НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Томской области от 05.06.2014 № А67-1841/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Томск Дело №А67 – 1841/2013

19 июня 2014 г.

Резолютивная часть определения объявлена 05 июня 2014 г.

Определение в полном объеме изготовлено 19 июня 2014 г.

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Ю.В. Цыбульского,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филимончик С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с использование средств аудиозаписи

дело по заявлению открытого акционерного общества «Завод пищевых продуктов «Томский» о признании его несостоятельным (банкротом),

(рассмотрение заявления конкурсного управляющего ОАО «ЗПП «Томский» об исключении из реестра требований кредиторов)

ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:

От конкурсного управляющего – Лизунова Е.А. на основании доверенности от 12.05.2014г., Шенбергер Д.С. на основании доверенности от 07.06.2013г. (после перерыва),

от ФНС России – Толмачев А.А. по доверенности от 02.12.2013г., Воронецкая Т.Ю. на основании доверенности от 02.12.2013г.,

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области – Федько А.А. (по доверенности от 29.01.2014г.) (после перерыва),

У С Т А Н О В И Л:

Определением Арбитражного суда Томской области от 05 апреля 2013 года по заявлению должника - открытого акционерного общества «Завод пищевых продуктов «Томский» (ОГРН 1057002655654, ИНН/КПП 7017131950/701701001, адрес (место нахождения): 634061, Томская область, г. Томск, пр. Комсомольский, д. 62, стр. 2) (далее – ОАО «ЗПП «Томский», должник) возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ОАО «ЗПП «Томский».

Определением Арбитражного суда Томской области от 04 июня 2013 года (резолютивная часть объявлена 27 мая 2013 года) заявление должника ОАО «ЗПП «Томский» признано обоснованным, в отношении ОАО «ЗПП «Томский» (ОГРН 1057002655654, ИНН/КПП 7017131950/701701001, адрес (место нахождения): 634061, Томская область, г. Томск, пр. Комсомольский, д. 62, стр. 2) введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим ОАО «ЗПП «Томский» утвержден Лизунов Сергей Михайлович, член Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Северо-Запада».

Решением Арбитражного суда Томской области от 10.01.2014г. (резолютивная часть оглашена 27.12.2013г.) ОАО «ЗПП «Томский» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура банкротства – конкурсное производство. Конкурсным управляющим ОАО «ЗПП «Томский» утверждена Гладкая Ульяна Валентиновна (ИНН 701730430367), член Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Северо - Запада».

Сообщение о признании ОАО «ЗПП «Томский» несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него процедуры конкурсного производства опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 11 от 25.01.2014г.

07 мая 2014 года конкурсный управляющий ОАО «ЗПП «Томский» обратился с заявлением об исключении из реестра требований кредиторов ОАО «ЗПП «Томский» из состава третьей очереди требований ФНС России в размере 7 039 200 рублей.

Определением суда от 12 мая 2014 года заявление конкурсного управляющего принято к производству, судебное заседание по рассмотрению заявления назначено на 04 июня 2014 года на 16 часов 00 минут. На основании ст.163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 05 июня 2014 года до 09 часов 45 минут.

Представители конкурсного управляющего в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители уполномоченного органа полагают заявление конкурсного управляющего об исключении требования ФНС России в размере 7 039 200,00 рублей основного долга из реестра требований кредиторов открытого акционерного общества «Завод пищевых продуктов «Томский» необоснованным по основаниям, изложенным в отзыве. В т.ч. указали, что у должника в силу положений п. 2 ст. 184 НК РФ возникла обязанность по уплате сумм акциза за январь, февраль и март 2013 года в размере 7 039 200 руб., в связи с отсутствием банковской гарантии. Учитывая, что обязанность по уплате акциза у должника возникла, то согласно п. 4 ст. 203 НК РФ возмещение (путем зачета или возврата) возможно при выполнении ряда условий, а именно фактическое исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате сумм акциза и представление необходимых документов в налоговый орган, по результатам рассмотрения которых налоговым органом должно быть вынесено соответствующее решение.

До настоящего времени суммы акциза должником не уплачены. Решение налогового органа о возмещении уплаченных сумм акциза не выносилось.

