам подведомственны исключительно экономические споры, указывают и формулировки заглавий статей 28, 29 АПК РФ, указывающих на два основных вида экономических споров, подведомственных арбитражному суду, - возникающие из гражданских правоотношений и возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Об экономическом характере спора свидетельствует связь его предмета с осуществлением деятельности в сфере хозяйственного оборота и участием его субъекта в имущественно-стоимостных отношениях.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (пункт 3 названной статьи).

Правоотношения между работниками, работодателями и профсоюзными организациями урегулированы нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее –ТК РФ), в частности статьей 30 ТК РФ о предоставлении интересов работников первичными профсоюзными организациями и положениями  Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее –Закон № 10-ФЗ).

В силу положений статьи 1 Закона № 10-ФЗ  предметом его регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюзы). При этом целью создания профсоюзов и их задачами является представительство интересов работников и защита их социально-трудовых прав.

Из Устава профсоюза следует, что основной его целью является представительство и защита трудовых, социально-трудовых и профессиональных прав и интересов членов профсоюза – работников образовательных учреждений.

Согласно Уставу общественная организация «Профцентр» объединяет на добровольных началах профсоюзные организации, их объединения, являющиеся юридическими лицами. Данное объединение профсоюзов создано в целях консолидации сил и координации действий членских организаций, представительства и защиты прав и интересов членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом, а в области коллективных прав и интересов –всех работников независимо от членства в профсоюзах, в органах местного самоуправления города и области.

Из приведенных положений следует, что  сама деятельность профсоюзной организации регулируется нормами трудового права и специального законодательства о профессиональных союзах и относится к сфере трудовых и социальных, а не экономических отношений.

Из Положения о трехсторонней комиссии следует, что ее деятельность осуществляется на добровольной неоплачиваемой основе, комиссия создана для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений (пункты 1.1,1.3).

В связи с чем, спор  о незаконности действий по отказу во включение представителя профсоюза в состав указанной комиссии не является экономическим или связанным с осуществлением предпринимательской деятельности. Ни положениями АПК РФ, ни нормами федеральных законов рассмотрение такого спора к компетенции арбитражный судов не отнесено.

Названный спор неподведомственен арбитражному суду.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

При изложенных обстоятельствах, данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и производство по нему следует прекратить.

Государственная пошлина в сумме 3000 руб., уплаченная по платежному поручению от  25.04.2018 № 27, на основании части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь  пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184 - 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

о п р е д е л и л :

прекратить производство по делу № А13-6608/2018 по заявлению общественной организации – Профсоюз работников образования города Череповца Вологодской области к общественной организации – Череповецкое городское объединение профсоюзов «Профцентр» о признании незаконным решения от 26.01.2018 № 08.

Возвратить общественной организации – Профсоюз работников образования города Череповца Вологодской области (ОГРН 1023500004494) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб., уплаченную по платежному поручению от 25.04.2018 № 27.

Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                          Ю.В. Селиванова