НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Удмуртской Республики от 01.08.2018 № А71-10160/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Ижевск Дело № А71-10160/2018 

Полный текст определения изготовлен 03 августа 2018г. 

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой  при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания  В.Г. Геладзе, рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по  заявлению Общества с ограниченной ответственностью Частной охранной  организации «КАМЕЛОТ-ОХРАНА» г.Ижевск к Прокурору Октябрьского  района г. Ижевска о признании незаконными решения от 15.05.2018 № 107 о  поведении проверки и представления от 15.06.2018 № 49-2018, 

при участии в судебном заседании:

от заявителя: директора Радыгина А.И. (представлен паспорт), Красноперова  С.А. по доверенности от 12.07.2018; 

от Прокурора: Бузанаковой Е.Б. (представлено удостоверение), 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная органи- зация «КАМЕЛОТ-ОХРАНА» (далее – ООО ЧОО «КАМЕЛОТ-ОХРАНА»,  общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными решения от 15.05.2018 № 107 о  проведении проверки в отношении ООО ЧОО «КАМЕЛОТ-ОХРАНА» и  предписания Прокуратуры Октябрьского района г. Ижевска (далее – Прокурор, ответчик) от 15.06.2018 об устранении нарушений трудового законодательства. 

Как следует из материалов дела, 15.05.2018 прокурором Октябрьского  района г. Ижевска старшим советником юстиции Черниевым М.Г. на основании задания прокуратуры Удмуртской Республики от 03.04.2018 № Ипгр-7- 19-2018/6514 было принято решение № 107 о проведении проверки ООО ЧОО  «КАМЕЛОТ-ОХРАНА» с целью предупреждения, выявления и пресечения  нарушений трудового законодательства при оформлении трудовых отношений, приеме на работу, переводе, прекращении трудовых отношений, про- хождении работниками медицинских освидетельствований, при начислении  и выплате сотрудникам общества заработной платы, окончательного расчета 


при увольнении, предоставлении времени отдыха, применении к работникам  дисциплинарных взысканий, обеспечении безопасных условий труда и охра- ны труда. 

В адрес директора ООО ЧОО «КАМЕЛОТ-ОХРАНА» было направлено  вышеуказанное решение с указанием документов, необходимых для представления на проверку. 

Считая незаконными решение о проведении проверки соблюдения трудового законодательства от 15.05.2018 № 107 и представление прокурора Октябрьского района г. Ижевска от 15.06.2018 № 49-2018, заявитель обратился  с заявлением об оспаривании указанных актов в Арбитражный суд Удмуртской Республики. 

В обоснование заявленных требований общество указало, что с какими- либо документами, объясняющими цель проведения внеплановой проверки,  ознакомлено не было. Организация приступила к работе только в январе 2018  года, все сотрудники имеют необходимую квалификацию, удостоверения  частного охранника, выданные сотрудниками отдела лицензионно- разрешительной работы по г. Ижевску, проходят периодическую проверку в  сроки, установленные Росгвардией, медицинское обследование. 

Прокурор с доводами заявителя не согласен по основаниям, изложен- ным в отзыве на заявление. Также Прокурор считает, что дело не подлежит  рассмотрению в арбитражном суде, поскольку цель и предмет проведенной  прокуратурой проверки в отношении ООО ЧОО «КАМЕЛОТ-ОХРАНА» не  затрагивали предпринимательскую или экономическую деятельность общества, а направлены на защиту трудовых прав сотрудников общества. На основании изложенного прокурор заявил ходатайство о прекращении производства по делу. 

Оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что про- изводство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям. 

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в отношении юридических лиц, в том  числе, проведению проверок соблюдения трудового законодательства регла- ментированы статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О  прокуратуре Российской Федерации». 


Частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрено, что арбитражные суды  разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием ор- ганизаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и  имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в уста- новленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Ко- дексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государ- ственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, долж- ностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные  суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела,  возникающие из административных и иных публичных правоотношений,  экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организаци- ями предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе  об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной  власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и дей- ствий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных  лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Споры о признании ненормативного правового акта недействительным  подведомственны арбитражному суду лишь в том случае, если оспариваемый  акт связан с осуществлением заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, и возлагает на него какие-либо обязанности, со- здает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности. 

Между тем, из материалов дела установлено, что предметом проверки,  проведенной прокуратурой, явились правоотношения в области соблюдения  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержа- щих нормы трудового права, то есть трудовые правоотношения. Так, соглас- но решению о проведении проверки от 15.05.2018 № 107 предметом проверки являлось соблюдение ООО ЧОО «КАМЕЛОТ-ОХРАНА» требований трудового законодательства при оформлении трудовых отношений, приеме на  работу, переводе, прекращении трудовых отношений, прохождениями работ- никами медицинских освидетельствований, при начислении и выплате со- трудниками общества заработной платы, окончательного расчета при уволь- нении, предоставлении времени отдыха, применении к работникам дисци- плинарных взысканий, обеспечении безопасных условий труда и охраны труда. 

Принятые в результате проверки ненормативные акты направлены на  общество как на участника трудовых правоотношений, а не как на субъекта  предпринимательской деятельности. 


Заявленные обществом требования относятся к сфере трудовых правоотношений, оспариваемые ненормативные акты прокуратуры не затрагивают  права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах в соответствии  со статьей 383 ТК РФ определяется гражданским процессуальным законода- тельством Российской Федерации. 

На основании пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуально- го кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые  дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых  прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из граждан- ских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных  правоотношений, за исключением экономических споров и других дел, отне- сенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к  ведению арбитражных судов (часть 3 статьи 22 Гражданского процессуаль- ного кодекса Российской Федерации). 

Таким образом, рассматриваемый в рамках настоящего дела спор воз- ник из трудовых правоотношений, поэтому такой спор подведомственен суду  общей юрисдикции и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. 

Определением суда от 05.07.2018 заявителю предлагалось обосновать  подведомственность спора арбитражному суду. Соответствующих пояснений  обществом представлено не было. 

Согласно п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает произ- водство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. 

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении  Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2006 года № 3-П,  правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению кото- рых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно  выбранным составом суда. 

Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственно- сти) не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не  уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не явля- ется, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотре- ния судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосу- дия. 

Неподведомственность спора арбитражному суду является основанием  для прекращения производства по делу, за исключением случая, когда произ- водство по делу уже было прекращено судом общей юрисдикции в связи с  неподведомственностью, поскольку в противном случае лицо будет лишено  права на судебную защиту своих законных интересов. 


ООО ЧОО «КАМЕЛОТ-ОХРАНА» в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании решения от 15.05.2018 № 107 Прокурора Октябрьского  района г. Ижевска о поведении проверки и представления от 15.06.2018 №  49-2018 не обращалось, доказательств обратного суду не представлено. 

Следовательно, в целях реализации гарантированного права на судеб- ную защиту своих интересов общество вправе обратиться с самостоятельным  требованием в суд общей юрисдикции. 

Учитывая изложенное, производство по настоящему делу подлежит  прекращению. 

На основании подп.3 п.1 ст. 333.40 НК РФ в случае прекращения производства по делу уплаченная государственная пошлина подлежит возврату  заявителю. 

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150, ст.ст. 184-186 Арбитражного процес- суального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской  Республики, 

 о п р е д е л и л:

Определение может быть обжаловано в течение месяца после его выне- сения в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный  суд Удмуртской Республики. 

Судья М.С. Сидорова