Учитывая, что отсутствует решение налогового органа о возмещении уплаченных сумм акциза, то невозможно определить какая конкретно сумма подлежит и подлежит ли вообще исключению из реестра требований кредиторов должника, поскольку возмещенная сумма при имеющейся задолженности должника подлежит зачету согласно п. 4 ст. 203, 78 НК РФ, и более того в материалах дела имеется не оспоренное решение ИФНС России по г. Томску № .-10 от 18.06.2013, которым должнику отказано в возмещении акциза в сумме 7 039 200 руб.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области поддержал доводы и возражения представителей уполномоченного органа, просил в удовлетворении заявления конкурсного управляющего отказать.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, суд находит заявление конкурсного управляющего подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В силу пункта 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно п. 6 ст. 16 Федерального закона от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим и реестродержателем на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено данным пунктом.

Следовательно, арбитражный управляющий либо иное лицо, участвующее в деле о банкротстве, на основании пункта 6 статьи 16 и пункта 1 статьи 60 Закона о банкротстве вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении требований кредитора из реестра требований кредиторов.

Арбитражный суд, рассматривая заявление арбитражного управляющего или иного лица, участвующего в деле, об исключении требований кредитора из реестра требований кредиторов, не пересматривает судебный акт, которым требования такого кредитора были включены в реестр, а рассматривает правомерность нахождения данного кредитора в реестре после возникновения оснований, в связи с которыми лицо, участвующее в деле, просит данные требования исключить.

По результатам рассмотрения заявления арбитражного управляющего или иного лица, участвующего в деле, об исключении требований кредитора из реестра требований кредиторов, суд исключает требования такого кредитора с даты вынесения судебного акта об этом, не ставя под сомнение правомерность нахождения такого кредитора в реестре в прошлом.

Как следует из материалов дела, определением арбитражного суда от 02 августа 2013 года (резолютивная часть объявлена 01 августа 2013 года) были признаны обоснованными требования Федеральной налоговой службы России в размере 26 023 249,24 руб., в том числе основной долг – 23 143 098,75 руб., пени – 2 132 780,63 руб., штрафы 747 369,86 рублей, и включены в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества «Завод пищевых продуктов «Томский» в составе третьей очереди.

В состав указанных требований ФНС России, включенных указанным определением в реестр требований кредиторов ОАО «ЗПП «Томский» была также включена задолженность по акцизам на сумму 8 371 446,27 руб., в том числе основной долг - 7 063 580,80 руб., 1 189 446,59 -пени, 118 418,94 – штрафы, данное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспаривается.

ОАО «ЗПП «Томский» в соответствии с пунктом 1 статьи 179 Налогового кодекса РФ является плательщиком акцизов.

В соответствии 4 п. 1 ст. 183 НК РФ ( в редакции Федерального закона №338 – ФЗ от 28.11.2011г.) определено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую экономическую зону с остальной части Российской Федерации.

Согласно статье 184 НК РФ освобождение от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта или при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации либо при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса или банковской гарантии. Такие поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и сроки, которые установлены пунктами 7 и 7.1 статьи 198 настоящего Кодекса, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров или ввоза в портовую особую экономическую зону подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и неуплаты им акциза и (или) пеней.

При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 184 НК РФ).

При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров (пункт 3 статьи 184 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 203 Кодекса суммы налоговых вычетов подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 Кодекса.

На основании п. 5 ст. 194 НК РФ сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 3 ст. 204 НК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 204 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, в которых они состоят на учете, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Судом установлено и лицами, участвующими при рассмотрении настоящего обособленного спора не оспаривается, что ОАО «ЗПП «Томский» в январе, феврале, марте 2013 года реализовывало подакцизные товары (водка), помещенные под таможенный режим экспорта в рамках заключенного с ООО «БАЗИС-ТА» (Азербайджан) контракта №АЗБ-2 от 01.09.2011 г. на поставку продукции, то есть совершало операции, освобождаемые от акциза.

