НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Тверской области от 21.12.2017 № А66-11734/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Рощиной С.Е., при  ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Бахшиевой  Э.Р., без участия представителей сторон, рассмотрев в открытом судебном за- седании в рамках дела по заявлению Муниципального унитарного предприятия  «Кувшиновские тепловые сети», г.Кувшиново, 

к Финансовому отделу МО «Кувшиновский район», г.Кувшиново,

третьи лица Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного  образования детей «Детско – юношеская спортивная школа» Кувшиновского  района, г.Кувшиново, 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 3», г.Кувшиново, 

 о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия, 

заявление Финансового отдела Муниципального образования «Кувшиновский район», г.Кувшиново, 

к Кувшинвоскому районному отделу судебных приставов УФССП России по  Тверской области, г. Кувшиново, 

заинтересованное лицо: УФССП России по Тверской области, г.Тверь 

взыскатели: ФИО1, Костромская обл., ФИО2, г.Воронеж 

об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению   № 69016/17/48718 от 31.10.2017г., 

УСТАНОВИЛ:

 Финансовый отдел Муниципального образования «Кувшиновский район»  (далее – заявитель, Отдел) обратилась в суд с заявлением к Кувшиновскому  районному отделу судебных приставов УФССП России по Тверской области об  освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению Кувшиновского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области № 69016/17/48718 от 31.10.2017г. 

 При участии в деле заинтересованного лица: УФССП России по Тверской  области, г.Тверь и взыскателей: ФИО1, Костром- ская обл., ФИО2, г.Воронеж. 

 Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное за- седание не обеспечили, что не препятствует суду в порядке статьи 156 Арбит-


ражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. Отдел направил ходатайство о  рассмотрении заявления в его отсутствие. 

Из материалов дела следует, решением арбитражного суда по делу   № А66-11734/2016 от 13.12.2016г. на Финансовый отдел муниципального образования «Кувшиновский район» возложена обязанность совершить предусмотренные законом действия по исполнению требований указанных судебных актов и исполнительных документов, в том числе: приостановить операции по  всем лицевым счетам МБУДОД «Детско-юношеская спортивная школа» Кувшиновского района до исполнения требований решения Арбитражного суда  Тверской области от 27.10.2010 по делу № А66-8597/2010; приостановить операции по всем лицевым счетам МБДОУ «Детский сад № 3» до исполнения требований решения Арбитражного суда Тверской области от 01.11.2010 по делу   № А66-8595/2010. 

 В связи с неисполнением заявителем требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения – до 15.09.2017г., судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства  31.10.2017г. вынесено постановление № 69016/17/48718 о взыскании с должника исполнительского сбора, размер которого составил 50 000 руб. 

Полагая, что в данном случае имеются предусмотренные законом осно- вания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, Отдел обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением 

 Рассмотрев данное заявление, суд исходит из следующего: 

 Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов  других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на фи- зических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской  Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим  гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств  и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или 


3 А66-11734/2016

воздержанию от совершения определенных действий, определены Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве). 

В силу частей 1, 2 статьи 6 Закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукосни- тельному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае  невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он при- меняет меры, предусмотренные данным Федеральным законом. 

На основании статьи 12 Закона о судебных приставах в процессе прину- дительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотрен- ных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному  исполнению исполнительных документов. 

Согласно части 1 статьи 30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав- исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Из части 3 статьи 12 Закона   № 229-ФЗ следует, что судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства. 

В соответствии с частью 11 статьи 30 Закона № 229-ФЗ, если исполни- тельный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного  производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником  содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает  должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении  срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского  сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных  статьями 112 и 116 указанного закона. 

В силу части 1 статьи 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения  должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок,  установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение  суток с момента получения копии постановления судебного пристава- исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав- исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и  устанавливает должнику новый срок для исполнения. 

В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский  сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению,  в течение суток с момента получения копии постановления судебного приста-


ва-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. 

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от  30.07.2001 № 13-П разъяснил, что взыскание исполнительского сбора относится  к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государ- ства. 

