НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Удмуртской Республики от 02.09.2022 № А71-1468/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Определение

о включении требования в реестр требований кредиторов

г. Ижевск

Дело № А71- 1468/2022

09 сентября 2022 года

Т/8

Резолютивная часть определения объявлена 02 сентября 2022г.

Определение в полном объеме изготовлено 09 сентября 2022г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.В. Климаш, рассмотрев в открытом судебном заседании в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) гражданки ФИО1 г.Ижевск (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>, СНИЛС <***>) требование Федеральной налоговой службы России г. Москва о включении в реестр требований кредиторов задолженности в сумме 3175 руб. 04 коп.,

при участии представителей:

от заявителя: не явились, уведомлены надлежащим образом;

от финансового управляющего: не явился, уведомлен надлежащим образом;

от должника: не явился, уведомлен надлежащим образом;

от иных лиц: не явились, извещены о времени и месте судебного заседания посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети «Интернет» (п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»), что подтверждается отчетом о публикации судебных актов,

УСТАНОВИЛ:

08.02.2022 гражданка ФИО1 (далее – ФИО1 должник) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании ее несостоятельной (банкротом).

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.02.2022 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу с присвоением № А71-1468/2022.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.03.2022 по делу № А71-1468/2022 (резолютивная часть от 15.03.2022) ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>, СНИЛС <***>) признана несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО2.

Сообщение о введении в отношении ФИО1 процедуры реализации имущества гражданина опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 16.03.2022, в газете «Коммерсантъ» 02.04.2022.

08.06.2022 в Арбитражный суд Удмуртской Республики поступило заявление Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России), направленное почтовым отправлением 02.06.2022 о включении в реестр требований кредиторов ФИО1 задолженности в размере 3175 руб. 04 коп.

Определением суда от 16.06.2022 требования оставлено без движения в связи с непредставлением доказательств направления требования финансовому управляющему и по адресу регистрации должника.

Определением суда от 07.07.2022 требование принято к производству и назначено к рассмотрению в судебном заседании на 02.09.2022 в 10 час. 30 мин.

Надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания, в том числе, публично, путем размещения соответствующей информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики кредитор, должник, финансовый управляющий, иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, в связи с чем, в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть настоящее требование по имеющимся документам, в их отсутствие.

В поступившем в электроном виде отзыве на требование финансовый управляющий по включению задолженности в реестр требований кредиторов не возражал.

До дня судебного заседания отзыв на требование от должника, возражения на требование ФНС России в суд от иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, не поступили.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве) дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными указанным Законом.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).

В силу ст. 2 Закона о банкротстве обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской

Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

В соответствии с п. 2 ст. 213.8 Закона о банкротстве для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном ст. 213.7 настоящего Федерального закона.

В ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 100 настоящего Федерального закона (п. 4 ст. 213.24 Закона о банкротстве).

В соответствии со ст. 100 Закона о банкротстве требование кредитора о включении в реестр требований кредиторов должника направляется в суд с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

Как следует из материалов дела, ФНС России заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности (согласно расчету):

- по налогу на имущество физических лиц по ставке, применяемой к объекту налогообложения в границах городского округа за 2017-2020г.г. в размере 938 руб. 00 коп.;

- пени по налогу на имущество физических лиц по ставке, применяемой к объекту налогообложения в границах городского округа за 2014-2020г.г. в размере 339 руб.40 коп.;

- по транспортному налогу с физических лиц за 2014, 2015г.г. в размере 647 руб. 00 коп.;

- пени по транспортному налогу за 2014, 2015г.г. в размере 470 руб. 05 коп.;

- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов за 2016, 2017, 2020г.г. в размере 246 руб. 00 коп.;

- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов за 2015, 2016, 2017, 2020г.г. в размере 34 руб. 59 коп.;

- штраф за непредставление налоговой декларации за 2020г в размере 500 руб.

В абз. 1 п. 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что в силу п. 3 - 5 ст. 71 и п. 3 - 5 ст. 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

В п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 (далее - Обзор судебной практики от 20.12.2016) разъяснено, что согласно п. 10 ст. 16, а также п. 3-5 ст. 71, п. 3-5 ст. 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам. В обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).

Штрафы за правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды включены в состав обязательных платежей. Квалификация требования об уплате штрафа зависит от даты совершения правонарушения.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим НК РФ (п. 6 ст. 45 НК РФ).

Порядок принудительного исполнения обязанности по уплате налога физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, регулируется ст. 48, 69, 70, 75 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, установленном ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном ст. 47 и 48 НК РФ.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии со ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.

В силу п.п. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 6 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Согласно п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п.1 ст.393 НК РФ).

Земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенная в пределах муниципального образования квартира.

Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу пункта 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

В материалы настоящего обособленного спора представлены доказательства наличия задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017-2020г.г. и пени, начисленным на указанную задолженность, по земельному налогу с физических лиц за 2017, 2020г.гю и пени, начисленным на указанную задолженность, по штрафу за непредставление налоговой декларации за 2020г., своевременного принятия мер к ее взысканию (налоговые уведомления от 01.09.2021 № 35154792, от 03.08.2020 № 30365422, от 04.07.2019 № 19093874, от 14.08.2018 № 42573730, требования об уплате налога сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 6860 по состоянию на 15.02.2022, № 69595 по состоянию на 13.12.2021, № 35981 по состоянию на 18.06.2021, № 30458 по состоянию на 26.06.2020, № 40524 по состоянию на 01.07.2019, № 8642 по состоянию на 23.11.2018, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.12.2021 № 6836).

Доказательства оснований возникновения задолженности представлены в материалы настоящего обособленного спора и соответствующие сведения отражены в расчете сумм задолженности.

Доказательств уплаты заявленных сумм, наличия задолженности в меньшем размере суду не представлено. Право на включение указанной суммы налогов в реестр требований кредиторов подтверждено.

На основании вышеизложенного, требование ФНС России в размере следует признать обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов ФИО1 в размере 1801 руб. 62 коп. по третьей очереди удовлетворения.

В части пеней по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016г.г. суд считает необходимым отказать, поскольку доказательств оснований возникновения недоимки по указанным налогам, на которые начислены пени, доказательства принятия мер принудительного взыскания в материалы дела кредитором не представлены.

Суд пришел к выводу, что налоговый орган к моменту введения первой процедуры банкротства утратил возможность принудительного исполнения обязанности по уплате указанной суммы задолженности.

Согласно разъяснениям пункта 11 Обзора судебной практики от 20.12.2016 требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом обоснованным, в случае, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства не утрачена.

Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.

Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов и пени в судебном порядке, а также при пропуске срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании обязательных платежей за счет имущества должника.

В части требования по включению в реестр требований кредиторов должника задолженности по транспортному налогу за 2014 г.г. и пени, начисленных на указанную задолженность, суд считает необходимым отказать, исходя из следующего.

Транспортный налог физических лиц исчисляют налоговые органы на основании сведений, которые представляют органы и иные лица, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.

Как следует из п. п. 2, 3 ст. 52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, на него возлагается также обязанность по направлению налогоплательщику в указанный срок уведомления об уплате налога по установленной форме с указанием суммы налога, объекта налогообложения, налоговой базы и срока уплаты налога. В отсутствие такого уведомления возможность надлежащего исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога исключена.

Транспортный налог за 2014 г. подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами после получения налогового уведомления до 1 октября 2015 г.

Вместе с тем, из представленных доказательств следует, что налоговым органом налоговое уведомление по транспортному налогу за 2014г. в адрес должника не направлялось. Доказательств направления требования об уплате налога № 62691 по состоянию на 29.10.2015 не представлено.

Таким образом, должник был лишен возможности уплаты налога в добровольном порядке в установленный срок, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания пеней за его неуплату.

В расчете суммы задолженности по транспортному налогу, а также начисленных на указанную задолженность пеням указан судебный приказ от 12.11.2016 № 2а-2418/2016. Вместе с тем, судебный приказ налоговым органом в материалы дела не представлен. Доказательств его направления в службу судебных приставов для принудительного исполнения не представлено.

Согласно пункту 3 статьи 21 Закона об исполнительном производстве судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.

Таким образом, взыскатель, не реализовавший свое право на принудительное исполнение судебного акта в отношении должника посредством органов принудительного исполнения судебных актов и пропустивший срок на предъявление исполнительного листа к исполнению (либо предъявления судебного приказа к исполнению), не вправе осуществлять его при возбуждении дела о банкротстве в отношении должника путем включения требования в реестр, поскольку утратил право удовлетворения своего интереса в установленном процессуальным законодательством порядке.

Соответственно, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие соблюдение налоговым органом процедуры взыскания спорной задолженности. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что уполномоченный орган не доказал надлежащее соблюдение им мер принудительного взыскания задолженности по транспортному налогу за 2014г.

Таким образом, во включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по транспортному налогу за 2014г. и начисленных на задолженность пени следует отказать.

Также налоговым органом не представлен судебный приказ № 2а-2251/2020 от 31.07.2020, подтверждающий обоснованность взыскания задолженности по транспортному налогу за 2015г., по земельному налогу за 2016г. и доказательства его предъявления в службу судебных приставов.

В части пеней по земельному и транспортному налогам за 2015г. доказательств принятия мер принудительного взыскания кредитором не представлено.

Таким образом, в данной части требования суд также считает необходимым отказать

Руководствуясь ст.ст. 184-187, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 100, 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражный суд Удмуртской Республики

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.Признать требование Федеральной налоговой службы, г. Москва обоснованным в размере 1801 руб. 62 коп., в том числе: 1166 руб. 00 коп. налога, 135 руб. 62 коп. пени, 500 руб. штрафа и подлежащим включению в реестр требований кредиторов ФИО1, (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>, СНИЛС <***>) по третьей очереди удовлетворения.

2.В остальной части требование признать необоснованным, во включении в реестр требований кредиторов должника отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья М.С. Сидорова