НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Республики Татарстан от 14.10.2019 № А65-23753/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Казань

                                                                                                                          Дело № А65-23753/2019

Дата изготовления определения в полном объеме октября 2019 года

Дата объявления резолютивной части определения октября 2019 года

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галимзяновой Л.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Валиевой Р.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Поставки топливных компонентов", г. Казань (ОГРН 1161690113452, ИНН 1658191645) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №14 по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1041621126887, ИНН 1655005361) о признании незаконными действий, выразившиеся в неправомерном отказе от принятия налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года, переданной заявителем 23.04.2019 по телекоммуникационным каналам связи, и бездействия по устранению указанного нарушения прав заявителя в период с 25.04.2019 по 16.05.2019, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, о признании датой представления налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года 23 апреля 2019 года,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,

с участием:

от заявителя – не явился, извещен,

от ответчика – Булатова Л.Ф по доверенности от 27.12.2018;

от третьего лица – Хакимов Э.И. по доверенности от 17.06.2019, диплом ОК №62079 от 20.05.2011;

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью "Поставки топливных компонентов", г.Казань  (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №14 по Республике Татарстан, г. Казань (далее – ответчик, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившиеся в неправомерном отказе от принятия налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года, переданной заявителем 23.04.2019 по телекоммуникационным каналам связи, и бездействия по устранению указанного нарушения прав заявителя в период с 25.04.2019 по 16.05.2019, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, о признании датой представления налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года 23 апреля 2019 года.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) к участию  в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств не заявил. Затребованные судом доказательства того, что оспариваемые действия и бездействия ответчика привели к нарушению прав и законных интересов общества, не представил.

Представитель ответчика заявила ходатайство о приобщении к материалам дела копии письма от 30.09.2019, адресованное руководителю общества за подписью заместителя начальника налогового органа, в котором налоговый орган сообщает о принятии налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года датой 23.04.2019, а также о том, что в результате камеральной налоговой проверки декларации нарушение срока её представления не установлено, в связи с чем предмет спора в суде урегулирован.

Суд приобщил письмо от 30.09.2019 к материалам дела в порядке статьи  159 АПК РФ.

Представитель ответчика требования заявителя не признала, по доводам, изложенным в отзыве на заявление. Пояснила, что причиной отказа в принятии налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года , направленной обществом по телекоммуникационным каналам связи 23.04.2019, послужил технический сбой, возникший по не зависящим от налогового органа причинам. При повторной сдаче декларация принята по дате её первоначального представления, а именно, 23.04.2019. В результате проведенной камеральной налоговой проверки нарушение срока её представления не установлено. Таким образом, налоговым органом приняты меры по устранению нарушения прав общества, соответственно, до обращения в суд с соответствующим заявлением предмет спора урегулирован. Просила прекратить производство по делу в указанной части.

При этом, представитель ответчика заявила ходатайство об оставлении без рассмотрения заявления общества в части признания незаконным бездействия налогового органа по устранению указанного нарушения прав заявителя в период с 25.04.2019 по 16.05.2019, поскольку с жалобой на указанное бездействие общество в УФНС по РТ не обращалось, следовательно, в указанной части обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Представитель третьего лица поддержал позицию ответчика, указав, что заявителем не представлены доказательства нарушения прав и интересов общества обжалуемыми действиями и бездействиями налогового органа.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя на основании статьи 156 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 23.04.2019 заявитель направил в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2019. В ответ заявителем получено уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным, в связи с тем, что электронная подпись не принадлежит отправителю/подписанту документа (Батт Аида Рустамовна).

Далее, заявитель 26.04.2019, 13.05.2019, 14.05.2019, 15.05.2019, 16.05.2019 повторно направил в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2019. В ответ заявителем снова были получены уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным, в связи с тем, что электронная подпись не принадлежит отправителю/подписанту документа (Батт Аида Рустамовна).

