НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Республики Крым от 25.10.2018 № А83-12699/18



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

E-mail: info@crimea.arbitr.ru

http://www.crimea.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2018 года                                                                                    Дело №А83-12699/2018

Резолютивная часть определения объявлена 25 октября 2018 года. Определение в полном объеме изготовлено 26 октября 2018 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Лукачева С.О. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кодик Е.Д. рассмотрел материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью Центр аудита и охраны труда «Лидер» (ОГРН – 1159102051844; ИНН – 9102168601; ул. Толстого, 33/3, оф. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295051)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (ОГРН – 11477463920904; ИНН – 7707831115; ул. Мате Залки, 1/9, г. Симферополь, Республика Крым, 295053);

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ОГРН – 1147746357153; ИНН – 7707830457; ул. А. Невского, 29, г. Симферополь, Республика Крым, 295006)

о признании требования, письма недействительными,

при участии:

от заявителя – не явился;

от заинтересованного лица – Алиева Э.Э., доверенность от 26.06.2018 №06-19/24, представитель;

от третьего лица – Попова Д.О., доверенность от 22.10.2018 №06-20/14809.

УСТАНОВИЛ:

07.08.2018 общество с ограниченной ответственностью Центр аудита и охраны труда «Лидер» (далее – заявитель, ООО Центр аудита и охраны труда «Лидер», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым (далее - суд) с заявлением о признании недействительным требования от 31.05.2018 №152110 и письма от 08.07.2018 №15-29/21222@ Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (далее – ИФНС по г. Симферополю, инспекция) в части нарушения формы уведомления о переходе с 01.01.2017 на УСН «Доходы».

07.09.2018 суд принял заявление; возбудил производство по делу и назначил предварительное судебное заседание с извещением лиц, участвующих в деле, о чем вынесено соответствующее определение.

ООО Центр аудита и охраны труда «Лидер» явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечило; о дне, месте и времени слушания дела уведомлено надлежащим образом и своевременно; заявления и ходатайств от него до начала слушания дела в адрес суда не поступало.

Представители ИФНС по г. Симферополю, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (далее – УФНС по Республике Крым, управление) во время судебного заседания указали на необходимость оставления заявления без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 148 процессуального закона ввиду несоблюдения обществом досудебного порядка урегулирования спора.

Исследовав материалы дела; оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришёл к выводу, что заявление подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.

Согласно ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

В силу ч. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Под соблюдением обязательного досудебного порядка, дающего право налогоплательщику обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения (действия, бездействия) налогового органа, следует понимать фактическое принятие вышестоящим налоговым органом соответствующего решения, поскольку в случае подачи апелляционной жалобы решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части, а не вступившее в силу решение, на которое подана апелляционная жалоба, не влечет последствий до момента его утверждения, в связи с чем не может быть оспорено в суде в силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ.

С учетом положений ст. 140 НК РФ данная жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, по итогам рассмотрения которой вышестоящим налоговым органом выносится решение по существу.

Следовательно, досудебный порядок обжалования решений (действий (бездействия) инспекции в вышестоящий налоговый орган предусматривает не только подачу жалобы на решения налогового органа, но и ее рассмотрение и вынесение по ней соответствующего решения.

Более того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.10.2017№308-КГ17-6729 предусмотренное п. 2 ст. 139.3 НК РФ решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения не является итоговым решением по жалобе налогоплательщика (виды таких решений указаны в п. 3 ст. 140 НК РФ), носит исключительно процедурный характер и не может быть признано в качестве решения по жалобе налогоплательщика, с принятием которого Налоговый кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации связывают соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования налогового спора.

В свою очередь, предметом спора, возникшего в рамках рассматриваемого дела, является проверка законности требования от 31.05.2018 №152110 и письма от 08.07.2018 №15-29/21222@ ИФНС по г. Симферополю в части нарушения формы уведомления о переходе с 01.01.2017 на УСН «Доходы».

При этом 16.10.2018 в УФНС по Республике Крым поступила жалоба ООО Центр аудита и охраны труда «Лидер» на действия (бездействие) должностных лиц инспекции, неподписанная подателем жалобы. Ввиду указанных обстоятельств на основании п. 3 ст. 138.3 НК РФ названая жалоба оставлена управлением без рассмотрения, о чем 22.10.2018 вынесено решение №07-22/14780@.

19.10.2018 обществом через ИФНС по г. Симферополю направлена аналогичная жалоба (вх. №046836), содержащая подпись ООО Центр аудита и охраны труда «Лидер», и не рассмотренная управлением по существу по состоянию на 26.10.2018.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, что, в свою очередь, является основанием для оставления заявления без рассмотрения применительно к п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ.

Суд также обращает внимание общества, что оставление заявления без рассмотрения не лишает лицо права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения (ч. 3 ст. 149 АПК РФ).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

В этой связи уплаченная на основании платежного поручения от 24.07.2018 №397 государственная пошлина размере 3 000,00 руб. подлежит возврату ООО Центр аудита и охраны труда «Лидер».

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 148, ст.ст. 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.Заявление общества с ограниченной ответственностью Центр аудита и охраны труда «Лидер» оставить без рассмотрения.

2.Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Центр аудита и охраны труда «Лидер» из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную согласно платежному поручению от 24.07.2018 № 397 в размере 3 000,00 руб.

Определение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, г. Севастополь, ул. Суворова, 21) в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Судья                                                                                                                          С.О. Лукачев