НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Ставропольского края от 07.10.2015 № А63-8274/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-53, факс 71-40-60,

E-mail: my.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г. Ставрополь                                                                                          Дело № А63-8274/2015

13 октября 2015 года  

Резолютивная часть определения объявлена 07 октября 2015 года.

Определение  изготовлено в полном объеме 13 октября 2015 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Онуфриенко Л.И., рассмотрев дело по заявлению государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, город Ставрополь, ОГРН 1022601948665, ИНН 2634003750, в лице филиала № 1, город Изобильный,

к прокуратуре Изобильненского района, город Изобильный,

о признании недействительным представления прокуратуры Изобильненского района от 17.06.2015 № 7-88-2015,

при участии в судебном заседании от заявителя – Акулова А.А., представителя по доверенности от 29.12.2014 № 152,

от заинтересованного лица – Пилипко А.А., удостоверение от 12.10.2012 № 139906,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 1 обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к прокуратуре Изобильненского района о признании недействительным представления прокуратуры Изобильненского района от 17.06.2015 № 7-88-2015.

 Сведения о времени и месте рассмотрении дела размещены на официальном сайте арбитражного суда  http://www.my.arbitr.ru.

Согласно  материалам дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае (далее — ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае) в период с 13 по 24 апреля 2015 года в отношении филиала № 1 Государственного учреждения — Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проведена выездная проверка использования средств субвенций из федерального бюджета, предоставленных в 2014 году на реализацию переданных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 № 240, а также проверка устранения выявленных нарушений проверкой, проведенной в 2014 году.

В ходе проверки выявлено, что филиалом № 1 Государственного учреждения — Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в нарушение ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2011 № 57н, несвоевременно (свыше месяца с даты принятия решения о выплате) производились выплаты компенсаций за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации и (или) оказанные услуги на общую сумму 4241084,25 рубля.

По результатам проверки был составлен акт выездной проверки от 20.05.2015 года и вынесено представление от 25.05.2015 № 55.

В дальнейшем прокуратурой Изобильненского района по заданию прокуратуры края была проведена проверка по информации Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае о нарушениях бюджетного законодательства, выявленных в результате проверки финансово-хозяйственной деятельности в филиале № 1 Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014 год.

В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 14. постановления Правительства Российской Федерации от                07 апреля 2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», п. 5 приказа Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 № 57н «Об утверждении порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитация и (или) оказанию услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации», п. 19 ч. II Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 сентября 2011 №   1041н, в 2014 году по КБК 393   1003  7373957321 несвоевременно  (свыше месяца с даты принятия решения о выплате) производились выплаты компенсаций за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации и (или) оказанные услуги на общую сумму 4241084,25 рубля.

На основании вышеизложенного прокуратурой Изобильненского района было вынесено представление от 17.06.2015 № 7-88-2015об устранении нарушений бюджетного законодательства, законодательства о социальной защите инвалидов.

В соответствии с указаннымпредставлением прокуратура потребовала:

1. Безотлагательно рассмотреть представление, известив о месте и времени его рассмотрении прокуратуру района, для обеспечения участия сотрудников при рассмотрении представления.

2. Принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

3. Привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за указанные в представлении нарушения.

4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в установленный законом месячный срок.

Посчитав указанное представление прокуратуры незаконным, государственное учреждение – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 1 обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим заявлением. 

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)    органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных    публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

При осуществлении надзора за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (статья 1, пункт 2 статьи 21 Закона о прокуратуре).

Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 названного Закона).

Согласно статье 24 Закона о прокуратуре представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения в суд.

При рассмотрении в судебном порядке дела об административном правонарушении, выразившемся в невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Закона о прокуратуре, а также с учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора не может быть исполнено принудительно, поскольку оно направлено на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 данного Закона органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.

Соответствующая правовая позиция относительно актов прокурорского реагирования сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2007 № 1865/07 и от 21.10.2008 № 9445/08.

Из определения нормативного правового акта, данного в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»,    а    также    разъяснений,    содержащихся    в     пункте    5    информационного    письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.1993 № С-13/ОП-167, следует, что под ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные  для исполнения индивидуально определенными субъектами правоотношений предписания, обеспечиваемые мерами принудительного характера (в том числе возможностью применения ответственности за их неисполнение), направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что представление не обладает признаками ненормативного правового акта, проверка законности которого может быть осуществлена в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как он не содержит распорядительно-властных предписаний в отношении общества, носит рекомендательный, информационный характер и не порождает обязанность  фонда по безусловному исполнению содержащегося в нем требования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса  РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Принимая во внимание изложенное, производство по делу подлежит прекращению. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151,  184, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

производство по делу №А63-8274/2015 по заявлению государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 1, город Изобильный, к прокуратуре Изобильненского района о признании недействительным представления прокуратуры Изобильненского района от 17.06.2015 № 7-88-2015, прекратить.

Определение суда о прекращении производства по делу может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья                                                                                                            Н.В. Макарова