НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Свердловской области от 07.08.2019 № А60-25163/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о приостановлении действия оспариваемого ненормативного акта

г. Екатеринбург

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е.Калашника,  рассмотрев заявление акционерного общества «Энергосбыт Плюс» о принятии  обеспечительных мер путем приостановления действия ненормативного акта по  делу № А60-25163/2019 

по заявлению акционерного общества «Энергосбыт Плюс»

(ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981, далее – общество «Энергосбыт  Плюс», налогоплательщик) 

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по  Свердловской области (ИНН 6619007700, ОГРН 1046601057711, далее – инспекция, налоговый орган) 

о признании незаконным и отмене постановления от 22.04.2019 

 № 117/1В, о признании недействительными предписания (требования) от  22.03.2019 № 13-29/03660, представления от 22.04.2019 № 13-29/05251, 

руководствуясь ст. 127, 135 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, 

УСТАНОВИЛ:

общество «Энергосбыт Плюс» обратилось в суд с требованием о признании  незаконным и отмене постановления инспекции от 22.04.2019 № 117/1 В, о  признании недействительными предписания (требования) от 22.03.2019 

 № 13-29/03660, представления от 22.04.2019 № 13-29/05251. 

 В ходе судебного заседания 05.08.2019 обществом «Энергосбыт Плюс»  заявлено ходатайство о приостановлении действия оспариваемого  ненормативного акта, заявитель просит приостановить действие предписания  от 22.03.2019 № 13-29/03660 и представления от 22.04.2019 № 13-29/05251  инспекции в отношении общества «Энергосбыт Плюс» до вступления в силу  решения по настоящему делу, установить месячный срок для исполнения  предписания от 22.03.2019 № 13-29/03660 и представления от 22.04.2019 № 13- 29/05251 инспекции в отношении общества «Энергосбыт Плюс» со дня  вступления решения по настоящему делу в силу. 


Рассмотрев указанное ходатайство, суд находит его подлежащим  удовлетворению по следующим основаниям. 

В силу ч. 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации при подаче заявления о признании ненормативного правового акта  недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными,  арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие  оспариваемого акта, решения. 

Приостановление действия оспариваемого ненормативного акта  (решения) относится к обеспечительным мерам, принятие которых  арбитражным судом производится по правилам, установленным главой 8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Согласно п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда  Российской Федерации от 12.10.2006г. № 55 «О применении Арбитражными  судами обеспечительных мер» (далее – Постановление) по ходатайству  заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого  ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с ч.  3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В  силу ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации применение таких мер осуществляется в порядке, определенном 

гл. 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом  особенностей производства по делам, возникающим из административных  правоотношений. Соответственно, приостановление действия оспариваемого  акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных  ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с абз. 2 п. 29 Постановления при обжаловании решений  налоговых органов или территориальных органов Пенсионного фонда  Российской Федерации о взыскании штрафов, а также решений иных  административных органов о привлечении к административной  ответственности арбитражный суд приостанавливает (если имеется  соответствующее ходатайство) исполнение оспариваемого решения до  вынесения судебного акта. 

Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии  обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении  обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства,  подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных ч. 2  ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (п. 9  Постановления). 

В силу п. 10 Постановления обеспечительные меры являются ускоренным  средством защиты, следовательно, для их применения не требуется  представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования  требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является  представление заявителем доказательств наличия оспоренного или  нарушенного права, а также его нарушения. 


В определении о применении обеспечительных мер либо об отказе в их  применении арбитражный суд должен дать оценку обоснованности доводов  заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер.  

В связи с этим при оценке доводов заявителя в соответствии с ч. 2 ст. 90  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным  судам следует иметь в виду, в том числе обеспечение баланса интересов  заинтересованных сторон. 

В соответствии с ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии  арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или  сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если  исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской  Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба  заявителю. 

При этом в целях предотвращения причинения значительного ущерба  заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение  существующего состояния отношений (status quo) между сторонами. 

По предписанию от 22.03.2019 № 13-29/03660 и представлению от  22.04.2019 № 13-29/05251 общество «Энергосбыт Плюс» обязано: 

Информацию о принятых мерах представить в налоговый орган в течение  месяца со дня получения представления. 

Заявитель указывает на то, что непринятие обеспечительных мер может  затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта по  заявленному иску. 

В соответствии с положениями ч. 16 ст. 4 Закона № 103-ФЗ по  специальному банковскому счету допускается только операции: 

- по зачислению принятых от физических лиц наличных денежных  средств; 

- зачисление денежных средств, списанных с другого специального  банковского счета платежного агента; 

- списание денежных средств на специальный банковский счет  платежного агента или поставщика; 

- списание на банковские счета.