Согласно части 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор  устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, ука- занного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному при- ставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным  вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых  при данных условиях обстоятельств. 

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от  подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не  менее десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3 статьи 112 Закона   № 229-ФЗ). 

Частью 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что должник впра- ве в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в  суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о  рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от  взыскания исполнительского сбора. 

В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве при  отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд впра- ве освободить должника от взыскания исполнительского сбора. 

В абзаце 1 пункта 75 Постановления Пленума от 17.11.2015 № 50 «О  применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов,  возникающих в ходе исполнительного производства» Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи  112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от  взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи  401 ГК РФ). 

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом испол- нившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности,  несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось  невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не- предотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам  не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов 


5 А66-11734/2016

должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у  должника необходимых денежных средств. 

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора  исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры  для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе  требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том  числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований  исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (абзац 2 пункта 75 Постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, воз- никающих в ходе исполнительного производства»). 

Частью 1 статьи 65 АПК РФ регламентировано, что каждое лицо, участ- вующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как  на основание своих требований и возражений. 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, с целью освобождения от уплаты исполнительского сбора должнику должна быть предоставлена  возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных  сроков исполнения исполнительного документа, обязывающего его передать  взыскиваемые денежные средства, вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодо- лимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им  той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в це- лях надлежащего исполнения возложенной на него обязанности. 

Таким образом, по смыслу приведенных норм неисполнение должником  требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в отсутствие у него уважительных причин для такого неисполнения являются самостоятельными основаниями для вынесения в отноше- нии него постановления о взыскании исполнительского сбора. Возможность  освобождения должника от взыскания исполнительного сбора обусловлена  принятием им всех необходимых мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, а также наличием объективно  непреодолимых обстоятельств, находящихся вне контроля должника, которые  не позволили ему исполнить требования исполнительного документа. Исполни- тельный сбор имеет характер обязательного платежа, поскольку он взыскивает- ся при неисполнении должником требований исполнительного документа в  установленный судебным приставом-исполнителем срок, и только принятие  должником мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования и наличие у него чрезвычайных и непредотврати- мых обстоятельств, наличие которых он сам и должен доказать, освобождает  должника от уплаты исполнительного сбора. 


Иные обстоятельства, исключающие взыскание исполнительского сбора  или освобождающие должника от его уплаты, действующим законодательством  не предусмотрены. 

Факт неисполнения в установленный для добровольного исполнения срок  требований исполнительного документа должником по существу не оспарива- ется. 

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материа- лах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, должник не представил  достаточных и надлежащих доказательств, подтверждающих принятие Отделом  всех необходимых мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, а также, безусловно и однозначно свидетель- ствующих о том, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми  обстоятельствами, и другими непредвиденными, непреодолимыми препятстви- ями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливо- сти и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа. 

При этом суд также принимает во внимание длительное неисполнение  Отделом требований исполнительного документа (более полугода). 

Приведенные заявителем аргументы (особенности формирования бюдже- та, использование средств строго по целевому назначению, невыплата заработ- ной платы сотрудникам МБДОУ, неоплата коммунальных услуг) не свидетель- ствуют о наличии обстоятельств непреодолимой силы по смыслу, придаваемо- му этому термину положениями статьи 401 ГК РФ. Указанные обстоятельства  не является чрезвычайными и непредотвратимыми и, при отсутствии доказательств принятия надлежащих мер для исполнения требований исполнительного документа, сами по себе не являются основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (абзац 2 пункта 75 Постановления № 50). 

 При таких обстоятельствах оснований для освобождения Отдела от взыскания исполнительского сбора не имеется. 

Руководствуясь статьями 184-188, 324 часть 2.1 Арбитражного процессу- ального кодекса Российской Федерации, суд 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 В удовлетворении заявления Финансового отдела Муниципального образования «Кувшиновский район» об освобождении от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением Кувшиновского районного отдела  судебных приставов УФССП России по Тверской области № 69016/17/48718 от  31.10.2017г. отказать. 

Настоящее определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбит- ражный апелляционный суд, г.Вологда в порядке и сроки, установленные АПК  РФ. 

Судья С.Е.Рощина