Несмотря на отсутствие поручительства банка (банковской гарантии), ОАО «ЗПП «Томский» в соответствии с положениями ст.ст. 194, 204 НК РФ, представило в налоговый орган по месту своего нахождения налоговые декларации за январь, февраль и март 2013 г. (т.4 л.д. 9 – 49), исчислив акциз с указанных операций соответственно за январь в размере 1 756 800 рублей, за февраль в сумме 3 522 000 рублей и март 2013 г. в сумме 1 760 400 рублей. Уплата соответствующих сумм акцизов Обществом произведена не была.

Пунктом 7 статьи 198 НК РФ предусмотрено, что при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 календарных дней со дня реализации указанных товаров представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;

2) платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который указанный товар был вывезен с таможенной территории Таможенного союза;

4) копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских таможенных органов места убытия.

Из материалов дела следует, что ОАО «ЗПП «Томский», до истечения установленного законом 180 – дневного срока на подтверждение факта экспорта, представило в налоговый орган по месту нахождения полный пакет документов в соответствии с указанной нормой.

По результатам проведения камеральной проверки Инспекция ФНС России приняла Решение №2-10 от 18.06.2013г. об отказе в возмещении сумм акциза в размере 7 039 200 рублей. Решение налогового органа основано на том, что суммы исчисленных к уплате акцизов по налоговым декларациям за январь, февраль и март 2013 г. в размере 7 039 200 рублей не подлежат возмещению, поскольку акцизы не были уплачены в бюджет. Каких – либо иных претензий в части неполноты, недостоверности или противоречивости сведений, содержащихся в представленных ОАО «ЗПП «Томский» документов, со стороны налогового органа в решении отражено не было.

В судебном заседании представители налогового органа также каких – либо мотивированных возражений в части не соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства либо не подтверждения ОАО «ЗПП «Томский» факта экспорта подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, не заявили. Возражения со стороны налогового органа в ходе судебного разбирательства были заявлены только в части отсутствия поручительства банка (банковской гарантии) при совершении указанной экспортной сделки и соответственно не уплата акцизов в бюджет в соответствии с представленными налоговыми декларациями за январь, февраль и март 2013г..

Между тем, по мнению суда, данные возражения основаны на неверном толковании положений Налогового Кодекса Российской Федерации.

Из анализа приведенных выше положений НК РФ следует, что поручительство банка (банковская гарантия) не является основанием для освобождения от уплаты акциза, а представляет собой инструмент, с помощью которого государство предотвращает вероятность неуплаты акциза в бюджет, которая может возникнуть в случае, если по каким-либо причинам товар не будет экспортирован за пределы территории Российской Федерации.

Единственным установленным налоговым законодательством основанием, в силу которого налогоплательщик освобождается от уплаты акциза, является факт вывоза подакцизного товара за пределы территории Российской Федерации, подтвержденный документами, перечисленными в пункте 7 статьи 198 НК РФ, что следует из буквального толкования подпункта 4 статьи 183, статьи 184 и пункта 7 статьи 198 НК РФ.

Принимая во внимание, что условием освобождения от обложения акцизами является исключительно соблюдение положений подпункта 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ, в связи с чем представление полного пакета документов, подтверждающих экспорт, порождает наряду с ранее возникшей обязанностью по уплате налога еще и право на его возмещение всей этой суммы.

Таким образом на дату принятия налоговым органом решения от 18.06.2013г. и до истечения установленного законом 180-дневного срока на подтверждение факта экспорта, предусмотренные законом обязательства налогоплательщика ОАО «ЗПП «Томский» перед бюджетом фактически прекратились, поскольку было подтверждено освобождение конкретных операций от налогообложения.

Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства и вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления конкурсного управляющего ОАО «ЗПП «Томский» об исключении из реестра требований кредиторов должника требований ФНС России в размере сумм акцизов 7 039 200 рублей.

Руководствуясь ст.16, 32, 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве), ст.ст.184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Заявление конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Завод пищевых продуктов «Томский» Гладкая У.Ф. удовлетворить.

Исключить из реестра требований кредиторов открытого акционерного общества «Завод пищевых продуктов «Томский» из состава третьей очереди требование ФНС России в размере 7 039 200 рублей.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты его вынесения.

Судья Ю.В. Цыбульский