НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Республики Марий Эл от 01.07.2014 № А38-3288/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении искового заявления без движения

«01» июля 2014 года

Дело № А38-3288/2014

г. Йошкар-Ола

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Лежнина В.В.

рассмотрел исковое заявление и приложенные к нему документы Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл

к ответчику филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл

о снятии земельного участка с кадастрового учета

третьи лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению го- сударственным имуществом в Республике Марий Эл, ФГУП «Рослесинфорг» по Республике Марий Эл, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл

УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к ответчику, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл, в котором просит обязать снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 12:14:0000000:7057.

Форма и содержание искового заявления должны соответствовать правилам ста- тьи 125 АПК РФ с приложением документов, указанных в статье 126 АПК РФ.

Исковое заявление является неконкретным и имеет существенные правовые про- тиворечия между описанными обстоятельствами спора и сформулированным в его ре- золютивной части требованием о снятии земельного участка с кадастрового учета.

Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл не указывает в содержа- нии искового заявления статью закона или иного нормативного правового акта, на ос- новании которых ему предоставлено право заявлять такое требование. Такой вид тре- бования не известен Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государствен- ном кадастре недвижимости» и АПК РФ.

По существу требование направлено на признание незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, об отказе в снятии земельного участка с ка- дастрового учета. Между тем дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не- нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществ- ляющих публичные полномочия, рассматриваются арбитражным судом по общим пра- вилам искового производства, с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ.


Однако заявление составлено с существенным нарушением требований арбит- ражного процессуального законодательства к его форме и содержанию, а также вопре- ки условиям о документах, прилагаемых к нему, что влечет его оставление без движе- ния по следующим правовым и процессуальным основаниям.

1. Заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и дейст- вий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, подлежит разби- рательству не по правилам искового производства, а по специальным правилам главы 24 АПК РФ как дело, вытекающее из административных и иных публичных право- отношений. Стороны спора публичного содержания занимают процессуальное поло- жение заявителя (лицо, считающее, что оспариваемое решение не соответствует зако- ну или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интере- сы) и ответчика (государственный орган, должностное лицо, принявшее оспариваемое решение или совершившее оспариваемое действие).

Таким образом, заявление, направленное на оспаривание решения об отказе в сня- тии земельного участка с кадастрового учета, неправильно оформлено в качестве иско- вого заявления. Кроме того, в деле, вытекающем из публичных правоотношений, должно быть определено процессуальное положение лиц, участвующих в деле. При этом стороны должны именоваться «заявитель» и «ответчик».

Между тем заявление изложено в форме искового заявления, процессуальное по- ложение лица, обратившегося в арбитражный суд, определено в качестве истца.

Кроме того, Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл определило в качестве лица, к которому предъявлены требования, филиал федерального государст- венного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл.

Однако по смыслу части 2 статьи 43 АПК РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности (про- цессуальная дееспособность) принадлежит в арбитражном суде только организациям, зарегистрированным в качестве юридического лица (статьи 48, 51 ГК РФ). Между тем обособленное подразделение - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл не обладает правами юридического лица и принимает решения от имени уполномо- ченного органа, которым на территории Республики Марий Эл является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, када- стра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл.

Указанные процессуальные ошибки подлежат устранению путём внесения соот- ветствующего изменения в текст заявления с тем, чтобы привести его форму в соответ- ствие с правилами статьи 199 АПК РФ, уточнить процессуальное положение лица, об- ратившегося в арбитражный суд, и наименование органа, решение которого оспарива- ется. Изложенные нарушения являются основанием для оставления искового заявления без движения.

2. В силу пунктов 4 и 5 части 1 статьи 199 АПК РФ в заявлении необходимо сформулировать требование о признании ненормативного правового акта недействи- тельным, решения незаконным, а также назвать законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт. Тем самым закон обязывает излагать и формулировать требование таким образом, чтобы оно точно соответствовало способу защиты гражданских прав, предусмотренному действующим законодательством. При этом арбитражный суд может принять решение по заявлению при условии, если требование является юридически конкретным, определенным и реально исполнимым.


Также согласно пункту 2 части 1 статьи 199 АПК РФ требование должно содер- жать название, номер, дату принятия оспариваемого решения, акта.

