НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Республики Мордовия от 31.03.2014 № А39-1117/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

Дело № А39-1117/2014

город Саранск                                                                                             марта 2014 года

          Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи Артамоновой Л.А.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                 Касымовой И.М.

 рассмотрев в открытом судебном заседании  дело по заявлению

закрытого акционерного общества  «Мордовский бекон», пос. Чамзинка, Республика Мордовия

к Государственной инспекции труда по Республике Мордовия, г.Саранск

о признании незаконным и отмене постановления №135/2014/4нс/6  от 28.02.2014 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности

при участии   в заседании:

от   заявителя: не явился (ходатайство от 31.03.2014 о рассмотрении в отсутствие представителя)

от   ответчика:  Брановец  В.А.,  представителя. доверенность от  13.05.2013 №10,                                                

  у с т а н о в и л :

 закрытое акционерное общество  «Мордовский бекон»,  (далее – ЗАО «Мордовский бекон»,  общество, заявитель) обратилось   в арбитражный суд с заявлением  о признании незаконным и отмене постановления  Государственной инспекции труда в Республике Мордовия (далее – инспекция, ответчик) №135/2014/4нс/6  от 28.02.2014  о привлечении  общества к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и охране труда  в виде  взыскания штрафа в размере   35 000 рублей. 

  Представитель ЗАО  «Мордовский бекон» в судебное заседание не явился. В заявлении, поступившем в арбитражный суд 31.03.2014, просил  дело рассмотреть в отсутствие его представителя.

На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  дело рассмотрено в отсутствие представителя ЗАО «Мордовский бекон», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Государственная инспекция труда в РМ   в отзыве на заявление  от 28.03.2014                    №1218 указала, что  данный спор не подведомственен арбитражному суду, поскольку предприятием  допущено нарушение законодательства о труде. В связи с чем, просила производство по делу на основании  пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекратить.

  Как следует из материалов дела   26.02.2014   начальником отдела (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия на основании приказа исполняющего обязанности  руководителя инспекции №85  от 28 января 2014 года   с 28.01.2014 по 26.02.2014 проведено расследование несчастного случая происшедшего 26.01.2014  с инженером-механиком  ЗАО «Мордовский бекон», а также осуществлена проверка  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда,  по защите прав и интересов работников.

  В ходе проверки выявлено, что  ЗАО «Мордовский бекон» допущены   нарушения обязательных требований  статей 68, 101, 113, 136 Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, охраны труда, в отношении работников  общества Гуляйкина А.М.Павкина  В.П., о чем     составлены акты от 26.02.2014, выдано предписание  от 26.02.2014 №135/2014/4нс/1.

 26.02.2014 начальником отдела инспекции  (по охране труда)  в отношении ЗАО «Мордовский бекон»    составлен протокол  №135/2014/4нс/2  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  По результатам проверки  28.02.2014  начальником отдела  инспекции (по охране труда) вынесено постановление №135/2014/4нс/6 о привлечении ЗАО «Мордовский бекон»к административной ответственности по   части 1 по статьи 5.27 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде взыскания  штрафа в размере 35000 руб.

           Не согласившись с указанным постановлением, ЗАО «Мордовский бекон»    обратилось  с данным заявлением в арбитражный суд.

             Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению, а производство по делу   прекращению по следующим основаниям.

           Подведомственность споров определяется  статьями 27-33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и зависит от характера заявленных требований и субъектного состава сторон.

          Не подлежат рассмотрению в арбитражных судах не подведомственные им споры.

          В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

           Согласно пункта 3 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие  из административных  и иных публичных правоотношений экономические ссоры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. 

           На основании части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу  части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса РФ   производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается арбитражным судом на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

         Из приведенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, допущенных организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. 

  В части 1 статьи 5.27 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда.

         Субъектом ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ выступает работодатель, допустивший правонарушение в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не  является  для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью, а относится к вопросам ее внутренней организации.

Согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Понятие таких отношений содержится в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации.

В рассматриваемом случае ЗАО «Мордовский бекон»      привлечено к ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ за нарушение  требований   68, 101, 113, 136  Трудового кодекса Российской Федерации и других нормативных документов о труде и охране труда.

 Выступая работодателем, общество выполняло в отношении нанятых им работников функции и обязанности, присущие работодателю и предусмотренные трудовым законодательством, следовательно, оно привлечено к ответственности  не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением,  а как участник трудовых правоотношений, допустивший нарушение законодательства о  труде.

     Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

 Такой подход к разграничению подведомственности дел об оспаривании решений административных органов соответствует правовой позиции и толкованию, изложенному Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях                     от 04.11.2003  № 8908/03 и от 28.04.2009 № 13798/08.    

 В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Следовательно, несоблюдение правил подведомственности также означает нарушение права на рассмотрение дела законным составом суда.

 Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 № 262-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Арбитражного суда Томской области о проверке конституционности части 3 статьи 30.1 КоАП РФ" разъяснено, что часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июня 2010 года N 3342/10 указано, что арбитражные суды не вправе вмешиваться в деятельность судов общей юрисдикции и нарушать правила подведомственности.

         Поскольку спор между предприятием и инспекцией труда  возник из трудовых правоотношений и лишен экономического характера,  такой спор  подведомствен суду общей юрисдикции и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

            В пункте 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено правило, согласно которому арбитражный суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.                   

Таким образом, производство по данному делу подлежит прекращению в связи с  его неподведомственностью  арбитражному суду.

  Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184-185  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

о п р е д е л и л :

1. Производство по делу прекратить.

2. В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

            3. Определение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                                     Л.А.Артамонова