На действия налогового органа, выразившиеся в неправомерном отказе от принятия налоговой декларации за 1 квартал 2019 года и уклонения от проведения её камеральной проверки, обществом 30.04.2019, 14.05.2019, 15.05.2019, 16.05.2019 и 17.05.2019 поданы жалобы в Управление ФНС России по Республике Татарстан.  

Решением Управления ФНС России по Республике Татарстан от 22.05.2019 №2.8-18/014085@ жалоба общества оставлена без рассмотрения, с указанием на то, что попытка общества подать налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2019 года в установленный законодательством срок, а именно, 23.04.2019, налоговым органом подтверждается. 17 мая 2019г. декларация принята, таким образом, обжалуемые действия устранены.

Полагая незаконными действия налогового органа, выразившиеся в неправомерном отказе от принятия налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года, переданной заявителем 23.04.2019 по телекоммуникационным каналам связи, и бездействия по устранению указанного нарушения прав заявителя в период с 25.04.2019 по 16.05.2019, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, заслушав доводы ответчика и третьего лица,  суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статей 198, 201 АПК РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Пунктом 5 ст. 80 НК РФ установлено, что налогоплательщик или его представитель подписывают налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Согласно п. 7 ст. 80 НК РФ формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 8 ст. 161 и п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НКРФ.

Процедура приема налоговых деклараций (расчетов), представленных в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, отражена в Административном регламенте Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденном Приказом Минфина России от 02.07.2012г. № 99н (далее по тексту - Административный            регламент).

Судом по материалам дела установлено, что вследствие технического сбоя, повлекшего ошибочное исключение юридического лица - ООО "Поставки топливных компонентов" из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего, программный продукт налогового органа отклонил декларацию по НДС за 1 квартал 2019 общества "Поставки топливных компонентов", направленную в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи 23.04.2019, при этом было сформировано уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, по основаниям п. 28 Административного регламента - «ЭП не принадлежит отправителю/подписанту документа».

Решением Арбитражного суда РТ по делу № А65-11439/2019 по заявлению ООО "Поставки топливных компонентов" о признании незаконным решения налогового органа об исключении юридического лица - ООО "Поставки топливных компонентов" из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего, заявленные требования организации удовлетворены в полном объеме. Обстоятельства, послужившие для обращения в суд устранены, принято решение о прекращении процедуры исключения ООО "Поставки топливных компонентов".

После восстановления юридического лица в ЕГРЮЛ, налоговый орган 17.05.2019 принял налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2019.

Судом установлено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2019 года принята налоговым органом 17.05.2019 датой её первоначального представления- 23.04.2019. О данном факте в процессе рассмотрения настоящего спора общество было уведомлено письмом налогового органа от 30.09.2019.

Следовательно, оспариваемое обществом действие по отказу в принятии декларации устранено.

Обращаясь в суд, заявитель указал, что действиями ответчика по отказу в принятии налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года были нарушены его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку они напрямую препятствовали его нормальной предпринимательской деятельности, вынудило заявителя к необходимости совершить не нужные при нормальном хозяйственном обороте дополнительных действий по шестикратной повторной подаче одной и той же декларации и понести затраты на услуги по шестикратному обжалованию незаконных действий инспекции по отказу в её приёме. Длительная незаконная задержка в приёме декларации сама по себе является прямым нарушением прав и законных интересов общества, в том числе на своевременное получение документального подтверждения исполнения обязанностей налогоплательщика. Незаконные действия и бездействия налогового органа привели к негативным последствиям для заявителя, в том числе к подрыву его репутации как добросовестного налогоплательщика, дополнительным временным и материальным затратам на неоднократное повторное представление декларации и обжалование незаконных действий ответчика.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Определением от 26.09.2019 суд предложил заявителю представить доказательства того, что оспариваемые действия и бездействия ответчика привели к нарушению прав и законных интересов общества.

Однако, заявителем такие доказательства представлены не были ни при обращении в суд, ни в ходе судебного разбирательства по делу.