Из содержания искового заявления усматривается, что 13.05.2014 Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл обращалось в межрайонный отдел № 1 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл с заявлением о снятии с государст- венного кадастрового учета объекта недвижимости. Однако регистрирующий орган принял решение об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:14:0000000:7057. Указанное решение № 12/2014- 16027 от 14.05.2014 оформлено отдельным документом и представляет собой ненорма- тивный правовой акт.

Тем самым фактические обстоятельства заявления связаны с отказом регистри- рующего органа снять земельный участок с кадастрового учета. В случае ограничения либо нарушения прав лица в результате принятия государственным органом ненорма- тивного правового акта или решения, содержащего властное волеизъявление и порож- дающего правовые последствия для конкретного лица, процессуально грамотным яв- ляется оспаривание в судебном порядке именно письменного акта или решения.

Резолютивная часть заявления об оспаривании решения и действия (бездействия) должна соответствовать предусмотренным статьей 201 АПК РФ формулировкам и про- цессуальной терминологии, которые используются арбитражным судом при принятии решения. В частности, в заявлении, как и в решении, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным пол- ностью или в части (часть 1 статьи 199, часть 4 статьи 201 АПК РФ).

Следовательно, заявителю предлагается указать в резолютивной части требование о признании незаконным решения об отказе в снятии с кадастрового учета земель- ного участка, изложенного в соответствующем документе, которое имеет реквизиты (дату, номер).

Кроме того, исходя из пункта 4 части 1 статьи 199 и статьи 201 АПК РФ, в заяв- лении, в том числе и в его резолютивной части, должны быть указаны законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует ос- париваемый акт ответчика.

Следовательно, в период оставления искового заявления без движения заявителю предлагается в резолютивной части надлежащим образом оформленного заявления уточнить предмет требования, указав на признание незаконным решения об отказе в снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, приведя его реквизиты, а также привести в резолютивной части заявления конкретные статьи законов и иных норма- тивных правовых актов, которым, по мнению заявителя, противоречит оспариваемое решение ответчика.

3. По смыслу пункта 3 части 1 статьи 199 АПК РФ заявитель обязан подтвердить ссылкой на закон как наличие защищаемого права, само процессуальное право на подачу заявления, так и привести подробные ссылки на содержание каждой нормы материального или процессуального права с изложением аргументации о необходимо- сти их применения при разрешении спора.

В силу статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, го- сударственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обра- титься в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) закон- ных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд. Орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, пользу- ется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности заявителя.


Однако Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл не назвало феде- ральный закон, позволяющий предъявить заявление о снятии с кадастрового учета зе- мельного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и находящегося в аренде у общества с ограниченной ответственностью «Кокшайский Лесохозяйственник».

Более того, заявлением признается требование о защите нарушенного публичного права. При этом законом допускается защита только своего права и не допускает- ся предъявления заявления в защиту чужих прав (статья 4 АПК РФ).

Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл без какого-либо правово- го обоснования предъявило требование от лица Российской Федерации.

Выявленное арбитражным судом существенное процессуальное нарушение вле- чет оставление заявления без движения с тем, чтобы в течение предоставленного срока Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл обосновало возможность предъявления заявления от иного лица и свою компетенцию на предъявление такого требования применительно к статье 53 АПК РФ либо заявило ходатайство о возвраще- нии искового заявления для предъявления нового требования.

4. В силу части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне заявителя или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Судебный акт, которым закончится рассмотрение дела, может повлиять на права и обязанности Российской Федерации и общества с ограниченной ответственностью «Кокшайский Лесохозяйственник», поэтому их следует привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Тем самым Министерству лесного хозяйства Республики Марий Эл необходимо решить вопрос о привлечении к участию в деле Российской Федерации в лице Терри- ториального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, общества с ограниченной ответственностью «Кокшайский Лесохозяйственник» и определить их процессуальное положение по де- лу.

Для устранения процессуальной ошибки арбитражный суд оставляет исковое за- явление без движения и представляет срок, необходимый для направления копий над- лежащим образом оформленного заявления и иных документов третьим лицам.

5. В силу пункта 5 части 2 статьи 125, пункта 3 части 1 статьи 126 АПК РФ заяви- тель обязан особо назвать обстоятельства, на которых основаны требования, и под- тверждающие эти обстоятельства доказательства. Они должны быть изложены после- довательно, конкретно с необходимой оценкой и соответствовать юридическим фактам, из которых возникли спорные правоотношения.

