НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Ставропольского края от 13.03.2019 № А63-26523/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ  ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 20-53-96, факс 71-40-60, 

http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ставрополь

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Стукалова А.В.,

при ведении протокола предварительного судебного заседания секретарем судебного заседания  Дородных О.В., рассмотрев в предварительном судебном заседании заявление индивидуального  предпринимателя Казина Вячеслава Григорьевича, г. Минеральные Воды, ОГРН  312265135400217, ИНН 263004695666, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы Российской Федерации № 9 по Ставропольскому краю, г. Минеральные воды, ОГРН  1042601069994, ИНН 2630032608, о признании незаконным налогового уведомления от  14.07.20018 № 34628426 и обязании налогового органа вернуть сумму уплаченного транспортного налога за 2015-2017 гг., при участии в предварительном судебном заседании заявителя – 

Казина В.Г., его представителя – Выжемко О.В. по доверенности от 29.01.2019, представителя  Межрайонной ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю – Красовской Е.Н. по доверенности  от 09.01.2019, представителей УФНС России по Ставропольскому краю – Лихачевой Д.А. по доверенности от 29.08.2018, Мырадова А.А. по доверенности от 10.01.2019, в отсутствие неявив- шихся лиц, 

У С Т А Н О В И Л:

ИП Казин В.Г. (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю о  признании незаконным налогового уведомления от 14.07.2018 № 34628426 и обязании налогового органа вернуть сумму уплаченного транспортного налога за 2015-2017 гг. 

В предварительном судебном заседании заявитель представил уточнения к заявлению, в ко- тором, по сути, дополнил правовое основание требований ссылками на нормы статьи 358 НК РФ  приказ МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-24/177, а также указал, что им заявлены два требования: одно требование неимущественного характера – о признании незаконным налогового уведомления от 14.07.2018 № 34628426, и одно требование имущественного характера об обязании  произвести перерасчет и возвратить транспортный налог на воздушные суда типа Ан-2 с/х: RA- 32645 зав. № 1Г21944; RA-40922 зав. № 1Г21559; RA-71175 зав. № 1Г20018; RA-84743 зав. №  1Г20201 за три года (2015, 2016, 2017). 

Изменения заявленных требований следует принять в порядке статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). 


Также во вводной части заявления предприниматель указал, в качестве второго соответчика  (заинтересованного лица) – Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому  краю. 

Арбитражный суд расценил данное указание как ходатайство заявителя о привлечении  Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю в качестве соответчика  (заинтересованного лица). 

Предприниматель просил суд удовлетворить указанное ходатайство.

Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю и Межрайонная  ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю высказали возражения против удовлетворения ука- занного ходатайства, последняя также представила отзыв, в котором указала, что заявитель не  выполнил досудебный порядок урегулирования спора и до обращения в Арбитражный суд Ставропольского края не обращался в вышестоящий налоговый орган с жалобой на акт налогового  органа ненормативного характера, основания для удовлетворения требований предпринимателя  отсутствуют. Также Межрайонная ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю просила суд  приостановить производство по делу до вынесения решения по жалобе предпринимателя Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -  НК РФ) налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюде- нием законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевре- менностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в  бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему  входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в  области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы. 

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законода- тельством Российской Федерации (пункт 3 статьи 30 НК РФ). 

Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю является вышестоящим налоговым органом и не осуществляет налоговое администрирование индивидуального  предпринимателя Казина Вячеслава Григорьевича, г. Минеральные Воды, ОГРН  312265135400217, ИНН 263004695666. 

Обязанность по совершению определенных действий может быть возложена на налоговый  орган по месту учета налогоплательщика (месту государственной регистрации), т.е. в данном  случае на Межрайонную ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю (инспекцией). 

Рассмотрение Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю жалобы на принятый инспекций ненормативный акт не является основанием для привлечения вы-


шестоящего налогового органа к участию в споре в качестве соответчика по правилам части 6  статьи 46 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). 

В связи с чем в удовлетворении ходатайства заявителя о привлечении Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю в качестве соответчика (заинтересованного  лица) следует отклонить. 

В соответствии с абзацем 3 части 5 статьи 4 АПК РФ экономические споры, возникающие  из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение  арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если  такой порядок установлен федеральным законом. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного  характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и  надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть  обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган  в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. 

Предприниматель не обращался с жалобой в вышестоящий налоговый орган о признании  незаконным налогового уведомления от 14.07.2018 № 34628426 Межрайонной ИФНС России 

 № 9 по Ставропольскому краю до обращения в Арбитражный суд Ставропольского края с дан- ным заявлением. Доказательств обратного суду не представлено. 

В связи с чем предпринимателем не выполнены условия, установленные пунктом 2 статьи  138 НК РФ

Согласно разъяснениям, данным в пункте 67 Постановления № 57, судам надлежит прини- мать во внимание, что прежде, чем передать возникшие разногласия на рассмотрение суда, нало- гоплательщик и налоговый орган должны принять меры к урегулированию спора во внесудебном  порядке. 

Несоблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования  спора с ответчиком в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ является основанием  для оставления искового заявления без рассмотрения. 

При таких обстоятельствах требование заявителя в части признания незаконным налогового  уведомления от 14.07.2018 № 34628426 следует оставить без рассмотрения (определение Верхов- ного Суда РФ от 11.10.2017 по делу № А53-5001/2016). 

Таким образом, судом рассматривается одно требование имущественного характера, предъ- явленное к Межрайонной ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю об обязании произвести  перерасчет и возвратить транспортный налог на воздушные суда типа Ан-2 с/х: RA-32645 зав. №  1Г21944; RA-40922 зав. № 1Г21559; RA-71175 зав. № 1Г20018; RA-84743 зав. № 1Г20201 за три  года (2015, 2016, 2017). 


При рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или по- становлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми  органами в соответствии со статьями 46 или 47 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что  положения Кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процеду- ре урегулирования таких споров. 

Поэтому указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд  независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям  в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа, уплатив государствен- ную пошлину в соответствующем размере (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, пункт 65  постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). 

В пункте 62 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 разъяснено, что если судом при рассмотрении заявления налогового органа о взыскании сумм налога, пеней, штрафа,  предъявленного во исполнение решения этого органа о привлечении (об отказе в привлечении) к  ответственности за совершение налогового правонарушения, будет установлено, что в производ- стве вышестоящего налогового органа имеется жалоба на указанное решение заявителя, суд при- менительно к пункту 1 части 1 статьи 143 АПК РФ обязан приостановить рассмотрение дела до  рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы налогоплательщика. 

При этом срок приостановления не должен превышать сроков рассмотрения жалобы, уста- новленных пунктом 3 статьи 140 НК РФ. В случае, если после возобновления производства по  делу будет установлено, что указанное решение налогового органа было отменено вышестоящим  налоговым органом полностью или в части и что обстоятельства, послужившие основанием по- дачи налогоплательщиком жалобы, устранены, суд применительно к пункту 1 части 1 статьи 150  АПК РФ прекращает производство по делу полностью или в соответствующей части. 

Из пояснений участвующих в деле лиц следует, что предприниматель добровольно испол- нил обязанность по уплате транспортного налога за период с 2015 по 2017 гг. Решения о взыскании с заявителя сумм налога не принимались, в вышестоящем налоговом органе не рассматрива- ются жалобы на решения налогового органа. 

При принятии определения о приостановлении производства по делу суд должен указать  обстоятельства, свидетельствующие о невозможности разбирательства данного дела и принятии  по нему решения, а также о необходимости приостановления всех процессуальных действий. 

Судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о невозможности разбирательства данного дела и принятии по нему решения, до рассмотрения Управлением Федеральной  налоговой службы по Ставропольскому краю жалобы на принятый инспекций ненормативный  акт в виде уведомления от 14.07.2018 № 34628426, при оспаривании которого предпринимателем  не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. 


Основания для приостановления производства по делу на основании статей 143, 144 АПК  РФ отсутствуют, в удовлетворении ходатайства Межрайонной ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю о приостановлении производства по делу следует отказать. 

В ходе судебного разбирательства участвующие в деле лица просили суд отложить судеб- ное разбирательство. 

Изучив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд считает подго- товку дела к судебному разбирательству оконченной. 

Соответственно дело является подготовленным к судебному разбирательству, процессуаль- ные основания для отложения предварительного судебного заседания в порядке статьи 158 АПК  РФ отсутствуют, в удовлетворения ходатайства заявителя и заинтересованного лица следует от- казать. 

Руководствуясь статьями 5, 49, 123, 136, 137, 148, 189, 197, 198, Арбитражного процессу- ального кодекса Российской Федерации, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

изменения заявленных требований принять.

Ходатайство заявителя о привлечении Управления Федеральной налоговой службы по  Ставропольскому краю в качестве соответчика (заинтересованного лица) отклонить. 

Ходатайство Межрайонной ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю о приостановлении производства по делу отклонить. 

Требование индивидуального предпринимателя Казина Вячеслава Григорьевича, г. Минеральные Воды, ОГРН 312265135400217, ИНН 263004695666, в части признания незаконным  налогового уведомления от 14.07.2018 № 34628426 оставить без рассмотрения. 

Ходатайства заявителя и заинтересованного лица об отложении судебного разбирательства  отклонить. 

Завершить подготовку дела к судебному разбирательству.

Назначить дело к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда  первой инстанции на 09 апреля 2019 года в 10 часов 15 минут в помещении Арбитражного суда  Ставропольского края по адресу: г. Ставрополь, ул. Пржевальского, 1, 1 этаж, каб. № 102. 

Заявителю уточнить сумму, подлежащую возврату, представить доказательства уплаты гос- ударственной пошлины за рассмотрение судом имущественного требования. 

Определение в части оставления части требований без рассмотрения может быть обжалова- но в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения по правилам, установленным  главой 34 АПК РФ, и в кассационном порядке в срок, не превышающий двух месяцев со дня  вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, по правилам, установленным главой 35  АПК РФ

Судья А.В. Стукалов