Проведение операций, не предусмотренных Законом № 103-ФЗ, по  специальному банковскому счету не допускается (ч. 17 и 20 ст. 4 Закона № 103- ФЗ). 

Кредитные организации в силу п. 3, 4 ст. 2 Закона № 103-ФЗ не являются  платежными агентами, соответственно под операциями по специальному  банковскому счету по смыслу ч. 16 ст. 4 Закона понимаются операции по  специальному банковскому счету агента или принципала, не являющихся  кредитными организациями. 

Таким образом, Закон № 103-ФЗ не предусматривает возможность  зачисления кредитными организациями на специальные банковские счета  платежного агента денежных средств поступивших от физических лиц в эту  кредитную организацию, как в наличном, так и безналичном порядке. 

Требования содержащиеся в оспариваемых предписании и представлении  возлагающие на заявителя обязательства по внесению изменений в  существующие правоотношения в рамках заключенных договоров с  кредитными организациями - банками-партнерами, и агентских договоров с  принципалами -поставщиками коммунальных услуг могут привести к разрыву  действующих отношений. 

В частности ПАО «Сбербанк» со ссылкой на ограниченный перечень  операций по специальному банковскому счету, установленный Законом № 103- ФЗ, уже ответил о невозможности зачисление платежей поступающих в банк от  физических лиц в оплату жилищно-коммунальных услуг на специальный  банковский счет. 

По мнению заявителя, в случае признания постановления незаконным, и  как следствие недействительными предписания и представления, гарантировать  восстановление прежних отношений с контрагентами невозможно. 

Исключение из агентских договоров условия о возможности  перечисления поставщикам денежных средств, принятых от физических лиц на  банковские счета, не являющиеся специальными, в тех случаях, когда оплата  физическими лицами производится в кредитные организации  предусмотренными законодательством способами (по банковской карте, через  сеть Интернет (банк-онлайн) ПАО Сбербанк, через эквайринг с использованием  банковской карты, а также полученные в кассу банка), приведет к отказу от  приема платежей такими способами и лишение общества «Энергосбыт Плюс»  доходов в размере агентского вознаграждения с данных поступлений. 

Кроме того, в силу ограничений Закона № 103-ФЗ по операциям,  совершаемым со специальных банковских счетов, приведет к ограничению  прав плательщиков за коммунальные услуги, которые в силу п. 65 Правил  предоставления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ  от 06.05.2011 № 354) вправе производить оплату наличными денежными  средствами, в безналичной форме с использованием счетов открытых в  выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия  банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть  Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством. 


Расторжение и не восстановление действующих договорных отношений с  контрагентами лишает общество «Энергосбыт Плюс» доходов от деятельности  в качестве агента по агентским договорам. 

Так, согласно отчета по поступившим оплатам в марте 2019 года сумма  денежных средств поступивших в кредитные организации от физических лиц  составляет 20 130 795 руб. 83 коп., при этом большую часть составляют  платежи в Сбербанк России. Сумма вознаграждения по агентским договорам  доходит до 25%. 

Кроме того, неисполнение предписания и представления в установленный  в них срок, грозит обществу «Энергосбыт Плюс» административной  ответственностью по ч. 1 ст. 19.5 и ст. 19.6 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Так, невыполнение в установленный срок предписания, влечет в  соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях наложение административного штрафа на  должностных лиц от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию  на срок до трех лет, на юридических лиц - от 10 000 руб. до 20 000 руб. 

Непринятие по представлению мер по устранению причин и условий,  способствовавших совершению административного правонарушения - влечет  наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от  четырех до пяти тысяч рублей (ст. 19.6 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях). 

Суд приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя о том, что  непринятие обеспечительных мер до вступления в законную силу судебного  акта по настоящему делу может привести к невозможности сохранения  существующего состояния, затруднительности восстановления прав заявителя в  случае принятия судебного акта в его пользу. 

Учитывая предмет заявленных требований, правовое положение сторон, а  также то, что целью принятия обеспечительных мер является сохранение до  момента разрешения спора существующего положения в отношении заявителя,  суд считает, что ходатайство заявителя о принятии обеспечительных мер в виде  приостановления действия предписания от 22.03.2019 № 13-29/03660 и  представления от 22.04.2019 № 13-29/05251 до вступления в силу решения по  настоящему делу следует удовлетворить. 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 91, 92, 93, 184, 185, 199  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный  суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

приостановлении действия оспариваемого ненормативного акта удовлетворить.  2. Приостановить действие предписания (требования) от 22.03.2019 

 № 13-29/03660 и представления от 22.04.2019 № 13-29/05251 Межрайонной 


инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Свердловской области до  вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается  рассмотрение дела № А60-25163/2019 в суде первой инстанции. 

В случае обжалования определения в порядке апелляционного  производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела  можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru. 

Судья С.Е. Калашник