Из представленных документов усматривается, что Министерство лесного хозяй- ства Республики Марий Эл 13.05.2014 обращалось к ответчику с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости. Между тем в материалы дела не представ- лены заявление № 12-0-1-64/3001/2014-3662 и приложенные к нему документы.

В связи с вышеизложенным арбитражный суд оставляет исковое заявление без движения и устанавливает срок для представления необходимых документальных до- казательств.


6. В силу пункта 9 части 1 статьи 126 АПК РФ к заявлению должна прилагаться выписка из единого государственного реестра юридических лиц с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства заявителя и ответчика. Такие докумен- ты должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения арбитражный суд.

Между тем в материалах дела отсутствуют документы, позволяющие проверить место нахождения заявителя и ответчика. По этой причине арбитражный суд оставляет исковое заявление без движения и устанавливает срок для представления выписок из ЕГРЮЛ.

В соответствии с частью 1 статьи 128 АПК РФ, арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125, 126 и 199 АПК РФ, выносит определение об оставлении искового заявления без движения.

Таким образом, арбитражный суд оставляет без движения исковое заявление Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл и считает необходимым устано- вить срок, в течение которого оно должно устранить процессуальные нарушения.

Руководствуясь статьей 128 АПК РФ, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Исковое заявление Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл ос- тавить без движения.

2. Предложить заявителю в срок до «30» июля 2014 года совершить процессуаль- ные действия, направленные на устранение допущенных им нарушений:

а) составить заявление в соответствие с требованиями статьи 199 АПК РФ, ука- зав процессуальное положение лица, обратившегося в арбитражный суд, в качестве заявителя, в котором также:

- уточнить наименование органа, решение которого оспаривается;

- уточнить содержание требования применительно к терминологии статьи 201 АПК РФ, указав в резолютивной части на признание решения об отказе в снятии с ка- дастрового учета незаконным полностью или в части, приведя его номер и дату

- привести в резолютивной части заявления конкретные статьи законов и иных нормативных правовых актов, которым, по мнению заявителя, противоречит оспари- ваемое решение ответчика;

- обосновать возможность предъявления заявления от иного лица и свою компе- тенцию на предъявление такого требования применительно к статье 53 АПК РФ;

- решить вопрос о привлечении к участию в деле Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государствен- ным имуществом в Республике Марий Эл, общества с ограниченной ответственностью «Кокшайский Лесохозяйственник», определить их процессуальное положение по делу и направить им копии надлежащим образом оформленного заявления и иных докумен- тов заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить указанные документы нарочным.

б) представить следующие документальные доказательства:

- заявление от 13.05.2014 № 12-0-1-63001/2014-3662 и приложенные к нему доку- менты;

- выписки из ЕГРЮЛ в отношении заявителя и ответчика, полученные не ранее чем за тридцать дней до дня обращения в суд;

- положение о Министерстве лесного хозяйства Республики Марий Эл;


- заявления, представленные в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 06.03.2014 №01/022/2014-126, № 01/022/2014-127, № 01/022/2014-128, и документы, приложенные к ним.

в) направить ответчику и третьим лицам копии надлежащим образом оформлен- ного заявления и приложенные к нему документы, которые у них отсутствуют, заказ- ным письмом с уведомлением о вручении или вручить указанные документы нароч- ным. Подлинные доказательства такого направления или вручения представить в арбитражный суд.

3. Документы, указанные в определении, должны быть высланы таким образом, чтобы они могли быть получены арбитражным судом до истечения установленного настоящим определением срока. При направлении документов в арбитражный суд, необходимо ссылаться на номер дела А38-3288/2014.

Телефоны: канцелярия 69-33-42, факс 56-58-48, помощник судьи 69-34-16, секре- тарь судебного заседания 69-33-10.

Официальный сайт Арбитражного суда Республики Марий Эл в сети Интернет: www.mari-el.arbitr.ru. Адрес электронной почты: info@mari-el.arbitr.ru.

4. В случае если обстоятельства, послужившие основанием для оставления иско- вого заявления без движения, не будут устранены в срок, установленный в определе- нии, арбитражный суд вправе возвратить исковое заявление и приложенные к нему до- кументы на основании статьи 129 АПК РФ.

Определение обжалованию не подлежит.

Судья

В.В. Лежнин



2

3

4

5

6