Вместе с тем, судом установлено, что в рассматриваемом случае отказ в принятии налоговой декларации, допущенный по причине технического сбоя в системе, каких-либо последствий для предпринимательской деятельности общества не повлек.

В результате камеральной проверки декларации нарушение срока её представления налоговым органом не установлено; общество не привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ; операции по счетам общества не приостановлены.

По смыслу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение заинтересованного лица в суд должно привести к защите либо восстановлению нарушенного субъективного права (материально-правового интереса).

В рассматриваемом случае правовой интерес заявителя фактически удовлетворен, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2019 года принята налоговым органом датой её первоначального представления- 23.04.2019, о чем налоговый орган письменно уведомил заявителя.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя. Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия налогового органа, выразившиеся в неправомерном отказе от принятия налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2019 года, переданной обществом 23.04.2019 по телекоммуникационным каналам связи, не привели к нарушению прав и законных интересов заявителя. Доказательства обратного материалы дела не содержат, заявителем не представлены.

В связи с изложенным, производство по делу в части требований о признании незаконными действий налогового органа, выразившиеся в неправомерном отказе от принятия налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года, переданной обществом 23.04.2019 по телекоммуникационным каналам связи, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, признав датой представления налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года 23.04.2019, подлежит прекращению по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Производство по делу в части требования заявителя о признании незаконным бездействия налогового органа по устранению нарушений прав общества в период с 25.04.2019 по 16.05.2019 подлежит оставлению без рассмотрения на основании следующего.

Как усматривается из содержания апелляционных жалоб, заявитель обжаловал в Управление ФНС России по Республике Татарстан отказ Межрайонной инспекции ФРС России №14 по Республике Татарстан от принятия налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года, переданной по телекоммуникационным каналам связи, и уклонение от проведения её камеральной проверки. Требование о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Республике Татарстан по устранению нарушений прав общества с ограниченной ответственностью «Поставки топливных компонентов» в период с 25.04.2019 по 16.05.2019, ни одна из жалоб общества не содержит.

Решение Управления ФНС России по Республике Татарстан 22.05.2019 №2.8-18/014085@ содержит выводы лишь относительно указанных в апелляционной жалобе общества доводов.

Соответственно,  бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Республике Татарстан по устранению нарушений прав общества с ограниченной ответственностью «Поставки топливных компонентов» в период с 25.04.2019 по 16.05.2019, не было обжаловано в установленном НК РФ порядке.

В силу п.2 ст.138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В пункте 67 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть оспорены в суде только в той части, в которой они были обжалованы в вышестоящий налоговый орган.

Частью 5 статьи 4 АПК РФ предусмотрено, что экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о несоблюдении заявителем досудебного порядка обжалования в части требования, которое не было указано в апелляционных жалобах общества, поданных в УФНС России по Республике Татарстан. В этой связи заявление общества в указанной части подлежит оставлению без рассмотрения.

При подаче заявления обществом по платёжному поручению № 208 от 05.08.2019 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб.

В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная обществом, подлежит возврату.

 Руководствуясь  пунктом 2 части 1 статьи 148, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184, 185, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Прекратить производство по делу в части требований о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Республике Татарстан, выразившиеся в неправомерном отказе от принятия налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2019 года, переданной обществом с ограниченной ответственностью «Поставки топливных компонентов»  23.04.2019 по телекоммуникационным каналам связи, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Поставки топливных компонентов», признав датой представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2019 года 23 апреля 2019 года.

Заявление в части требования о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Республике Татарстан по устранению нарушений прав общества с ограниченной ответственностью «Поставки топливных компонентов» в период с 25.04.2019 по 16.05.2019 оставить без рассмотрения.

Обществу с ограниченной ответственностью «Поставки топливных компонентов» выдать справку на возврат из бюджета государственной пошлины в размере 3 000 руб., уплаченной платежным поручением № 208 от 05.08.2019.

Определение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд  в месячный срок через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья                                                                                                      Галимзянова Л.И.